Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Решение психологических задач




I. Приводится выдержка из работы Л. И. Божович «Этапы формирования личности в онтогенезе».

...В ранние периоды развития (до 6—7 лет) дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занима­ют в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление ее изменить. Если у них возникают новые возможно­сти, не находящие реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, тогда они переживают неудовлетворенность, вызывающую у них бессознательный протест и сопротивление, что и находит свое выра­жение в кризисах одного года и трех лет.

В отличие от этого у детей 5—7-летнего возраста в связи с продвижением в их психическом развитии появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школь­ника и к учению как новой социально значимой деятельности. Конечно, иногда это стремление имеет и другое конкретное выражение: например, стремление выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя ка­кие-то их обязанности, стать помощниками в семье и т. д. Но психологическая сущность этих стремлений остается той же самой — старшие дошкольники начинают стремиться к новому положению в системе доступ­ных им общественных отношений и к новой общественно значимой деятельности. (Возрастная и педагогиче­ская психология / сост. М. О. Шуаре. М., 1992. С. 201—202.)

Какие еще факторы определяют социальную ситуацию развития в младшем школьном возрасте? В какой деятельности разрешаются основные противоречия этого возраста?

II. В отечественной психологии широкую популярность получила позиция, согласно ко­торой психическое развитие происходит в процессе осуществления ведущей деятельности. На это также указывает в своей работе А. В. Запорожец.

...В разные периоды детства психологические новообразования, новые психофизиологические новообра­зования, новые психофизиологические уровни, новые планы отражения действительности складываются на основе деятельности, приобретающей ведущее значение в данном возрасте. Хотя необходимым условием перехода от одного вида ведущей деятельности к другому являются процессы созревания организма ре­бенка, а также накопления ими известного индивидуального опыта, однако не это составляет основную при­чину подобного рода переходов.

... При анализе закономерностей возрастного развития психики, связанного с переходом от одного вида веду­щей деятельности к другой, обнаруживается важное значение усвоения общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями. В связи с этим психика детей одного и того же возраста, живущих в различных социально-исторических условиях и подвергающихся различным воспитательным воздействиям, сохраняя неко­торые общие возрастные черты, может приобретать весьма различное конкретное содержание и разные струк­турные особенности. (Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского. М., 1987. С. 307.)

Каковы ведущая деятельность и основные новообразования младшего школьника? Как процессы, происходящие в современном обществе, влияют на психическое развитие детей?

III. Приведены суждения о роли мотивов в деятельности человека. (Приводится по: Тара-тунский, Ф. С. Задачи и упражнения по общей психологии / Ф. С. Таратунский, Н. Ф. Таратунская. Мн., 1988. С. 88—89.)

а) В центре внимания современной психологии — мотивация поведения человека. Известно ведь, что в зави­симости от цели деятельности (мотива) меняется и человеческая активность.

б) Что важнее всего — поступок человека или предшествующие ему мотивы? Ведь перед совершением поступков в каждом из нас происходит воистину громадная душевная работа. Поступок всего-навсего резуль­тат ее. Мотивы, ассоциации, мысли, проявления чувств — тут зачастую такая внутренняя борьба...

в) Нередко наблюдаются случаи, когда школьник проявляет активность, старательно выполняет задания учителя, поручения общественных организаций, но при этом, как оказывается, руководствуется престижными, себялюбивыми устремлениями или другими сугубо личными мотивами и целями.

г) От сочетания мотивов и целей зависит многое; деятельность периода «врабатываемости», степень рабо­тоспособности, интенсивность той стадии, которую психологи называют «конечный порыв».

д) Одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса — упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю по­следующую жизнь человека.

Оцените данные суждения. Какие можно выделить мотивы учебной деятельности млад­ших школьников?

IV. По результатам исследования интеллектуального развития детей П. Я. Гальперин де­лает вывод:

Таким образом, все приобретения в процессе учения можно разделить на две неравные части: одну состав­ляют новые общие схемы вещей, которые обусловливают новое их видение и новое мышление о них, другую — конкретные факты и законы изучаемой области, конкретный материал науки. По общей массе вторая часть намного превышает первую, но в такой же мере уступает ей в значении для развития мышления. И только при третьем типе ориентировки в предмете отношение между общими схемами вещей и научными знаниями о них, а вместе с тем и отношение между обучением и развитием мышления становится явным и понятным потому, что лишь при этом типе в программу обучения включается формирование тех обобщенных схем действитель­ности, которые в процессе ее изучения становятся объединяющими схемами отдельных действий, новыми струк­турами мышления...

В настоящее время только организация поэтапного формирования умственных действий и понятий (харак­терных для интересующего нас периода развития) по третьему типу ориентировки в предмете открывает воз­можность изучать интеллектуальное развитие в динамике, в работе его движущих сил и складывающихся механизмов. (Возрастная и педагогическая психология / сост. М. О. Шуаре. М., 1992. С. 108—109.)

Как данные идеи перекликаются с теорией Ж. Пиаже? В чем различаются подходы П. Я. Гальпери­на и Ж. Пиаже к проблеме развития мышления детей?

V. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся на уроке, и ответьте на вопросы.

Ученик сидит на уроке и смотрит в окно. Учитель это видит и призывает: «Петя, прекрати смотреть в окно. Слушай внимательно!».

Правомерны ли такие призывы учителя?

Что может стать причиной отвлечения внимания младшего школьника на уроке?

VI. Определите, о какой мотивации учения Вани идет речь.

К Ване пришел Миша позвать его гулять. А Ваня отвечает, что не сделал еще уроки. На что Миша возразил: «Потом доделаешь!». «Но я должен сделать сейчас, — ответил Ваня. — Иначе меня будет ругать учительница, да и мама мной будет недовольна, запретит смотреть телевизор».

VII. Чем можно объяснить описанный ниже эпизод? Приведите аргументы, подтвержда­ющие вашу точку зрения.

Родительница обратила внимание на то, что ее сын Витя (8 лет) совсем не хочет играть с девочками, считая их плаксами. Сам он играет в супергероев. В играх с риском он самый сильный,

VIII. Младшие школьники, которые хорошо учатся, имеют более высокую самооценку, чем неуспеваю­щие. Учеба для младшего школьника имеет ключевое значение. И на ее основе формируется самоутверждение ребенка. Чтобы вселить уверенность в школьника, поднять его самоуважение, взрослые прибегают к похвале пусть небольшого какого-то достижения. Если самооценка и самоуверенность ребенка в учебной деятельности низкие и не удается повысить успехи ребенка в учебе, то каким образом может быть откорректирована самооцен­ка родителями ребенка?

IX. У младших школьников достаточно хорошая память. И многие без особого труда заучивают учебные тексты механически. Но будучи в средних классах, когда материал становится сложным и большим по объему, они начинают испытывать трудности.

Как предупредить возможные трудности обучения в средних классах? Какими приемами можно воспользоваться для совершенствования памяти? Каким рациональным способам за­поминания вы можете научить младших школьников?

X. Мама очень хотела помочь сыну Пете (6 лет 8 мес.) выполнять домашнее задание. Но, к удивлению мамы, никакие советы сын не принимает, говоря, что надо делать так, как велела учительница.

(Задачи V—X приводятся по: Волков, В. С. Психология младшего школьника / В. С. Волков. М., 2002. 128 с.)

Почему сложилась такая ситуация? Каким образом это характеризует социальную ситуа­цию развития младшего школьника?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных