Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Нормы и источники АП.




1. Понятие и особенности норм АП;

2. Виды норм АП;

3. Действие ном во времени;

4. Система источников и общая характеристика адм – прав зако –ва

 

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕНОСТИ НОРМ АП.

Норма права АП – 1.устанавливается ОГВ или ОМС, как исп так и распорядительные, а также вкл в себя локальные нормы гос учреждений и предприятий, если данные нормы регулируют вопросы публичных функций и затрагивают права и интересы граждан и организаций, не входящих в эти учреждения (распорядок дня).

2. Данная норма регулирует общ отношения в сфере публичного управления и адм судопро – ва.

3. Норма направлена на изменение, возникновение или прекращение адм правоотношений.

Норма права отл от индивидуального предписания:

1.) Насколько часто норма права применяется (неограниченное число раз, рассчитана на неоднократное применение).

2.) Норма рассчитана на индивидуально неопр круг субъектов.

ВС в рамках своей суд практике: воспроизведение нормы правы акта меньшей юр силы в акте большей юр силы не создает новой нормы правы.

Особенности административно – правовых норм:

1. Особый круг отношений (см.предмет АП).

2. Нормы обладают специфическим набором способов воздействия на общественные отношения, для них в частности характерны непосредственность регулирования (нормы АП практически никогда не нужд в дополнительном разъяснении, конкретизации), императивность, универсальный характер.

3. Выполняемые ими функции:

I. Определение механизма реализации гос – властных полномочий

II. Регламентация адм процедур

III. Опр критериев правомерного и неправомерного поведения

IV. Опр порядка разрешения адм – правовых споров.

4. По соотношению с нормами другой отраслевой принадлежности:

1.) Вторичность по отношению к нормам КП, нормы АП обеспечивают реализацию конст прав.

2.) Нормы АП иерархичны (большое кол –во субъектов, уполномоченных осущ адм нормотво - во).

Особенности по способу возникновения, изменения, прекращения действия норм

Нормы АП возникают в связи с:

a. Требованием вышестоящих норм.

b. По усмотрению должностного лица или органа, считающего целесообразным такие нормы.

c. По указанию вышестоящего органа или должностного лица.

d. В связи с судебным решением.

e. Прекращение действия нормы

М б связано с ее отменой (устаривание)

Признание недействительными или недействующими судом, реже вышестоящим органом

Отмена вышестоящей нормы во исполнение к была принята норма, прекращающая свое действие

 

f. Особенности закрепления в нормативном акте.

ВИДЫ НОРМ

1. По целевому назначении.

1.) Регулятивные

2.) Охранительные

3.) Дифинитивные

4.) Декларативные

5.) Вводящая в действие другие нормы.

2. По методу правового воздействия.

I. Обязывающие

II. Запрещающие (запрет абсолютный или относительный)

III. Управомочивающие

IV.??? Рекомендательные.

3. По юридическому содержанию

· Материальные;

· Процессуальные (делятся на1. административно – процедурные – нормы, регулирующие порядок соблюдения прав и исполнения обя- ей, 2.административно – деликтные – про –во по делам об ади правонарушениях, 3.судопроизводство(АПК, ГПК)).

4. По уровню обобщенности правилам:

A. Общие нормы, распространяются на все отношения.

B. Специальные – исключения из общего правила.

C. Исключительные – исключения из специальных норм.

5. По территории применения.

ü РФ

ü Субъект РФ

ü Административно – территориальное образование

ü Муниципальное образование

ü Учреждение.

6. По времени действия.

v Бессрочные

v Срочные.

7. По кругу адресатов.

Ø Внутриаппаратные – регулируют отношения только в пределах самой публичной администрации

Ø Внешнеаппаратные распространяются на субъектов, не входящих в органы публичной администрации.

8. По порядку принятия.

o На основе единоначалия.

o Коллегиально (путем голосования и путем консенсуса).

o По согласованию с вышестоящими.

o Принимаемые совместно н - кими ОИВ.

 

ДЕЙСТВИЕ НОРМ ВО ВРЕМЕНИ

 

o Время вступления в силу

o Пределы действия нормы

o Время прекращения

 

Время вступления в силу

Время вступления в силу зависит от вида органа, к акт применяет и вида акта, в к она содержится. Нарушение сроков опу – ия - перенос даты его опубликования.

Формулировка – с момента подписания, касается внутриаппаратных актов, к не публикуются

Пределы действия нормы

1. Перспективное действие - норма затрагивает только те общ отношения, к возникли после ее вступления в законную силу.

2. Немедленное действие нормы – затрагивает те правоотношения, к возникнут в будущем и уже возникли.

3. Обратное действие нормы - норма действует немедленно и на все последующие отношения, она распространяется на все отношения, к возникли до ее существования (нормы, к устраняют отве – ть или смягчают положение гражданина или лица только в деликтных правоотношениях).

Прекращение нормы

 

o Прекращение действия по истечению срочной нормы,

o Старая утратила свою силу (устаривание)

СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ

Источник – внешнее выражение нормы права, основной и единственный источник АП – правовой акт.

Акты федерального уровня

I. Административные законы

1. ФЗ

2. ФКЗ

По видам:

Отраслевые – рег отношения в рамках какой- л отдельной отрасли.

Предметно – функциональные – рег отношения в рамках исполнения какой – л одной гос функции.

Статутные, опр статус отд субъекта.

Кодексы – комплексное регулирование подотрасли.

Основы законодательства – временный вид нормативного акта.

Для них характерно:

- активная правоприменительная деятельность,

- наиболее изменчивы.

Указы Президента РФ

Может быть административно – правовым и конституционно – правовым

Они опр еделяют:

1. Систему и структуру федеральных ОИВ (в каких формах органы м б созданы и какие они сущ на данный момент в РФ).

2. Указы Президента организуют фед гос службу.

3. Обеспечивающие осущ мер по обеспечению гос и общ безопасности.

4. Акты, восполняющие пробелы в действующем законодательстве.

5. Исполнение иных функций.

Постановления Правительства РФ

Это высшая ступень в иерархии нормативных актов ОИВ, носят подзаконный характер, принимаются во исполнение действ законно - ва, и призваны конкретизировать вышестоящие НПА. Акты правительства делятся на 2 группы:

1. Акты, регулирующие дея – ть ОИВ,

2. Акты, регулирующие жизнедеятельность населения в определенных сферах (положения о лицензировании опр вида дея -ти).

 

Нормативные акты центральных федеральных органов исполнительной власти

Указ Президента от 09.03.2004 «О системе и структуре фед органов ИВ» - ограничение по органам издавать акты(министерства, фед службы и агентства).

Гл. проблема – обеспечить зако – во фед уровню. Формально это должно осущ – ся за счет формализации министерства юстиции.

Отдельно: акты Центробанка и Ген Прокуратуры, по общему правилу к источникам АП они не относятся по предмету регулирования.

2 уровень. Уровень субъектов РФ

Виды законов на уровне субъектов:

1. Статутные

2. Отраслевые

3. Функциональные.

К и уставы субъектов, Законы субъектов РФ, Акты высшего должностного лица, Акты высшего ИО, Акты центральных органов ИВ субъектов со специальной компетенцией.

3 уровень. Муниципальные акты

1. Акты представительных ОМС.

2. Акты исполнительно – распорядительных ОМС.

 

4 уровень. Локальные нормы предприятий, учреждений

Источниками явл, только в том случае, если они затрагивают права и об- ти граждан, должна быть связана с исполнением публичной функции.

5 уровень. Нормативные договоры.

Нормативные договоры по своей природе м б конституционно – правовые и административно – правовые (между 2 органами ИВ). По поводу исполнительно – распорядительной дея – ти.

6 уровень. Нетрадиционные источники (формально не являются источниками)

1. Судебная практика. Отмена акта или признание дей – ия неправомерным никаких действий за собой не влекут.

1.) Решения КС, прежде всего постановления КС. Определения КС имеют значение с т з правовых позиций КС.

2.) Практика высших судов (ВС и ВАС). Постановления Пленума совместно или отд судов.

2. Административная практика. Официально она источником не признается.

3. Доктрина в качестве источника АП.

Характеристика административного законодательства.

1. Нах –ся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, отд в ведении РФ и отдельные в ведении субъектов РФ.

2. Не кодифицируемо

3. Систематизировано по отраслям управленческой дея – ти.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных