Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Компетенция органа ИВ




Компетенция от лат слова «ведать», «отвечать за что - либо».

Ком – ия вкл 2 элемента:

1.) Полномочия – они раскрыты в положении о каждом ОИВ. Представляют собой юр возможность совершения тех или иных юр – властных действий или принятие решений, влекущих последствия обяз для третьих лиц. Полномочия всегда реа – ся при наличии обяз юр акта, к закрепляется отдельно от самого полномочия. Полномочия вкл права и обя – ти.

Виды полномочий:

По функциональному назначению

· Руководящие – координирование дея – ью, воз – ть давать обяз для исполнения распоряжения.

· Регулятивные – связанные как с принятием рег актов, так и с обеспечением исполнения текущей деятельности.(регистрация)

· Контрольно – надзорные полномочия, к м осу – ся в отношении организационных моментов, воз – ть отменять акты, привлекать к ответственности. Проверка соблюдений тех или иных требований, приостановка дея – ти, привлечение к адм ответственности.

· Координационные полномочия – когда органу, осущ эти полномочия, не подчинены органы, осущ эти полномочия (На фед уровне – межведомственные комиссии при РФ,)

По способу закрепления:

o Общефункциональный или рамочный, когда примерно очерчивается и круг.

o Перечневый - в форме открытого перечня, когда указ – ся и иные полномочия, для органов общей компетенции., форме закрытого перечня, исп в отношении всех фед ОИВ спец компетенции.

o Делегированные полномочия – м/у ОИВ РФ и ОИВ субъектов РФ – все вопросы, к м б делегированы на уровне субъектов.

o Договорные полномочия.

По порядку реализации

ü Связанные – когда при наличии юр факта, орган м принять одно опр решение.

ü Полномочия, реализуемые с разрешения вышестоящего, например, когда должностное лицо м запросить у гражданина дополнительные док – ты с разрешения органа.

ü Реализуемые совместно (например, контрольная проверка проводится совместно МВД и ФМС).

Дискриционные полномочия

Реализуемые на основе усмотрения. Когда должностному лицу предо – ся комплекс фактов и на основании них лицо выносит опр решение. Решение по общей административной жалобе.

 

2.) Подведомственность – круг дел, к м решаться с использованием полномочий.

Компетенция – полномочия по предметам ведения.

Под – ть м б:

A. Функциональная - в рамках иерархии ОИВ, характер дел.

B. Территориальная, по месту регистрации.

По кругу субъектов:

1. Исключительная, когда никакой орган, кроме данного, не вправе.

2. Совместная, к делится на а льтернативную, когда в зависимости от рассматриваемых обс – в дело будет рассма – ся одним органом или другим; конкурирующую - дело одно и то же м б рассмотрено 2 разными органами, в этом случае его рассматривать будут тот, кто первым принял дела на свое рассмотрение.

 

СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Правительство РФ

Статус Правительства – специфический в РФ. К: исп власть в РФ осуществляет Правительство РФ.

ФКЗ «О правительстве». Ст1: Правительство РФ – высший ИОГВ РФ. Признаки Правительства из ст1 ФКЗ:

1. Это фед орган ИВ – это ОГВ, т.е. входит в систему ГВ, явл самостоятельным органом, имеет свою структуру, состав и выступает от имени РФ.

2. Это орган осущ исполнительную власть

3. Это коллегиальный орган – единственный коллегиальный ОИВ: Состоит из членов Правительства, осн формы работы явл заседания, решения принимаются коллегиально, в случае отставки Пра – а или Пре – ля, то уходит весь состав Правительства.

4. Это орган общей компетенции, среди ОИВ это единств орган общей компетенции (ст13-22).

Правительство м принять к своему ведению любой вопрос, если этот вопрос не отно – ся к искл компетенции др органа.

Внутренняя организация:

1. Состав,

2. Структура.

СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА

Перечень и виды гос должностей, сов – ть которых образует Правительство РФ. Пра – во как орган состоит из след долж – ей:

1. Председатель Правительства.

2. Заместителя Председателя, к м б двух видов: простые и первые.

3. Члены Пра-ва – фед министры, в число к входит руко –ль аппарата Правительства.

 

СОСТАВ (каким образом Правительство

организовано в конкретный момент времени)

На текущий момент состав Правительства выглядит следующим образом:

Пред – ть Правительства – Путин В.В.

2 первых заместителя - Зубков и Шувалов,

7 заместителей – Кудрин – еще и министр финансов, Холопонин – полномочный представитель Пре – та в северо – кавказском ФО, Володин – руко – ль аппарата Правительства, Сечин, Жуков, Козак, Иванов.

Федеральные министры – 17.

Деятельность правительства регулируется 2 основополагающими НПА:

1. ФКЗ «о Правительстве» от 17.12.1997 – статутный закон.

2. Регламент правительства РФ, утв Постановлением Пра – ва от 01.06.2004гг- документ, регулирующий текущую дея – ть Правительства -

1 блок:

ü Планирование и организация работы Правительства- составление планов дея – ти правительства.

ü Порядок подготовки и проведение самих заседаний Правительства.

ü Порядок оформления решений, принятых на заседании Правительства.

2 блок:

· Порядок исполнения поручений, сод – ся в актах Правительства.

3 блок:

Ø порядок внесения в Правительство на рассмотрение проектов, актов.

4 блок

создание Правительством межведомственно – координационных совещательных органов.

Регламент регу – ет вопросы законодательной дея – ти Пра – ва.

5 блок:

v взаимо – ие прави – ва с органами законодательно и судебной власти.

6 блок

§ Порядок внутриаппаратной дея – ти.

Функционирование прав – ва как органа само по себе без помощи др органов не возможно. Всю тех дея- ть по функционированию Правительства РФ осу – ет Аппарат Правительства РФ. Он явл самостоятельным ГО, при этом не являясь органов власти, вся его дея – ть сводится к функционированию дея – ть прав –ва.

Положение об аппарате правительства от 01.06.2004гг. – статутный акт.

Структура Аппарата Правительства

· Руководитель Аппарата Правительства и его заместители,

· Секретариаты:

1. Секретариат Председателя Правительства;

2. Руководители Аппарата Правительства;

3. Заместители Председателя Правительства.

· Помощники и референты Председателя Правительства,

· Департаменты по основным направлениям деятельности,

Всего 18 департаментов. Некоторые: Департамент культуры, обороны и промышленности, социального развития.

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (как оно реализует свою компетенцию)

По ФКЗ 3 организационно – правовые формы деятельности Правительства:

1.) Заседания Правительства – в нем участвуют члены Правительства и иные лица, чьи интересы затрагивают вопросы, рассматриваемые в рамках заседания. Заседания проводятся не реже 1 раза в месяц, до Путина – еженедельно по четвергам.

2.) Заседания Президиума Правительства. Он формируется для решения текущих вопросов деятельности Правительства (заседает еженедельно по вторникам). Может рассматривать любой вопрос, кроме тех, которые м решаться только на заседании Правительства.

3.) Единоличная деятельность Председателя Правительства – распоряжения, кадровые вопросы.

 

06.11.2010

Лекция № 11

КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

В компетенции Пр-ва есть 2 половинки:

- компетенция во внешнеаппаратных отношениях, связанная с руководством отдельными сферами жизнедеятельности населения, в рамках которой правительство принимает нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы в тех или иных отраслях или межотраслевые отношения. (Указано в ФКЗ)

- компетенция по руководству ФОИВ. Правительство руководит всеми ОИВ, которые ему подведомственны – 61 ФОИВ, включая министерства, ведомства, агентства. В отношении органов, подчиненных Президенту РФ (20), Правительство осуществляет остаточное регулирование в то части, в которой руководство этими органами не урегулировано Указами Президента. Правительство всегда адресует свои акты всем органам власти. Если есть специфика в отношении органов, подчиненных президенту – учитывается.

 

Компетенционные блоки:

1 блок: кадровые полномочия Правительства. Правительство РФ назначает заместителей федеральных министров, руководителей федеральных служб и агентств из числа подведомственных правительству, членов коллегий федеральных министерств, а также руководителей органов и учреждений при правительстве.

2 блок: правительство утверждает положения о 61 ФОИВ – статутные акты, определяющие компетенцию ФОИВ. Помимо этого Правительство определяет в отношении подведомственных ему ОИВ предельное количество заместителей руководителя, предельное количество основных структурных подразделений, т.е. наиболее крупных структурных единиц в составе органа (департаменты, управления), определяет предельную штатную численность. Положения о ФОИВ утверждаются Постановлениями Правительства, а все остальные три вопроса – два варианта: в самом Постановлении Правительства, в котором утверждено Положение, или в Постановлении Правительства, которое называется «Вопросы….»

3 блок: Правительство вправе отменять, приостанавливать действие актов подведомственных ему ФОИВ

4 блок: Правительство перераспределяет функции и полномочия между органами в случае их реорганизации. Но на основании Указа Президента, когда он изменяет структуру ОИВ.

