Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические основы получения интересующей информации




 

Общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующих сведений, является теория бессознательного. Термин «бессознательное» употребляется для обозначения таких явлений, которые протекают в психике человека, но не осознаются им. Смысл получения информации путем выведывания заключается в том, чтобы, опираясь на общие закономерности психической деятельности субъекта нашего интереса, побудить его к передаче информации в той или иной форме сотруднику. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, его необходимо побудить к неосознанной ее передаче58.

Бессознательные психические процессы для нормальной жизнедеятельности организма являются прямой необходимостью. В этом проявляется еще одна функция бессознательного, она обеспечивает «разгрузку» сознания, что находит свое отражение в выработке так называемых «защитных механизмов» сознания. Смысл защитных механизмов заключается в том, что они вытесняют или подавляют всю ту информацию из сознания, которая мешает или противоречит деятельности и поведению человека в конкретной ситуации.

Известно, что грань между сознательным и бессознательным весьма условна. И.С. Кон отмечает, «что защитные механизмы призваны поддерживать известную целостность, устойчивость, идентичность индивидуального самосознания в условиях, когда конфликт различных установок ставит его под угрозу»59.

Если обратиться к психологической структуре личности, то в ее различных подструктурах можно найти немало элементов, являющихся бессознательными психическими явлениями. Скажем, основные элементы биологически обусловленных качеств — свойства темперамента, задатки, врожденные влечения и т. п., как правило, не осознаются субъектом. Многим психическим явлениям присущи элементы бессознательного. Устойчивые элементы профессионального и жизненного опыта, как правило, не осознаются субъектом. Это — автоматизированные навыки, умения и особенно привычки. Многие действия, совершаемые человеком многократно и имеющие жизненное значение, также остаются вне его сознания. Например, мы ежедневно по несколько раз в день пользуемся ключом от квартиры, но сознаем лишь его прямое назначение, что же касается геометрической конфигурации ключа, то она не отражается в сознании и мы испытываем затруднение, когда просят нарисовать этот ключ.

Наконец, определенные черты характера, свойственные человеку, присущие ему способности, также не всегда осознаются им. Нередко для осознания этих черт субъекту нужны определенные обстоятельства (например, военное время или чрезвычайное положение), которые раскроют эти черты как элементы личности. Иногда человек не осознает своих способностей и они раскрываются по мере развития его самосознания в процессе практической деятельности. Следовательно, бессознательные явления не есть область чего-то загадочного, это обычные психические явления, но не достигшие уровня сознания.

Исходя из общих теоретических положений и практического опыта, выработанного человечеством, можно выделить два основных способа получения необходимой информации.

Первыйэто побуждение субъекта к непроизвольным высказываниям фактов, представляющих интерес для сотрудников.

Второйпобуждение интересующего лица к непроизвольным физическим и экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию. Внутри названных способов можно выделить ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой правоохранительным органам информации.

Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица, соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям. Например, чтобы выяснить, знакомо ли интересующее лицо с фотографией, сотрудник берет с собой какие-либо фотопринадлежности (фотоаппарат, фотобумагу, пленку), которые объективно могут послужить к соответствующим высказываниям, да и разговору в целом. А для того, например, чтобы выяснить некоторые стороны жизни интересующего лица, можно использовать соответствующие альбомы по назначению, в частности, для завязывания разговора на политическую тему — газету, журнал.

Вообще следует сказать, что в качестве конкретных предметов, побуждающих заинтересованное лицо к непроизвольным высказываниям, могут быть использованы личные вещи этого лица (предметы туалета, книги и т. д.); предметы, принадлежащие близким связям этого лица; иные предметы, доступные для восприятия. Наличие таких конкретных предметов дает двойной психологический результат. С одной стороны, альбом, например, воспроизводит в памяти интересующего оперативное подразделение лица хранящиеся там образы прошлого, а с другой — побуждает к конкретным высказываниям.

Само собой разумеется, что оживление в памяти образов прошлого — процесс достаточно осознанный. Что же касается высказываний, то они, как правило, непреднамеренны, в том смысле, что лицо, интересующее нас, рассказывая о своей жизни, не осознает, что тем самым оно сообщает информацию, интересующую сотрудника.

Необходимые условия для успешного применения этого приема: 1) предмет, избранный для демонстрации, должен ассоциироваться с предметом, который бы воскресил в памяти интересующего лица события, подлежащие уяснению; 2) демонстрация должна быть всегда естественной и оправдываться конкретной ситуацией; 3) действия и поступки сотрудника при демонстрации предмета должны быть экспрессивно обоснованы.

Следует отметить, что основное правило применения этого приема следующее: побуждение к непроизвольному высказыванию при демонстрации предметов достигает своей конкретной цели только в том случае, если интересующее лицо не осознает, что данный предмет служит поводом для высказывания.

Использование смежной темы разговора. Этот прием дает в целом возможность вести целенаправленную беседу, не прибегая к постановке вопросов. Такая тема оживляет ряд образов в памяти чело века, неизбежно захватывая в свою орбиту и образы из области запретной то есть известной только ему информации. Здесь следует учитывать не перечень возможностей, а сам способ ставить тему, то есть умение наводящими вопросами задать основной вопрос и получить на него ответ. Переключение на смежную тему может осуществляться с помощью самых различных нейтральных вопросов.

Любопытно начала однажды разговор с матерью разыскиваемого преступника наша доверенная.

— Мария Ивановна, очень прошу извинить за опоздание, — сказала она тяжело дыша.

— А я вас уже давно жду. Видимо, опять собрание было?

— Не-ет! Вы знаете кого я встретила? Валентину Николаевну... Помните?

— Как же, как же!.. Что-то она ко мне уже не заходит...

— Ей очень некогда. Понимаете, в больницу привезли оборудование... У них теперь своя лаборатория будет...

— Вот как?

Мать разыскиваемого помолчала и затем добавила:

— А как хотел этого мой Виктор! Ночами не спал...

Сотрудник и доверенная знали, что разыскиваемый, в прошлом врач больницы, настойчиво добивался организации лаборатории, о чем постоянно говорил с матерью. Именно это обстоятельство и было выбрано в качестве смежной темы для разговора доверенной о разыскиваемом. В итоге мать долго рассказывала о своем сыне и сообщила часть данных о его личности и образе жизни, которые вообще не были до этого известны правоохранительным органам.

В данном случае получение интересующей информации осуществлялось путем использования смежной темы, которая оживляла в памяти интересующего нас лица соответствующие представления и побуждала его к непроизвольным высказываниям.

Сущность этого явления заключается в том, что практически одинаковые реакции возникают у человека на все слова, которые сходны по смыслу, то есть относятся к одной логической группе, и почти не зависят от их звучания или написания60.

Основные условия успешного применения данного приема состоят в следующем: 1)тема разговора, используемая в качестве смежной, должна быть известна интересующему лицу и иметь для него определенную личностную значимость и ценность; 2) смежная тема должна логически вытекать из конкретной ситуации; 3) действия и поступки лица, осуществляющего получение информации должны быть психологически обоснованными и экспрессивно подтвержденными, то есть соответствовать профессиональным и индивидуальным особенностям личности.

Методические условия использования данного приема: 1) смежная тема не должна быть слишком близка к основному вопросу, подлежащему выведыванию, так как в противном случае она приобретает характер плохо замаскированного прямого вопроса; 2) тема не должна быть и слишком отдалена от основного выясняемого вопроса, ибо это вызывает памяти массу других образов и ведет к высказываниям, которые не содержат в себе интересующей информации.

Таким образом, использование смежной темы разговора для получения интересующей сотрудника информации состоит в том, чтобы оживить впечатления, хранящиеся в памяти у интересующего лица, замаскировать действительное значение смежной темы и в результате побудить его непреднамеренно передать соответствующую информацию.

Использование чувства значимости конкретной личности. Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство собственного достоинства. Затронув это чувство, можно добиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется по вопросу, представляющему интерес для сотрудника. В целенаправленных беседах можно использовать стремление человека во что бы то ни стало защитить свою точку зрения, повысить личную значимость в глазах окружающих. При этом следует учитывать сложившиеся с заинтересованным лицом взаимоотношения. В частности, это, представляющее интерес для правоохранительного органа, лицо может считать нашего сотрудника или другом, или зависимым лицом. С учетом того, как это лицо относится к сотруднику, создаются определенные предпосылки для получения информации. К таким предпосылкам относятся следующие:

а) стремление собеседника искренне и бескорыстно помочь партнеру. Это стремление выражается обычно в попытках дать конкретный совет, переубедить и т. д.;

б) чувство благодарности, испытываемое в ответ на действия и высказывания партнера. Поэтому собеседник может сообщить интересующую нас информацию, рассматривая свои действия как своеобразное возвращение «долга»;

в) желание удивить оппонента, вызвать у него растерянность. Этот фактор ярко проявляется в процессе спора, затрагивающей интересы обоих собеседников;

г) потребность получить отклик собеседника на свои высказывания. Данный фактор имеет особое значение, когда партнер пользуется авторитетом у собеседника. Иногда, рассказывая что-либо, они желают получить совет или одобрительный отклик от человека, которого ценят.

Все это дает основание сотруднику применять при получении интересующей информации специфические приемы этого метода, такие как: обращение к чувству собственного достоинства, проявление равнодушия, «игра» на чувстве собственного достоинства собеседника и проявление участия. Кратко остановимся на этих обозначенных приемах.

Обращение к чувству собственного достоинства. Этот прием предполагает похвалу, лесть, подчеркнутое выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению к собеседнику. Прием особенно эффективен при общении с тщеславными и честолюбивыми людьми. Обращение к чувству собственного достоинства позволяет установить с такими людьми тесные отношения и способствует проявлению искренности с их стороны.

Условия успешного применения данного приема: 1) перед похвалой всегда следует сделать комплимент; 2) при обращении с похвалой следует принять соответствующее выражение лица и позу; 3) подчеркивать «достоинства» интересующего лица лучше, сравнивая его с оппонентами. При этом следует знать о том, что все хорошо в меру, и об этом не надо забывать.

Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большое желание обсудить сведения, которыми он располагает, затронуть в разговоре известную лишь только ему новость, которой он придает большое значение. Проявление безразличия к важной с точки зрения собеседника информации, пренебрежение ею задевают его самолюбие и тем самым стимулируют к высказыванию дополнительных данных, подчеркивающих значимость этой информации.

Условия, необходимые для успешного применения данного приема:

1) нужно вовремя почувствовать, что интересующее лицо «переполнено» сведениями. Это безусловно заметно по поведению этого лица: он бросает частые взгляды в сторону лица, которому хочет что-то сказать, не может спокойно сидеть на одном месте, начинает усиленно жестикулировать и показывать, что владеет информацией;

2) нельзя в это время навязывать интересующему лицу свою тему разговора;

3) проявление равнодушия со стороны оперативного сотрудника может побудить это лицо к высказыванию лишь в условиях доверительности. Это фиксируется по стремлению интересующего лица уединиться с сотрудником. При отсутствии доверительности равнодушное отношение сотрудника к этому лицу вызовет у него ответные реакции подобного рода.

Использование эмоционального стресса. Под эмоциональным стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения. В таком состоянии у человека ослабевает контроль за своим поведением и высказываниями. Различают несколько этапов развития такого состояния. Эмоциональный стресс возникает в результате какого-либо резкого и сильного воздействия на человека, возбуждающего его психику и нарушающего нормальную ориентировку в окружающей обстановке. Основной этап — период бурных переживаний, плохо контролируемых действий и речевых реакций. И заканчивается эмоциональный стресс постепенным переходом к спокойствию.

Ввести интересующее лицо в состояние эмоционального стресса можно задав неожиданный вопрос; сделать неточное или ложное заявление; сообщить якобы «важные» сведения; показать свою осведомленность в чем-либо.

Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидности. Путем постановки неожиданного вопроса можно привести интересующее лицо в замешательство, уличить его в чем-то, например в обмане. В первом случае это лицо может не осознавать намерений собеседника, во втором — эти намерения им осознаются.

Условия для успешного применения этого приема: 1) неожиданный вопрос не должен быть связан с темой настоящего разговора;

2) этот вопрос должен касаться интимных проблем или секретов;

3) содержание вопроса должно быть четким и конкретным.

Основное правило применения этого приема: если поставлена задача разоблачить или уличить собеседника, неожиданный вопрос должен поставить интересующее лицо в тупик; если же нужно привести его в замешательство, то надо предусмотреть для этого лица пути выхода из этого положения.

Неточное или ложное заявление. Намеренно делая ложное заявление или неверно высказываясь по какому-либо вопросу, мы рассчитываем на то, что собеседник захочет уточнить или дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными натурами, которых искажение фактов легко выводит из равновесия. Не менее эффективен этот прием и по отношению к людям, считающим себя «знатоками» или большими эрудитами.

Условия успешного применения данного приема: 1) неточное или ложное заявление должно касаться сферы идей, которые волнуют интересующее лицо в данный момент; 2) такое действие должно создавать у интересующего лица определенное затруднение в виде борьбы мотивов: сказать — не сказать и т. д.; 3) человек, использующий этот прием, должен убедить собеседника в искренности своего поведения.

Основное правило применения приема: ложность заявления должна быть очерчена в основном правильно, искаженной может быть лишь какая-нибудь конкретная деталь нашей информации.

Сообщение «важных» сведений. Использование сведений, которые могут изменить настроение человека, помогает направить беседу в нужное русло и получить интересующую сотрудника информацию.

Условия, необходимые для успешного применения данного приема: 1) при подборе «важных» сведений необходимо учитывать доминирующие потребности человека и его индивидуально-психологические особенности; 2) требуется находиться с заинтересованным лицом в состоянии доверительности; 3) источник информации должен обладать необходимым в глазах интересующего лица уважением и авторитетом.

Показ осведомленности. Этот прием используется, когда уже известны некоторые детали вопроса и событий и нужно получить дополнительную информацию. Умелое оперирование даже немногими известными деталями может создать у лица впечатление полной информированности собеседника и побудить его к взаимности и откровенности.

Подбрасывание ложных доказательств. Давно известно, что человек гораздо больше доверяет идеям, возникающим в его собственной голове, нежели тем, которые преподносят ему другие люди. Поэтому опытные в профессиональном плане оперативники по возможности стараются избегать прямого давления на объекта,

а предпочитают косвенное воздействие на ее образ мыслей. Для этого они как бы ненароком подбрасывают ему определенную информацию, выводы из которой он должен сделать сам. Искусство получения информации состоит как раз в том, что при грамотной подаче определенных фактов объект нашего интереса должен сделать именно те однозначные выводы и донести их до слушающего, на которые и рассчитывает оперативный сотрудник.

Создание образа «простака». Суть этого приема заключается в том, что оперативный сотрудник, нарочито принижая собственные умственные способности, старается создать у объекта ощущение интеллектуального превосходства. В результате объект теряет бдительность, так как не ожидает какого-либо подвоха от «простака», с которым он общается. На самом деле простаком оказывается объект.

В своей книге «Искусство обмана» Ю. Щербатых пишет, что в каждой стране есть свой знаменитый детектив, которому под силу распутать любое преступление. У англичан это Шерлок Холмс, у американцев — Пинкертон, у французов — комиссар Мегрэ. Оказывается, у китайцев тоже есть свой гений сыска — господин Пэн, прототип которого действительно жил в XVII—XVIII веках в императорском Китае и возглавлял один из уездов страны. Господин Пэн оказался проницательным полицейским и раскрыл множество самых запутанных преступлений.

Однажды он расследовал дело о двойном убийстве — мужчины и молодой женщины. Женщина была задушена, а мужчина обезглавлен, причем голову не нашли, так что его нельзя было опознать. Женщину же опознал ее отец, который сказал, что последнее время она жила со своим мужем по имени Яо Гуанчжи. Муж убитой, естественно, отрицал свою причастность к преступлению, хотя его поведение вызывало у господина Пэна подозрение. В то время, когда был обнаружен труп его жены, он развлекался с хорошенькой соседкой — женой Ли. Муж госпожи Ли, по ее словам, несколько дней назад уехал за товарами и должен вернуться очень не скоро. Все это наводило господина Пэна на мысль, что молодые люди, сговорившись, убили своих супругов, чтобы жить вместе.

Он приказал подвергнуть подозреваемого Гуанчжи допросу с пристрастием, но тот упорно настаивал на своей невиновности и кричал, что его бьют незаслуженно. Между тем явных улик против Гуанчжи и госпожи Ли у Пэна не было, и он решил изменить тактику поведения. Он приказал прекратить допрос, извинился перед Яо Гуанчжи за побои и даже выдал ему должную компенсацию за причиненный «моральный ущерб». После чего он отпустил подозреваемых домой. На прощание он сказал Яо Гуанчжи: «Иди, похорони свою жену и занимайся своими делами. Поверь, что я отомщу за твою жену негодяю, который ее убил!»

Арестованные поблагодарили Пэна и отправились восвояси. Но хитрый господин Пэн направил по их следам своего лучшего сыщика. Тот обнаружил, что они пошли в дом к госпоже Ли. Сыщик осторожно отклеил бумагу на окнах их дома и увидел, что они весело пируют за богато накрытым столом. Госпожа Ли подливала Яо Гуанчжи вино со словами: «Выпей еще два кубка за полученные сегодня удары». Тот отвечал: «Завтра мы избавимся от этой штуки, которая может нас погубить. Тогда у меня камень с души упадет». Женщина ответила: «Теперь мы можем навечно стать мужем и женой. Ты избавился от нее, а я от него». И она поднесла кубок с вином к губам Яо Гуанчжи. Услышав все это сыщик ворвался в комнату и заковал захваченных врасплох преступников.

Так, прикинувшись простачком. Пэн проявил мудрость и тем самым обманул убийцу, заставив того проговориться61.

К приемам, с помощью которых реализуется второй способ получения информации, следует отнести следующие:

1. Демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта. Данный прием успешно применяется в оперативной и следственной практике.

Здесь в порядке примера можно привести факты о весьма своеобразных, экспрессивных реакциях террориста С. на предметы, связанные с его преступной деятельностью. В процессе обыска у него изъяли сапоги, в которых он находился в день совершения террористического акта. Чтобы проверить, какое психологическое воздействие окажет на С. изъятие у него сапог, следователь как бы случайно приоткрыл в начале одного из допросов дверь шкафа, в котором находились сапоги С. Увидев сапоги, тот вел себя на протяжении всего допроса нервозно, а в камере конкретно заявил: «Погибну. Мое положение ухудшается...» Продолжая применять намеченные тактические приемы, следователь... оставил на столе упакованное в пакет ружье, похожее на то, из которого стрелял подозреваемый, который долго наблюдал за пакетом, а при подписании протокола судорожно ощупал его»62.

В этом случае на побудительные воздействия (предметы) субъект реагировал экспрессивными или физическими действиями. Он, разумеется, достаточно хорошо осознавал значение предметов, но его выразительные движения (в мимике, позе, ощупывании) совершались совершенно бессознательно.

Но именно эти непроизвольные реакции как раз и содержали в себе интересующую нас информацию, то есть данные о его причастности к совершенному преступлению.

Условия практического использования этого приема следующие: 1) демонстрируемые конкретные предметы должны быть действительно или вероятно связаны с преступной деятельностью этого субъекта; 2) субъект должен воспринять эти предметы в соответствующей ситуации; 3) действия и поступки лица, демонстрирующего предмет, должны выражать его нейтральное отношение к этим предметам и быть соответствующим образом мотивированы.

2. Создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций. Такими ситуациями могут быть как естественно сложившиеся, так и искусственно созданные. Так, весьма удачно этот прием был использован во время обыска у арестованного контрабандиста. Пока обыск шел в квартире, контрабандист не проявлял никаких признаков беспокойства и равнодушно смотрел в окно. Через некоторое время один из сотрудников вышел на крыльцо, обошел вокруг дома и неожиданно крикнул: «Тайник здесь!» Контрабандист мгновенно встрепенулся, выбежал на крыльцо и посмотрел на цветочную клумбу. В созданной неожиданной и психологически острой ситуации, желая убедиться, что тайник найден, контрабандист совершенно непроизвольно выдал своим взглядом место, где находился тайник с большим количеством драгоценностей и валюты.

На Калининградской таможне произошел такой случай. Во время досмотра вещей одна из иностранных туристок, которая довольно непринужденно и даже беспечно себя вела, вдруг притихла и помрачнела, что насторожило сотрудников таможни и заставило их повторить досмотр выборочно: в результате чего у этой туристки было обнаружено значительное количество наркотиков, искусно спрятанных в чемодане.

В приведенных примерах субъекты реагировали на кратковременные, неожиданные или психологически острые ситуации соответствующими экспрессивными и физическими действиями. Сами ситуации осознавались ими достаточно хорошо, но моторные компоненты, выразительные движения, отражающие определенные психические состояния, были неосознанными, и именно они несли в себе интересующую нас информацию.

Условиями успешного применения этого приема являются следующие:

1) создаваемые ситуации должны иметь для субъекта личностную значимость; 2) важно выбрать такой момент для создания ситуации, чтобы субъект обязательно на нее среагировал; 3) действия лица, использующего ситуацию, должны логически вытекать из нее и получать соответствующее экспрессивное подтверждение; 4) необходимо тщательно фиксировать психические состояния и выразительные движения субъекта в ответ на созданную ситуацию.

Эта интерпретация облегчается также тем, что экспрессивнее и физические действия субъекта «привязаны» к конкретным жизненным ситуациям и их последовательное сопоставление позволяет раскрыть действительный смысл выразительных движений. Более того, данные движения являются неосознанными, поэтому степень достоверности отражающихся в них состояний субъекта и его намерений достаточно высока. Итак, психологические способы и выделенные в них приемы получения интересующей информации основываются на общих закономерностях бессознательных психических явлений, которые внешне проявляются в виде непреднамеренной речевой репродукции сведений и экспрессивных и физических действий субъекта.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных