ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Середина века Два направления в проблеме человека Антропологический принцип в философии П.Г.Чернышевского П.Д.Юркевич о душе и внутреннем опыте К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики А.А.Потебня: язык народа как орган, образующий мысль Изменение социальной ситуации в конце XIX века 3. УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА Университетскае психологические школы Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество Н.Я.Грот: личность и свобода воли Н.О.Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма С.Л.Франк: душа человека М.И.Владиславлев: соединение этики и эстетики А.И.Введенский: знание и вера Д.Н.Овсянико-Куликовский: психология творчества Л.И.Петражицкий: правовые и нравственные чувства Некоторые итоги 4. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ Первые шаги Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии 5. РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ Достойный памятник русского ума И.М.Сеченой – основатель науки о поведении И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности Объективная психология В.М.Бехтерева А.А.Ухтомский – учение о доминанте 6. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ Реактология Психология социального бытия Г.Г.Шпета Разгром педологии Л.С.Выготский: теория высших психических функций 7. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ М.Я.Басов: человек – деятель в среде С.Л.Рубинштейн: единство сознания и деятельности А.Д.Леонтьев: строение деятельности 8. О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ Послесловие Рекомендованная литература
ОТ АВТОРА
Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой - возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят до стижения прошлого.
На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю про следить, как из века в век создавалась эта система, - задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.
Конечно, подход каждого исследователя своеоб разен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же - "ничто так не меняется, как неизменное про шлое"; оно по-разному видится в зависимости от ме тодологических воззрений исследователя.
В смене научных теорий и фактов, которую иног да называют "драмой идей", есть определенная ло гика - сценарий этой драмы. Вместе с тем произ водство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непо знанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину
этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и лич постной.
Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т. е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного лич ностного, духовного смысла.
Человек не может осмысленно жить и действо вать, если его существование не опосредовано ка кими-то устойчивыми ценностями, несравненно бо лее прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к ис тории науки, мы ощущаем причастность к велико му делу, которым веками были заняты благород ные умы и души и которое незыблемо, пока суще ствует человеческий разум.
Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических работах, многие положения которых использованы в данном пособии.
ГЛАВА I Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|