ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Нормы и источники АП.1. Понятие и особенности норм АП; 2. Виды норм АП; 3. Действие ном во времени; 4. Система источников и общая характеристика адм – прав зако –ва
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕНОСТИ НОРМ АП. Норма права АП – 1.устанавливается ОГВ или ОМС, как исп так и распорядительные, а также вкл в себя локальные нормы гос учреждений и предприятий, если данные нормы регулируют вопросы публичных функций и затрагивают права и интересы граждан и организаций, не входящих в эти учреждения (распорядок дня). 2. Данная норма регулирует общ отношения в сфере публичного управления и адм судопро – ва. 3. Норма направлена на изменение, возникновение или прекращение адм правоотношений. Норма права отл от индивидуального предписания: 1.) Насколько часто норма права применяется (неограниченное число раз, рассчитана на неоднократное применение). 2.) Норма рассчитана на индивидуально неопр круг субъектов. ВС в рамках своей суд практике: воспроизведение нормы правы акта меньшей юр силы в акте большей юр силы не создает новой нормы правы. Особенности административно – правовых норм: 1. Особый круг отношений (см.предмет АП). 2. Нормы обладают специфическим набором способов воздействия на общественные отношения, для них в частности характерны непосредственность регулирования (нормы АП практически никогда не нужд в дополнительном разъяснении, конкретизации), императивность, универсальный характер. 3. Выполняемые ими функции: I. Определение механизма реализации гос – властных полномочий II. Регламентация адм процедур III. Опр критериев правомерного и неправомерного поведения IV. Опр порядка разрешения адм – правовых споров. 4. По соотношению с нормами другой отраслевой принадлежности: 1.) Вторичность по отношению к нормам КП, нормы АП обеспечивают реализацию конст прав. 2.) Нормы АП иерархичны (большое кол –во субъектов, уполномоченных осущ адм нормотво - во). Особенности по способу возникновения, изменения, прекращения действия норм Нормы АП возникают в связи с: a. Требованием вышестоящих норм. b. По усмотрению должностного лица или органа, считающего целесообразным такие нормы. c. По указанию вышестоящего органа или должностного лица. d. В связи с судебным решением. e. Прекращение действия нормы М б связано с ее отменой (устаривание) Признание недействительными или недействующими судом, реже вышестоящим органом Отмена вышестоящей нормы во исполнение к была принята норма, прекращающая свое действие
f. Особенности закрепления в нормативном акте. ВИДЫ НОРМ 1. По целевому назначении. 1.) Регулятивные 2.) Охранительные 3.) Дифинитивные 4.) Декларативные 5.) Вводящая в действие другие нормы. 2. По методу правового воздействия. I. Обязывающие II. Запрещающие (запрет абсолютный или относительный) III. Управомочивающие IV.??? Рекомендательные. 3. По юридическому содержанию · Материальные; · Процессуальные (делятся на1. административно – процедурные – нормы, регулирующие порядок соблюдения прав и исполнения обя- ей, 2.административно – деликтные – про –во по делам об ади правонарушениях, 3.судопроизводство(АПК, ГПК)). 4. По уровню обобщенности правилам: A. Общие нормы, распространяются на все отношения. B. Специальные – исключения из общего правила. C. Исключительные – исключения из специальных норм. 5. По территории применения. ü РФ ü Субъект РФ ü Административно – территориальное образование ü Муниципальное образование ü Учреждение. 6. По времени действия. v Бессрочные v Срочные. 7. По кругу адресатов. Ø Внутриаппаратные – регулируют отношения только в пределах самой публичной администрации Ø Внешнеаппаратные распространяются на субъектов, не входящих в органы публичной администрации. 8. По порядку принятия. o На основе единоначалия. o Коллегиально (путем голосования и путем консенсуса). o По согласованию с вышестоящими. o Принимаемые совместно н - кими ОИВ.
ДЕЙСТВИЕ НОРМ ВО ВРЕМЕНИ
o Время вступления в силу o Пределы действия нормы o Время прекращения
Время вступления в силу Время вступления в силу зависит от вида органа, к акт применяет и вида акта, в к она содержится. Нарушение сроков опу – ия - перенос даты его опубликования. Формулировка – с момента подписания, касается внутриаппаратных актов, к не публикуются Пределы действия нормы 1. Перспективное действие - норма затрагивает только те общ отношения, к возникли после ее вступления в законную силу. 2. Немедленное действие нормы – затрагивает те правоотношения, к возникнут в будущем и уже возникли. 3. Обратное действие нормы - норма действует немедленно и на все последующие отношения, она распространяется на все отношения, к возникли до ее существования (нормы, к устраняют отве – ть или смягчают положение гражданина или лица только в деликтных правоотношениях). Прекращение нормы
o Прекращение действия по истечению срочной нормы, o Старая утратила свою силу (устаривание) СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ Источник – внешнее выражение нормы права, основной и единственный источник АП – правовой акт. Акты федерального уровня I. Административные законы 1. ФЗ 2. ФКЗ По видам: Отраслевые – рег отношения в рамках какой- л отдельной отрасли. Предметно – функциональные – рег отношения в рамках исполнения какой – л одной гос функции. Статутные, опр статус отд субъекта. Кодексы – комплексное регулирование подотрасли. Основы законодательства – временный вид нормативного акта. Для них характерно: - активная правоприменительная деятельность, - наиболее изменчивы. Указы Президента РФ Может быть административно – правовым и конституционно – правовым Они опр еделяют: 1. Систему и структуру федеральных ОИВ (в каких формах органы м б созданы и какие они сущ на данный момент в РФ). 2. Указы Президента организуют фед гос службу. 3. Обеспечивающие осущ мер по обеспечению гос и общ безопасности. 4. Акты, восполняющие пробелы в действующем законодательстве. 5. Исполнение иных функций. Постановления Правительства РФ Это высшая ступень в иерархии нормативных актов ОИВ, носят подзаконный характер, принимаются во исполнение действ законно - ва, и призваны конкретизировать вышестоящие НПА. Акты правительства делятся на 2 группы: 1. Акты, регулирующие дея – ть ОИВ, 2. Акты, регулирующие жизнедеятельность населения в определенных сферах (положения о лицензировании опр вида дея -ти).
Нормативные акты центральных федеральных органов исполнительной власти Указ Президента от 09.03.2004 «О системе и структуре фед органов ИВ» - ограничение по органам издавать акты(министерства, фед службы и агентства). Гл. проблема – обеспечить зако – во фед уровню. Формально это должно осущ – ся за счет формализации министерства юстиции. Отдельно: акты Центробанка и Ген Прокуратуры, по общему правилу к источникам АП они не относятся по предмету регулирования. 2 уровень. Уровень субъектов РФ Виды законов на уровне субъектов: 1. Статутные 2. Отраслевые 3. Функциональные. К и уставы субъектов, Законы субъектов РФ, Акты высшего должностного лица, Акты высшего ИО, Акты центральных органов ИВ субъектов со специальной компетенцией. 3 уровень. Муниципальные акты 1. Акты представительных ОМС. 2. Акты исполнительно – распорядительных ОМС.
4 уровень. Локальные нормы предприятий, учреждений Источниками явл, только в том случае, если они затрагивают права и об- ти граждан, должна быть связана с исполнением публичной функции. 5 уровень. Нормативные договоры. Нормативные договоры по своей природе м б конституционно – правовые и административно – правовые (между 2 органами ИВ). По поводу исполнительно – распорядительной дея – ти. 6 уровень. Нетрадиционные источники (формально не являются источниками) 1. Судебная практика. Отмена акта или признание дей – ия неправомерным никаких действий за собой не влекут. 1.) Решения КС, прежде всего постановления КС. Определения КС имеют значение с т з правовых позиций КС. 2.) Практика высших судов (ВС и ВАС). Постановления Пленума совместно или отд судов. 2. Административная практика. Официально она источником не признается. 3. Доктрина в качестве источника АП. Характеристика административного законодательства. 1. Нах –ся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, отд в ведении РФ и отдельные в ведении субъектов РФ. 2. Не кодифицируемо 3. Систематизировано по отраслям управленческой дея – ти. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|