5 блок: Правительство заслушивает отчеты и дает обязательные для исполнения указания.

6 блок: Правительство привлекает к дисциплинарной ответственности тех, кого оно назначает. Правительство нечасто пользуется этим полномочием, но периодически в отношении заместителей (гос.служащие). В отношении руководителей – не вариант.

7 блок: Правительство устанавливает правовые основы внутренней организации ФОИВ, основы взаимодействия ФОИВ друг с другом, требования к нормативному регулированию порядка исполнения ФОИВ возложенных на них гос.функций. В отношении первых двух – типовые регламенты. => типовой регламент внутренней организации ФОИВ и типовой регламент взаимодействий ФОИВ между собой. В отношении нормативного регулирования – Постановление Правительство «О порядке разработки и утверждения административных регламентов, исполнения гос.функций и предоставления гос.услуг.»

Система и структура ФОИВ.

Разграничение понятий «система» и «структура»

Данные термины имеют конституционно-правовую природу. => предмет рассмотрения Конституционного Суда по запросу ГД. ГД пыталась выяснить, не выходит ли Президент за рамки своих полномочий, утверждая ряд исп.органов. В ФЗ указано название органа, орган есть в перечне ФОИВ. Президент изменяет Перечень => необходимость внесения изменений в ФЗ. => может ли он так поступать? ПКС от 27.01.1999 года. => Под системой ФОИВ понимаются виды ФОИВ, т.е. те организационно-правовые формы, в которых ФОИВ м.б. созданы. (3 формы – министерства, службы и агентства). Под структурой понимается перечень конкретных ФОИВ, существующие на данный момент. => Создание и ликвидация ФОИВ осуществляется путем внесения изменений в структуру ФОИВ.

На данный момент система ФОИВ регулируется Указом Президента от 9.03.2004 г. «О системе и структуре ФОИВ». А структура урегулирована Указом Президента от 12.05.2008 г. «Вопросы системы и структуры ФОИВ». Такое разделение обусловлено тем, что изначально в Указе от 2004 г была и структура и система. Потом начали вносить изм-я в структуру, потом в систему => так и получилось.

Основной задачей Указа Президента от 9.03.2004 было установить виды организационно-правовые форм. До этого никаких критериев, почему 1 орган – министерств, др. – федеральный надзор, не было. В условиях отсутствия этих критериев наименование определялось как бог на душу положит. П: Фед. Комиссии – коллегиальный орган. Комитеты м.б. и коллегиальные, и единоличные.

Критериями систематизации были избраны гос.функции. Указом Президента было выделено 4 гос.функции, если точнее – 4 вида гос.функций:

- издание НА. К данной функции отнесено издание внешнеаппаратных НА, т.е. актов, затрагивающих права и обязанности граждан и организаций. НА, регулирующие собственную организацию органа, орган может принимать без указания наличия такой функции. А внешнеаппаратные акты – только если указано, что могут.

- контроль и надзор. Несколько блоков:

∞ осуществление контроля и надзора за соблюдением общеобязательных правил поведения, установленных как для властных, так и для невластных субъектов

∞ выдача разрешений, лицензий на осуществление опред.вида деятельности или отдельных действий гражданам и организациям

∞ осуществление регистрации и издание иных индивидуальных актов.

- функция по управлению гос.имуществом: осуществление полномочий собственника в отношении фед.имущества, в т.ч. переданного унитарным предприятиям и учреждениям, а также управление акциями.

- функция по оказанию государственных услуг. К ним относятся исполнение ОИВ или через подведомственные им предприятия и учреждения безвозмездно или по регулируемым гос.органами ценам услуг в области образования, здравоохранения, соц.защиты и в иных областях.

 

За министерством закреплена 1 функция,

За федеральными службами – 2 функция,

За федеральными агентствами – 3, 4 функция.

 

 

Когда говорим о ФОИВ, о том, что не может существовать ни одного фед. органаа, не включенного в структуру, имеем в виду ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ФОИВ. П: территориальный орган ФНС – в структуру не включаются.

Понятием, которое объединяет в себе ЦФОИВ (МВД и т.д.) и подведомственные им территориальные органы (управление МВД), является ведомство

С практической точки зрения законодательство не содержит четкой дифференциации.

Закрепив функции за органами, предполагалось, что каждый вид органа может осуществлять только те функции, которые закреплены для этого вида. При этом не может осуществлять контроль/надзор. Идея была в том, чтобы разделить нормотворчество и правоприменительные функции, и контроль и надзор. Указ Президента от 2004 года был написан за 3 дня. В день утверждения ликвидировали все ФОИВ. С марта и до осени 2004 года ФОИВ реально полномочия не осуществляли. С точки зрения управленческой деятельности – катаклизм.

Выяснилось, что в отношении некоторых органов созданная конструкция не применима вообще. П: для министерства обороны, для МВД. В отношении них никаких разделений функций не было.

Недостатки разделения функций => больше инстанций, дольше принимаются решения и т.д. В результате, начиная с 2004 года и до настоящего момента, идет постепенный отказ от тех принципов, которые были заложены в Указе от 2004 года.

Общий вывод касательно реформы – свою эффективность на практике она не подтвердила.

Разделение по функциям – принципы. Но нужно смотреть, работают ли в отношении конкр. органа данные принципы. => смотреть Положение.

 

8 Виды ФОИВ

Общий принцип - функция, на основании которой выбрана форма органа, является базовой, но не является единственной.

 

9 Министерство.

Министерство – единственный вид ФОИВ, который имеет хотя бы косвенную легитимацию в Конституции.

– В рамках системы ФОИВ главенствующая роль принадлежит министерствам. Министерства координируют деятельность служб и агентств.

За министерством закреплено 4 основных вида функций:

1. Выработка гос.политики. Министерство – центр. орган для выработки стратегии подведомственной ему сферы. Министерство ставит цели, определяет способы их достижения. На практике:

a. Министерство готовит законодательную инициативу, основные и наиболее важные проекты Указов Президента, Постановления Правительства

b. Определяет организационно-управленческий механизм реализации гос.власти в подведомственной сфере.

c. Министерство определяет, с помощью каких форм и методов деятельности будет осуществляться деятельность служб и агентств.

2. Нормативно-правовое регулирование. Сама по себе попытка ограничить нормотворческую компетенцию органа определенным его видом вполне логична. Каждый из 81 орган не может издавать нормативные акты. Министерства, уполномоченные издавать НА, определяются в Положениях о Министерствах, а также вопросы, по которым могут принимать НА. Позиция МинЮст – если за органом полномочия по изданию опред.НА прямо не закреплено, то орган принять этот НА не может. Но напрямую эта позиция не откуда не следует.

 

Группы полномочий по нормативному регулированию:

- акты, регулирующие порядок деятельности подведомственных служб и агентств или самого министерства, если мин-во само наделено полномочием по осущетвлению правоприменительной функции. => принятие административных регламентов и т.д.

- НА, определяющие порядок жизнедеятельности населения в определенной сфере. – Правила, нормы, нормативы. СанПиН, тарифное регулирование и т.д.

- нормативные акты, посвященные организации системы ОИВ, подведомственных министерству. Утверждение положения о территориальных органах.

 

Фед.службы и агентства наделяются функциями по нормативному регулированию, если они не подведомственны министерствам.

Все ФОИВ могут принимать внутриаппаратные НА.

 

 

3. Координация и контроль за подведомственными федеральными службами и агентствами. Сюда относятся:

- утверждение основных показателей деятельности служб и агентств на очередной период (как правило год), планов и отчетов по их выполнению,

- назначение руководителей фед.служб и агентств, подведомственных министерству.

- Утверждение положения о территориальных органах подведомственных служб и агенств.

- Отмена незаконных актов подведомственных служб и агентств.

- дача поручений и контроль за их исполнением

- поощрение и привлечение к дисциплинарной ответственности тех, кого назначает министерство

 

4. Координация деятельности государственных внебюджетных фондов. П: пенсионных, соцстрах и т.д.

Фед. Министр вносит в Правительство предложение о назначении и освобождении от должности руководителя фонда, а также вносит в Правительство проекты ФЗ о бюджете и исполнении бюджета внебюджетного фонда.

 

 

10 Внутренняя структура Федерального Министерства

Руководитель назначается Президентом по предложению Председателя Правительства. Заместители назначаются Президентом или Правительством в зависимости от подведомственности.

Основным структурным подразделением Министерства является Департамент. Численность Департамента – от 30 до 50 чел-к. Внутри Департаменты делятся на более мелкие – отделы.

 

 

Полномочия министра:

- распределяет обязанности между заместителями

- утверждает положение о структурных подразделениях,

- выполняет функции представителя нанимателя при найме на службу гос.служащих или передает эти полномочия одному из своих заместителей.

- утверждает структуру и штатную численность в пределах, установленных Правительством или Президентом, утверждает план работы министерства, дает поручения фед.службам и агентствам, принимает от имени Мин-ва нормативные индивидуальные акты.

- является главным распорядителем бюджетных средств

 

Общий принцип назначения в системе исп.власти строится след.образом: на должность всегда назначает не непосредственный руководитель, а вышестоящий над ним орган или должностное лицо. Руководителю никогда не дают полностью укомплектовать заместителей.

 

 

13.11.10

Лекция № 12

11 Федеральные службы.

Делятся с т.зр. подведомственности на подведомственные Президенту, Правительству и Министерству. Руководители служб назначаются президентом или правительством в зависимости от подведомственности, заместители – тем органом, которым подведомственна служба. В системе органов, подведомственных президенту, заместители назначаются президентом вне зависимости от того, к какому органу относится служба. (хрен знает что он имел в виду)

По функциональному назначению:

- контрольно-надзорные (ФНС)

- правоохранительные (в области обороны и безопасности)

- сочетающие первую и вторую функции.

Функции:

1. контроль и надзор – включает в себя:

a. проведение проверок предприятий, учреждений и организаций, находящихся в функциональной подчиненности от службы

b. лицензионно-разрешительная деятельность – выдача разрешений и лицензий

c. ведение учетных систем – реестров, регистров и кадастров.

d. регистрация, а также аттестация, сертификация, подтверждение соответствия

e. издание иных индивидуальных актов

2. обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности

a. выявление и пресечение правонарушений, причем в широком смысле – и административных, и налоговых, и уголовных

b. привлечение виновных лиц к соответствующим видам публично-правовой ответственности: административной, налоговой, финансовой

c. применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, как правило в целях обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ограничительные мероприятия в рамках эпидемии, эпизоотии)

d. охрана объектов и территорий – как должностные лица, так и приграничная полоса, или территории ЗАТО.

3. оказание гос.услуг и осуществление нормативного регулирования, если соответствующие полномочия прямо закреплены за ними в положении о соотв.федеральной службе.

Службы, которые напрямую подведомственны правительству или президенту, как правило, наделяются полномочиями по нормативно0правовому регулированию.

 

С точки зрения структуры в службах, как правило, нет департаментов. Наиболее крупные структурные подразделения по основным направлениям деятельности именуются управлениями, которые делятся на отделы.

В систему ведомства, возглавляемого федеральную службой, входят территориальные органы. На уровне субъектов – главные управления или управления.

Полномочия руководителя федеральной службы – примерно равны полномочиям федерального министра. Только там где дает указания подведомтсвенным службам – дает указание подведомственным территориальным органам.

2 вариант - Служба – система структурных подразделений внутри органа.

 

12. Федеральные агентства.

Предназначен для оказания услуг и управления гос.имуществом. При этом как правило они сочетают в себе обе функции. Разделение носит единичный характер. П: фед.агентство по управлению фед.имуществом не оказывает платных гос.услуг.

С т.зр подведомственности см. фед.службы.

Функции:

1. по оказанию платных услуг

a. оказание социальной помощи непосредственно или через подведомственные учреждения. Напрямую гос.орган никаких фактических действий в отношении граждан и организаций не осуществляет. П: функция по оздоровлению В органе не оздоровишься – там пыльно, компьютеры и толстые тетки, поэтому оздоровление происходит в санатории, подведомственном органу.

b. Установление и выявление фактов жизнедеятельности, имеющих юридическое значение П: установление инвалидности.

c. Разработка программ развития подведомственной сферы, адресованных подведомственным учреждениям и предприятиям.

d. Разъяснение вопросов, возникающих в практике оказания гос.услуг подведомственными учреждениями и предприятиями, издание методических актов, осуществление контроля за полнотой и качеством услуг, оказываемых подведомственными учреждениями и предприятиями.

2. функция по управлению гос.имуществом

a. назначение на должности руководителей гос.учреждений и предприятий, подведомственных агентствам

b. планирование показателей деятельности предприятий и учреждений на очередной период (как правило, год)

c. контроль за соблюдением показателей работы

d. гос.заказ для самого гос-ва. То что помещается в резерв.

e. Непосредственное осуществление полномочий по распоряжению имуществом, находящимся в собственности РФ.

 

Агентства возглавляются руководителем. Полномочия рук-ля = полн-я фед.мин-ра. Аг-ва не имеют территориальных органов (зачастую). Базовые функции на территории могут осуществляться из центрального аппарата.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных