Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОМ БЕНЗА САТТВА ХУМ





Чтобы научиться мантрическому пению или рецитации (начитыванию), следует не просто правильно произносить мантру, но и задействовать ее на уровне трех ваджр — тела, энергии и ума. Даже тот факт, что мантра получена правильно и от компетентного Мастера, не дает ученику гарантии, что она обретет ваджрную силу, ведь в мантраяне помимо выполнения всех внутренних и внешних условий практики есть еще и кармическая связь с этим учением. Если такая связь незрелая, то ученику приходится преодолевать большие препятствия, но это не должно быть причиной для разочарования, ведь Учение Будды о спасении из мира страдания истинно и доступно для всех без исключения живых существ.

В заключение можно сказать, что терапия мантрами — это вполне корректная методика лечения. С древних времен люди общались с духами земли, воды, воздуха и огня, ведь не зря же в разных концах мира все шаманские практики удивительно похожи в своей основе. Тибетская медицина берет свои корни в древней тибеткой шаманской традиции Бон, потому не удивительно, что аспект мантраяны в ней до сих пор сильно развит. Буддисты, без сомнения, привнесли свой колорит в традицию целительства, в ней удивительно органично сочетаются и вполне научные воззрения, основанные на многократном опыте, и мистические тайные обряды. И пока линия преемственности тибетских традиций не пресеклась, звук победоносной мантры будет жить и исцелять.

 

Приложение 3. ДИАГНОСТИКА ПО СНАМ

Сон - важная составляющая часть жизни человека, которая занимает почти треть всей жизни. Природу сна исследовали многие великие умы человечества во все времена, в том числе и в Тибете. В Учении бон, основанном Шенрабом Мивоче примерно в VI веке до н.э., была дана своя оригинальная трактовка этого явления, а гадание.по снам до сих пор является важной составляющей как добуддийской тибетской медицины (бонской), так и в более современной, тантрической. В бонском трактате по тибетской медицине (Бум-ши) снам уделялась важная роль, особенно в разделе гадания и в диагностике скрытых причин расстройств.

Если учесть, что дисфункции энергии и дисбаланс дош зарождаются на тонком уровне сознания, а сны являются проявлением именно тонкого аспекта личности, то сновидения могут сыграть очень важную роль в распознании скрытых (тонких) причин болезней и проблем, лежащих далеко в глубинах подсознания человека. Прежде чем говорить о трактовках сновидений, следует понять, как функционирует сознание в состоянии бодрствования и во сне. Ни для кого не секрет, что во время бодрствования наш ум очень жестко зафиксирован на пяти органах чувств (зрение, слух, обоняние и т.д.). Это обусловлено тем, что в активной фазе бодрствования человеку жизненно необходимо обрабатывать большой поток информации, исходящий как из внешней среды, так и из внутреннего уровня своего тела.

Без органов чувств мы не можем нормально общаться, реагировать на очень быстрые изменения в окружающем мире, осознавать свои возможности и потребности, ведь природа не зря наделила сложные биологические виды большим набором сенсоров. Поэтому во время бодрствования ум человека очень активно занят обработкой информации внешнего характера и, как правило, игнорирует тонкие, подсознательные процессы, которые происходят в глубине личности, и это вполне оправдано. Любой биологический вид тратит львиную долю своих ресурсов и жизненных сил на выживание и приспособление к окружающей среде, и человек не является исключением. Однако именно высокоорганизованный ум некоторых людей способен не только слепо следовать внешним обстоятельствам окружающей среды, но и может творчески интерпретировать информацию. На высших уровнях развития личности, когда возникает естественная необходимость не просто менять окружающую среду для более удобной жизни, но и становится очевидным и актуальным вопрос о самосовершенствовании, некоторые люди начинают искать возможности для самопознания и методы для самосовершенствования.

Буддизм, даосизм, дзогчен и многие другие великие традиции Востока предлагают цельные системы взглядов на мир, на личность, но самое главное, в этих учениях есть все для человека, ищущего пути спасения из мира страдания. Мало того, вышеупомянутые традиции не просто позволяют расширить и улучшить личность и ее сферу обитания, но дают возможность обрести освобождение из мира страдания в принципе. Однако, чтобы разобраться в себе, в явлениях окружающего мира, чтобы построить гармоничные отношения на внешнем и на внутреннем уровнях, недостаточно задействовать только органы чувств и аналитические возможности интеллекта. Почему? Очень много различных процессов, скрытых от органов чувств, происходит как в природе, так и внутри самой личности, особенно в сфере энергии и сознания. Органы чувств не могут проникнуть за пределы своей компетенции, здесь требуются совершенно другие, более тонкие механизмы познания, такие как интуиция, ясность естественного ума, владение тонкой энергетикой тела и т.д.

Методы, позволяющие осознать эти механизмы и развить их до уровня совершенства, называются йогой. Различных йог существует много, но в данном случае речь пойдет о йоге сна, ведь без соответствующих знаний и умений нереально проникнуть в глубинные законы природы и в тайные аспекты человеческой личности. Тибетская тантрическая доктрина и, в частности, тибетская медицина, следующим образом объясняют функционирование разных энергий и сознания в сфере личности. Внутри человека существует множество энергетических каналов и центров грубой и тонкой энергии, в которых проявляются различные качества этой энергии и ума. Ум или сознание сами по себе не имеют проявленной энергии, но могут функционировать через посредников. Вначале ум задействует тонкие аспекты энергии, такие как мысли и образы, далее более грубые виды энергии, например, нервную деятельность, а уж после идут эмоции, чувства и т.д., вплоть до материального уровня тела. На самом деле нельзя отделить ум от энергии или от тела, все эти три составляющие качества нераздельны в рамках личности.

Итак, внутри тела человека существуют три главных канала и пять основных чакр, или центров энергии. Центральный канал в тибетском Тантрическом буддизме называют Авандуди, его представляют голубым или синим (символ пространства) и он проходит прямо посредине тела. Начинается этот канал в области промежности и заканчивается в макушке головы, на этом канале и расположены пять чакр. Правый канал проходит в правом боку, называется Лалана, он красного цвета, являет собой мужской аспект, левый — в левом боку, белый, называется Расана, женский аспект. Оба канала начинаются в районе пупочной чакры и заканчиваются в левой и в правой ноздре соответственно. Считается, что сознание и энергия обычного человека, как правило, функционируют в двух боковых каналах, а лишь во сне иногда входят в центральный канал, но ненадолго, и не всегда это узнается спящим без соответствующего опыта. Если человек не практикует йогу осознавания, не работает с дыханием, со своей энергией, не практикует различных методов работы с телом, он не способен как-либо влиять на свои явные и скрытые процессы ни в бодрствующем состоянии, ни тем более во сне.

Сны такого человека будут просто сумбурным отражением дневных впечатлений или кармическими отпечатками из прошлых жизней, и они не дадут ни положительного опыта, ни какой-либо полезной информации. Пять чакр, расположенных на центральном канале, — это особые центры, не имеющие анатомической топографии, их невозможно обнаружить на грубом уровне, т.е. в теле, но они существуют реально и их функция вполне конкретна. Йоги, которым удалось развить в себе более тонкие механизмы восприятия энергии и ума, очень отчетливо ощущают наличие чакр не только в своем теле, но также в телах других людей. Именно на этом принципе строится мистическая или внутренняя доктрина целительства, когда целитель совершенно явно и точно может определить тайные явления в глубинах личности пациента, и, конечно, может применить эффективное противоядие в той или иной форме. П

ервой считают чакру, расположенную в голове, в области макушки — она белого цвета, в состоянии омраченного сознания является центром клеши неведения, в ней коренится элемент воды. Вторая чакра красного цвета, элемент огоня, являет собой клешу страсти, расположена в центре горла. Третья чакра находится в области груди на уровне сердца, синего цвета, символизирует пространство, в ней коренится клеша гнева. Четвертая чакра находится в области пупка, желтого цвета, элемент земли, клеша — гордость. Пятая находится в области половых органов, зеленого цвета, элемент ветра, клеша — зависть. Исходя из такого понимания, можно сказать: если человек научится управлять потоками своей энергии в главных каналах, это, без сомнения, даст ему большие возможности. Однако без духовной практики активизированная энергия в центральном канале будет проявляться не в виде мудрости, а в виде гипертрофированных омрачений, лишь усиливая эго человека. Иногда люди с большими творческими способностями являют собой странную смесь божественных возможностей и, в то же время, впадают в удивительный эгоцентризм. Вследствие каких-либо кармических причин у таких людей появляется возможность эксплуатировать энергию центрального канала, но без должной культуры отношений с собственным умом и энергией, проше говоря, без йоги и без духовной практики такие возможности не принесут ничего хорошего для омраченной личности. Сны — это уникальное явление в природе человека, они являются как бы посредниками между нашими чувствами и подсознательными или скрытыми процессами в глубине сознания.

Если выполнять практику, называемую йогой сна, которая позволяет осознавать сны и направлять энергию во время сна в центральный канал, то можно обрести способность не только управлять снами, но иизвлекать вполне реальную выгоду из этого процесса. Сны делятся на сны-впечатления, которые просто отражают нашу дневную деятельность, на кармические сны, которые имеют корни в прошлых жизнях, и на вешие сны. Вешие сны — особенные сны, именно они доказывают, что не существует времени только в линейном измерении. Буддизм и другие восточные учения утверждают, что время и пространство неотделимы друг от друга, мало того, реализованная личность способна не просто считывать информацию из прошлого и будущего, но и вполне адекватно ее применять в настоящем. Для этого не обязательно обладать знаниями в астрологии или в гадательных техниках, для осознанного или духовно состоявшегося существа бывает достаточно прислушиваться к своей интуиции, доверять символике снов или приметам наяву. В измерении духовно реализованного существа мир видится намного шире и наполнен огромным количеством разного рода информации, скрытой от обычных людей.

То, что просветленный человек воспринимает как очевидное явление, обычные люди называют провидением или чудом, но это всего лишь точка зрения на проблему, и не более. Всем без исключения дана возможность открыть в себе «третий глаз» мудрости, но не все хотят это сделать, в этом вся проблема. Сны-впечатления, как правило, отражают дневную деятельность, т.е. проигрывают наиболее яркие моменты в восприятии пятью органами чувств окружающей среды, также такие сны могут много раз переживать ту или иную эмоцию. Такие сны не имеют большой ценности, поскольку являются простой констатацией вполне обычных событий или психической деятельности. Кармические сны более информативны, по ним можно судить о многих скрытых причинах, которые так или иначе влияют на нынешнее воплощение, на здоровье, на образ мыслей, на характер и предпочтения.

В буддийской йоге существуют методики, посредством которых возможно определить, является ли сон обычным впечатлением деятельности пяти чувств или он возник на основе более «архаичных» причин. Это очень важно, ведь если найти настоящую причину того или иного расстройства, которое возникло на основе неблагой кармы, то можно, по крайней мере, попытаться устранить его, например, духовной практикой или йогой. Именно болезни, продиктованные кармическими причинами, диагностируются посредством таких сновидений. Третий вид снов — вещие сны. Как правило, такие сны снятся под утро или в момент пробуждения, когда сознание за время сна избавилось от фиксации на чувственных впечатлениях. Вещие сны наиболее важные, ведь они не только дают информацию о будущем, но и помогают разобраться в делах настоящего. Чтобы отличить веший сон от других, надо не просто хорошо разбираться в символике сновидений, но также иметь большой опыт личной практики в йоге сна, следует обладать осознанным мышлением не только наяву, но и во сне. Без системной духовной практики в лоне традиции вещие сны не принесут большой пользы, вель важно не просто знать что-то о будущем, но и сделать правильные выводы, и применить наиболее адекватные меры для устранения возможных негативных событий. Трактовки символики вещих снов далеко не однозначны и прежде, чем вынести суждение по тому иди иному случаю, следует учесть много различных факторов и обладать развитой интуицией. Без интуитивного прозрения вообще невозможно как-либо разобраться в хитросплетениях подсознательных аффектов, кармических причин, эмоций и т.д., однако сновидения являются именно таким «котлом», в котором могут «вариться» совершенно разные явления. Только обладая силой истинной духовной традиции, методами для осознанного сновидения, большим личным опытом в постижении природы снов, практик Дхармы или целитель может ясно разобраться в данном аспекте жизни.

Диагностика по снам довольно условна, в отличие от диагностики по пульсу или от диагностики по внешним признакам, но по снам можно диагностировать не просто частные случаи или проблемы на уровне тела, а довольно глобальные и масштабные события, что бывает крайне необходимо в определенных обстоятельствах. Например, существуют вещие сны, по которым можно точно определить, пойдет ли лечение данному пациенту на пользу, выживет ли тяжелобольной или умрет, заболеет ли тот или иной человек. Иногда, вследствие определенного предупреждения через вешие сны, следует принимать срочные меры, чтобы минимизировать грядущие негативные события, и такая практика себя оправдывает. Карму можно корректировать, но для этого недостаточно одного желания или усилий ума. Порой титанические попытки изменить ход событий можно уподобить стрельбе из пушки по воробьям, ведь чтобы изменить карму, необходимо иметь не только силы и желание, но и великую мудрость.

В Тибете часто применяют практику ганапуджи или подношений Учителям, защитникам и традиции. Также существуют множество ритуалов, посредством которых можно влиять на события через духов-хранителей, через энергию мантры, через мистические методы йоги. Знание законов природы, в том числе и скрытых от глаз обычных людей — вот истинное оружие целителя или йога. Мистика — это не что-то запредельное, это вполне конкретная способность воспринимать и воздействовать на тайные или внутренние аспекты бытия и личности, но даже мистическое постижение требует обучения и системной практики. Во всех тантрических традициях разработаны различные методы погружения в сон для того, чтобы практик мог ввести энергию в центральный канал. Если йога сна становится успешной, то сны могут стать очень важной частью духовной практики. Во снах можно реально общаться с Буддами, с Учителями, получать от них не только наставления в практике, но и вполне полезные советы для жизни наяву. Многие предупреждения, полученные во снах, могут не только скорректировать ход событий, но и радикально изменить карму и даже спасти жизнь себе и близким.

Если человек достиг высокой реализации в йоге сна, он может даже получать из измерения Дакинь послания в материальном виде. Есть многие свидетельства очень уважаемых Учителей, которые утверждают, что после пробуждения иногда обнаруживали в руке предметы, подаренные во сне мистическими существами. Чтобы научиться видеть вещие сны, чтобы их правильно трактовать, чтобы обрести осознанные подходы к запредельным измерениям ума, следует получить от Учителя метод и тщательно его практиковать. Не достаточно книжной информации в таких делах, ведь при передаче метода передается и энергия для его правомочности. Тем не менее, сны снятся всем, и для этого случая есть проверенные временем трактовки типичных сновидений.


СИМВОЛИКА СНОВИДЕНИЙ В ТРАДИЦИИ ТИБЕТА

Навоз - символ удачи и благополучия.

Грязная вода - к болезни.

Принимать душ - очищение, выздоровление.

Забил источник - символ удачи.

Не удается переплыть реку - неудача в делах.

Пить чистую воду - укрепление здоровья.

Рыба - символ счастья и удачи.

Рыба набрасывается - угроза.

Рыба заглатывает - символ смерти и нового перерождения.

Женщина поймала рыбу - беременность.

Мертвая рыба - к болезни, к неудачи в делах.

Змея - символ энергии и кундалини.

Желтая змея - символ удачи.

Множество сплетенных змей - символ богатства.

Змея кусает - к болезни.

Кусают животные и идет кровь - болезнь будет преодолена.

Кусают животные и не идет кровь - неблагоприятный признак,
болезнь будет тяжелой.

Золото - очень неблагоприятный символ, возможна смерть.

Во время буддийской практики снится золото - знак успеш-
ной практики.

Ощущать во сне тяжесть золота или металла - признак смерти.

Снег - символ доброй удачи, решение проблем.

Больной видит снег - к выздоровлению.

В Тибете, да и вообще на Востоке, существуют тысячи различных символов, которые могут проявиться во сне. На эту тему написано большое количество текстов и разработаны методы их трактовки. Данная тема может быть очень полезной как в целительской практике, так и для обычных людей.

 

Приложение 4. ЗЕРКАЛО ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ

(Ютогба, по материалам переводов с тибетского)


При болезнях ветра учитываются три диагностических показателя: пульс, моча и объективные показатели осмотра. Пульс ветра обширный, пустой, вздымающийся и необузданный, при нажиме теряется и пустой в глубине. Число ударов в связи с дыханием тоже непостоянно. Пульс рассеянного ветра сильный, пустой, рассеянный и необузданный. Моча ветра прозрачная, не имеет осадка, не имеет пара и быстро очищается от обильной пены. Куда бы ее не налили, приобретает цвет сосуда. Если пульс и моча таковы — это указывает на дисбаланс доши ветер. Болезненные ощущения в точках ветра (санмиги ветра) свидетельствуют об объективных показателях расстройств ветра. Если наблюдается дрожь от холода и частое чихание, подъем волосков на теле и головокружения, изменение цвета тела и сильная слабость, блики в глазах, ломота в конечностях и костях — все это признаки ветра, указывающие на жар, раздуваемый ветром, который подавляется отваром мускатного ореха и другими средствами.

При болезнях желчи также учитывается три показателя: пульс, моча и объективные показатели осмотра. Пульс желчи твердый, обширный, выпуклый, острый и очень сильный. Также бывает необузданный, крутой, дрожащий (трудно обнаружимый из-за того, что он то появляется, то исчезает). Моча желчи в глубине желтая, сильно парит, с небольшим осадком, не оседающим вниз. На поверхности при свете образуется бледная пленка. Пена быстро исчезает, появляются различные разводы. При остывании моча похожа на масло из ячьего молока или на топленое коровье масло. Появление на поверхности исследуемой мочи огненного отблеска — это признак горячей желчи. Если пар слегка желтый и клубится — это холодная желчь. Видимые глазом объективные показатели возбуждения желчи таковы: глаза желтые, кожа очень желтая, цвета золота. Очень желтые язык и губы. Иногда головные боли, рвота, пустая зевота. При физических нагрузках человек, пораженный желчью, чувствует себя плохо, отдыхая, чувствует себя хорошо. Если ногти желтеют — это проявления жара желчи. Если тело (кожа) сильно желтеет — это признаки горячей желчи. Если желтеют волосы на голове — желчь проникла в кости. Если полностью отсутствует аппетит — это застой желчи (холод). Желтизна глаз излечивается образом жизни и питанием. Если имеются в наличии эти признаки — это признаки желчи. Питание, образ жизни, лекарства от расстройств желчи следующие: следует принимать пищу прохладного свойства, сочную, легкую. В образе жизни следует придерживаться покоя, пребывать в прохладных и сухих местах. Для охлаждения болезней желчи служат вкусы — горький и вяжущий.

Пульс, моча и объективные показатели при болезнях слизи. При образе жизни, провоцирующем расстройства доши бедкен, и при подъеме слизи пульс грубый, толстый, сильный, при упадке слизи — ослабленный, временами то мужской, то женский (неустойчивый), в глубине тягучий. Верхушка и хвост пульса слепые (нет остроты). При белесой слизи пульс медленный тягучий и в глубине ослаблен. При желтой слизи пульс мягкий, а в глубине твердый. При темно-красной слизи — пульс твердый, как пульс крови. Иногда наблюдается подъем пульсовой волны, но пульс обычно связанный, медленный, ленивый. При сочетании слизи и желчи в верхушке канала борются жар и холод. Все это в полноте характеризует диагностику расстройства доши бедкен. Моча красно-коричневой слизи цвета шафрана, при сильном взбалтывании в глубине приобретает цвет глины с водой. В глубине нет осадка, охлажденная — плохо пахнет. Белесая слизь тяжела и оседает, но долго находится во взвешенном состоянии. Желтая слизь имеет некоторую плотность. Темно-красная слизь смешивается с кровью, грубая и очень опасная. Бывает слизь от злых духов, при этом моча иногда взбаламучена, иногда с кровью, как при ранении, похожа на мочу лошади, осла, если ее обследовать — похожа на мочу желчи и на ней не образуются пузыри. Все это суть признаки мочи слизи.

Объективные показатели: болезни слизи появляются вследствие несварения, часто плохой аппетит, утром не хочется есть. Особенно облегчают рвоты. Старое (несвежее) мясо, старое масло и мука возбуждают слизь. При признаках бледной белесой слизи тело устает. В таких случаях следует давать рвотное и слабительное на масле, не принимать пережаренной пиши. Нежелательны бульоны из суставов, не показана длительная работа. Головокружения, психические или нервные заболевания, тревожные сны — все это суть признаки желтой слизи. В таком случае тело поддерживается мясом, хорошим питанием, легкой пишей, вредно замерзать, пить за поздним ужином кислое вино. Иногда из-за вина кровь устремляется вниз — это вызывает расстройства слизи или водянку, черный живот. Белесая слизь лечится образом жизни и питанием. Так объясняются все основные болезненные провокации жизненных основ. Рассмотрим признаки каждого класса болезней по отдельности.

При заразных болезнях
учитываются три признака — пульс, моча и объективные показатели. Пульс заразных болезней неясный, несколько раз ударит, как полотнище флага на ветру, затем становится неопределенным, то ли расслабляется, то ли приостанавливается. Бывает различным по продолжительности — то долгий, то короткий, словно признаки жара оседают в холод. Если щупать его несколько раз, проявляется поразному. Если же вообще не узнается, то это признак постоянного вмешательства злых духов. Природа заразных болезней проявляется пульсом жара. Заболевание заразной болезнью можно ошибочно принять за ветер. Безошибочные признаки: пульс заразных болезней короток, пульс созревшей заразной болезни похож на свежий жар. Моча заразных болезней взбаламученная и сильно парит, прозрачная, но в глубине мутная. При возбуждении заразной болезни на моче появляются черно-красные радужные разводы. Если затронут тонкий кишечник — моча по цвету похожа на взвесь древесного угля. При попадании заразы в толстый кишечник — на поверхности образуется радужный блеск. Объективные показатели. Признаки заражения обнаруживаются с первого по седьмой день. Заразная болезнь может развиваться вследствие подъема или упадка ветра, желчи, слизи, поскольку в организм проникла зараза и там созревает. Основные симптомы: головокружение, душевная усталость, тремор конечностей, дрожь от озноба, кажется, что конечности отделены от тела. Пораженного заразой очень тянет к огню и на солнце. Трудно выпрямляться и сгибаться, сильные боли в глазах, в ладонях и в ступнях. Хочется кислого тамаринда и мяса. Питание и образ жизни при заразных заболеваниях, а также лекарства. При заразных заболеваниях следует отказываться от пиши легкой, сочной, сладкой, кислой и очень питательной.

Лекарства от заразы: сверция чирата, желтое дерево сал, акебия пятерная, звездчатка развилистая, горечавка холодная, три плода мироболана хебула, миробалан баллерический, эмблика лекарственная. Следует находиться в покое, в приятном прохладном месте, надо отказаться от пребывания у огня, на солнце, от дневного сна. Пульс, моча и объективные показатели при свежем жаре. Пульс свежего жара несколько отличается от пульса заразных заболеваний, он круглый, выпуклый, твердый, обширный, необузданный, ускользающий, сверху в силу большого жара пылает как огонь. Безошибочным признаком является дрожь от озноба из-за повышенного ветра. Моча свежего жара красная, при взбалтывании светлая с красновато-зеленой пеной, на поверхности образуются радужные разводы. Сильно парит, при остывании изменяет цвет и запах на противоположные свойства. При жаре ветра моча молочного цвета, при жаре крови — похожа на мочу лошади или осла. При сочетании слизи и желчи моча желтая, цвета шафрана. Объективные показатели свежего жара: дрожь от озноба, волоски на теле подняты, рот сухой, сильная жажда, боли в полдень и полночь. В легких и в сердце колики, охватывает слабость. Больной часто путает день и ночь. Любая пища кажется горькой. Все это считается признаками жара. Питание и образ жизни при свежем жаре: следует придерживаться сочной и охлаждающей пиши. Дневной сон противопоказан, следует пребывать в покое.

Пульс, моча и объективные показатели при коликах.
При коликах пульс сильный и необузданный. При тщательном исследовании он подобен биению пульса жара, но распадается на куски, пустой, смешанный, спутанный, концентрируется в одной области, похож на пульс заразных болезней. Пульс опасных заразных колик короткий и поднимает кожу. Обычно он имеет тенденцию останавливаться, становится несколько неустойчивым. При коликах желчи и крови пульс грубый и слегка плотный, при нажиме выпуклый, обширный, исчезающий. Пульс колик подложечки: из-за слизи тягучий, немного длинный, иногда немного связанный, в проявлении немного неустойчивый. Неопытный врач может принять этот пульс за пульс провокации злых духов. Если же тщательно исследовать различные виды короткого пульса, это может означать, по сути, пульсы колик. Если пульсы наоборот сильны, то все сильные пульсы также могут определяться как пульсы колик. Объективные показатели колик проявляются на второй или третий день. Это головокружение, отсутствие аппетита, ложные сны, затвердение мышц конечностей тела, озноб, вспыльчивость, внезапные боли на лице и в жизненных каналах, также по всему телу. При обследовании пациента на его голове и по всему телу обнаруживаются похожие на субурганы пятна. Это общие объективные показатели колик.

Объективные показатели колик от ветра: боль при надавливании на места санмигов (точки, в которых производятся прижигания моксой при болезнях ветра). Аппетит то есть, то нет, головные боли, пенистая рвота. С утра или с полудня имевшиеся ночью страхи исчезают, одежда вызывает неприятные ощущения на коже, чешутся десны. Колики от жара вызываются расстройством крови, при этом жажда сжигает как огонь. Сосуды глаз красные, сосуды языка или корень языка напоминают язык коз или овец. Средняя часть языка желтая, чувство жажды, на зубах образуется налет. Каналы глаз от беспокойства наполняются слезами, в душе возникает чувство опустошенности. Опасные заразные колики гуляют по мышцам, периодические боли в теле. Особенно больной просит сладкого и кислого. Возникает озноб, появляются сильный гнев и большой страх. Может возникнуть зубная боль, все тело болит как при расстройствах ветра. При тщательном обследовании выясняется, что в отличие от болезней ветра, боли не перемешаются. Основу заболевания провоцируют злые-духи, болезни возбуждаются и развиваются от неправильной пиши. Колики слизи под ложечкой, над печенью. Болезнь возбуждается праздностью, фязью, сном на сырой земле. При этом вредны: прокисшее вино, испорченное мясо, репа, пшеница. Временами возникают непереносимые боли. При попадании слизи в тонкий кишечник возникает рвота и понос. При попадании в полость желудка жидкость внутренностей выходит в виде рвоты. При попадании в плотные и полые органы тип болезни соответствует плотному органу. Таковы признаки колик слизи подложечки.

Пульс и объективные показатели болезней колик от червей. Пульс колик от червей иногда ослабленный, иногда останавливающийся. Что касается типа болезни, то она по пульсу нелегко распознается. Пульс постоянно изменяется, ясным делается при обострении болезни. Моча колик от червей похожа на слюну и на сок марены красильной, красная, с огненными отблесками, быстро становится прозрачной. Объективные показатели колик от червей: живот становится сухим и плотным, при надавливании на живот во время успокоения и подъема болезни не вдавливается (при гнилостном процессе). Из-за повышенной температуры рот и глаза широко раскрыты. Мышцы, кожа, каналы и жилы не охлаждаются. Существуют также два вида этой болезни — жар от червей и холод от червей. Пульс жара от червей беглый, со всеми признаками жара. Пульс холода от червей холодный и воспаленный, со всеми признаками холода. Моча жара от червей — красная. Моча холода от червей — зеленоватая, синеватая и прозрачная. Когда имеются в наличии признаки вредного действия червей, их успокоение или подъем, то подавление червей достигается их уничтожением в случае успокоения и очищением слабительным в случае подъема.

Пульс, моча и объективные показатели при опухоли (нарывах) в горле.
Пульс опухолей горла толстый, короткий и прерывистый. С каждым разом связывается и как бы рассыпается в стороны. Моча опухолей горла преимущественно сходна с мочой крови. Безошибочным признаком является появление в моче кровянистых пятен. Объективные показатели опухолей горла. Вследствие приема неподходящей пищи и напитков проявляются нарывы в горле. Они возбуждаются шлаками постной пиши. Оспинки Е горле также возбуждаются шлаками постной пиши и проявляются в виде белых, красных и синих оспинок. Безошибочные признаки: если оспинки на спине — это ветер, если белые — слизь, если красные — кровь. Соответственно, если болезнь сочетает эти все признаки, то возникает опухоль.

Питание и образ жизни при опухолевых заболеваниях. При опухолях изготовление и прием лекарств осуществляются согласно изложенному в книгах. Следует решительно отказаться от постного, излишеств, сладкого и кислого питания. Дневной сон противопоказан. Пульс, моча и объективные показатели болезней гнван (нарывов). Пульс болезней гнван смешанный, похож на пульс от злых духов. При тщательном исследовании несколько прерывистый, внизу связанный. Волоски на теле топорщатся. Нарывы земли — черные, при нажиме пульс в глубине плотный. Нарывы воды — желтые, пульс выражен связанно и расслабленно. Нарывы ветра — темные, пульс похож на пульс ветра, подвижный и нечеткий. При нарывах огня пульс указывает на различные типы жара. Моча нарывов у поверхности прозрачная, в глубине грязная, с сильным запахом, без пены, видна появляющаяся бело-красно-желто-синяя радуга. Объективные показатели нарывов: отеки, скрытые опухоли. Гневный Девятиголовый (дух, провоцирующий нарывы) является родоначальником гнван, нарывы этого рода большей частью опасны для жизни. Поэтому следует тщательно исследовать объективные показатели. Если гнван попадает в кости, возникает оспа или опоясывающий лишай, если попадает в мышцы, — затвердение мышц и обычные язвы. Если затронута кожа, это заразное заболевание кожи. Объективные показатели опоясывающего лишая трех видов: 1) опоясывающий лишай охватывает тело (туловище); 2) охватывает тело в поясничной области; 3) по большей части эта болезнь охватывает конечности и поясницу. Четыре пары или восемь болезней желез в основе имеют несварение и происходят от него. Сущность хронических болезней сходна с землей — внутри образуются тяжесть и охлаждение. Пульс, моча, объективные показатели слизи описаны выше. Болезни отеков и ограниченных отеков связаны в пару. Пульс, моча и объективные показатели болезней обширных отеков. Пульс при обширных отеках трудно обнаруживаемый, разорванный, в глубине проявляется с трудом; если болезнь созрела, то определяется без труда, если не созрела — пульс трудно определить. Также пульс бывает долгий, тягучий, как при обширном жаре, и указывает на наличие расстройств крови. Моча обширных отеков зависит от того, какие плотные и полые органы затронуты. При обследовании она неравномерно окрашена, внизу образуется осадок. Объективные показатели обширных отеков: с самого начала отекают глазные впадины, все лицо, шея и волосы на голове напоминают по цвету красную глину. Сонливость часто сменяется поверхностным сном, затем наоборот. Безошибочным признаком является кровянистость сосудов глаз. Когда имеются все эти признаки, они явно указывают на наличие обширных отеков.

Пульс, моча и объективные показатели болезней отеков.
В своей основе эти отеки порождаются несварением. Пульс отеков короткий, упорядоченный, жесткий, трудно обнаружимый, при длительном поражении канала жизни — короткий. По большей части, так же как и при несварении, пульс большой (похож на пульс подъема слизи). Моча отеков с самого начала с густым осадком, иногда на поверхности образуется бледная пленка. Объективные показатели отеков: лицо твердеет, глазные впадины отекают, плохой аппетит, вспыльчивость. По большей части улучшение наблюдается, если лечить ветер. Безошибочными признаками являются головокружение и слезотечение. Все это в совокупности является признаком отека. Хроническая отечность может провоцировать мужские болезни, подагру, ревматизм. Основа болезни накапливается в прежних (хронических) болезнях.

Пульс, моча и объективные показатели подагры. Пульс подагры короткий, твердый, напряженный, едва проявляется. Моча подагры неясная, похожа на мочу жара. Объективные показатели подагры: в ногах сухое жжение, польем и успокоение болезни чередуются вновь и вновь, жжег словно огнем. Подагру подразделяют на горячую и холодную. Моча горячей подагры красная и сильно парит. Безошибочным признаком является образование отеков и огненных отсветов на коже. При этом лучше всего применять только охлаждающие лекарства и кровопускание. При холодной подагре стягивает ноги и невозможно двигаться, ее советуют лечить луковым соком. Пульс, моча и объективные показатели ревматизма. Пульс ревматизма мощный, идущий из глубины, подобен пульсу от злых духов, не способен к четкому проявлению. Моча ревматизма желтая, прозрачная, с голубым паром.

Объективные показатели или симптомы ревматизма таковы: иногда болезнью охвачены все четыре конечности, сухое скрипение бывает в суставах и мышцах рук и ног. Выделяются обе головки бедер. Деформируются поясница, голени, кисти. В вечернее время боли, также лысеет голова. При этой болезни следует отказаться от сочной пиши. От этой болезни могут избавить кровопускания и прижигания (мокса). Признаком холодного типа ревматизма является появление отеков, признак горячего типа — различное сухое скрипение. Болезни легких и сурья сводят в одну пару.

Пульс, моча и объективные показатели болезней легких. Основа таких болезней — кровь, которая в теле делается плохой. Условия — прежде всего несоответствующий образ жизни. Пульс легких короткий, канал пустой и слепой (почти не прослушивается). При тщательном обследовании нижняя основа пульсовой волны как бы выступает. Моча легких не имеет точных признаков. Объективные показатели легких — кашель с мокротами. Подъем жара и кашля происходит от двоякого образа жизни и от неправильного питания. Безошибочные признаки жара и холода при коликах в легких от ветра, боли в местах рлунг-санг (места точек, в которых производятся прижигания при болезнях ветра). По утрам выделяется много мокрот, мокроты светлые и с пузырями. При жаре легких картина обратная. Признаки — на зубах образуется сильный налет.

Питание и образ жизни при заболеваниях легких.
Питание — свежее и старое молоко, хорошее вино. Пульс, моча и объективные показатели болезни сурья. Обследуя пульс и мочу при болезни сурья, обнаруживаются симптомы в затронутом болезнью месте. Сурья легких локализуется в области легких, об этом говорят кашель, пустые мокроты с незначительной пеной. Различные виды болезни обуславливаются неправильным образом жизни, неправильным лечением, попаданием рвотной субстанции в легкие. Ее лечат образом жизни, лекарствами. Пульс дрожащий, при нажиме доносится, словно снизу. Если сурья происходит от ветра — боли вечером и на рассвете. Если происходит от крови — сильные боли после полуночи. Если происходит от желчи — мышцы желтеют и сохнут. При сурье селезенки — по большей части колики и боли в селезенке. Сурья почек охлаждает кувшин (тело), область поясницы, и на моче образуется маслянистая пленка. При сурье водных каналов тело сохнет и желтеет. При этом, в соответствии с сущностью воды, куда попадает сурья, тот или иной плотный или полый орган и следует лечить. Отеки и водянка сводятся в единую пару.

Пульс, моча и объективные показатели болезней отеков. Причиной отеков является внедрение ветра в каналы печени, в это время успокоение и подъем болезни происходят соответственно питью и питанию. Когда к выпитому присоединяется ветер, то возникают холодные водянистые отеки. Когда съеденное соединяется с кровью, словно огнем полыхают горячие отеки. Четвертое условие — отеки от духов, людьми они не насылаются. Отеки, спровоцированные духами — холодные по свойствам. Горячие отеки формируются на основе ветра печени. Если не знать лица болезни — можно ошибиться в питании и образе жизни. Пульс, моча и объективные показатели болезней холодных отеков. Пульс тягучий, ослабленный, не беглый, вьющийся и вырывающийся наружу, похож на рассыпающиеся оспинки. Больной испытывает дискомфорт, боли, развивается истошение, он мерзнет. Таковы признаки холодных отеков. Моча холодных отеков белая, легкая. Пены нет, в глубине что-то вроде пленки. Осадок белый, похож на сухую ушную серу, при согревании совершенно желтая, при охлаждении — слегка красная. Безошибочным признаком является отсутствие у мочи запаха. Объективным показателем холодного отека является образование на теле грязи, рот и зубы черные, портится цвет лица. При тщательном обследовании в глазах видны цвета радуги. Безошибочным признаком является выступающий живот. Над охлажденными плотными и полыми органами зимой и весной возникают боли. Все это в полноте представляет признаки холодных отеков.

Лекарства, питание и образ жизни при болезнях холодных отеков. Лекарства согревающие и кислые. Пища рекомендуется сочная и свежая, очень горькая, хорошо усваиваемая. Образ жизни надо соблюдать теплый, сухой, одеваться тепло. Пульс, моча и объективные показатели болезней горячих отеков. Пульс горячих отеков при нажиме плотный, смешанный, иногда острый, сверху как бы опадает, с трудом меняющийся. Он жесткий, как попавший в воду козий волос. Моча горячих отеков красная, с огненным отблеском. На поверхности образуются цвета радуги, по стенкам сосуда — нет. Безошибочный признак — плохая кровь цвета красновато-серого жженого дерева. Объективные показатели горячих отеков — упадок сил, сухость и грубость кожи. При тщательном исследовании имеются все признаки теплоты. Эта болезнь большей частью появляется над печенью. В других местах также встречается. При отсутствии изменений иногда нет аппетита, иногда охватывает жар и не идет сочная пиша. Такому больному не годится теплая одежда. Таковы безошибочные признаки горячих отеков. Лекарство, питание и образ жизни при болезни горячих отеков. Лекарства принимают охлаждающие и для крови. Лечат также кровопусканием, хурмой и прободением. Пишу следует принимать, только свежую и легкую. Образ жизни — спокойный, в приятном месте и тепле.

Пульс, моча и объективные показатели болезней отеков от духов. Пульс отеков от духов то останавливается, то ослабевает. Следует знать, что пульсы от духов справа долгие, слева короткие. Плохо определяются, иногда неспособны к четкому проявлению. Безошибочный признак — остановка пульса похожа на смертельную. Моча отеков от духов — неопределенная. Безошибочный признак — схожесть с гороховым бульоном. На сосуде образуется налет разной грязи. Объективные показатели — тело опухает и чернеет, на лине снова и снова образуется корка черной грязи, все сосуды глаз черные, как лошадиный хвост. Если же они делаются отчетливыми, то произошло поражение и жаром и холодом. Эту болезнь, как и проказу, относят к духам. При неправильном лечении больной умирает. При правильном лечении — больной выздоравливает и остается жив. Пульс, моча и объективные показатели болезней водянки. Эта болезнь происходит вследствие несварения. В результате сильного несварения образуется жажда, питье действует неблагоприятно, вода поражает плотные и полые органы, на них образуются сгустки, пленка непереваренного питья, и от этого возникает болезнь, сочетающая жар и холод, которая имеет четыре разновидности: внешневодная, внутриводная, промежуточноводная, промежуточноветровая.

Пульс, моча и объективные показатели внешневодной болезни.
Пульсы водянки тягучие. Внешневодный пульс в глубине затруднен, при нажиме — ясный. Неопытный врач ошибочно примет его за пульс жара. Безошибочным признаком является некоторая свирепость пульса. Моча внешневодной болезни во время сна и днем разная, она белая и прозрачная, как при ветре. Безошибочный признак — пар отходит частями. Первый объективный показатель — отечность глазных впадин и верхней части лодыжек. Волоски на теле топорщатся, и сверху образуются лучики света. Причина болезни: от влажной местности и других неподходящих условий жизни. Голова и все тело опухает и отекает. Если на отек надавить — впадина затем исчезает. Безошибочный признак — отечность мягкая. Внешневодную болезнь лечат лекарствами, питанием, образом жизни. Снаружи делают умашение, ванны, смазывания. Внутрь принимают всякую сочную пишу. Образ жизни — надо выбирать красивые места, жить на верхнем этаже дома. Если делать так, то болезнь излечивается. Пульс, моча и объективные показатели внутриволной болезни. Пульс внутриводной болезни тонкий, несколько слепой, подобно тому, как при несварении, тонко слышен в глубине. Все это вместе — признаки внутриводной болезни. Моча внутриводной болезни белая, как сыворотка. При тщательном обследовании ее можно ошибочно принять за мочу ветра. Но если она делается такой при брожении — то это безошибочный признак. Подобно тому, как при болезни от некоторых духов, пар слегка кружится. Объективные показатели внутриводной болезни похожи на попадание воды в полые органы. Больной в теле испытывает сильный холод, как в большом глиняном кувшине. Руки и ноги становятся тонкие, как травинки. Живот вздувается, круглеет. Тело черное. Телесные силы истощены, нет аппетита как при застарелом жаре. Все это — признаки внутриводной болезни. Лечение, питание и образ жизни при внутриводной болезни. При внутриводной болезни жар и холод отводятся, как водоотводным каналом. Питание: рекомендована пиша, не снижающая аппетит. Образ жизни: проживание в сухих местах. Пульс, моча и объективные показатели промежуточноводной болезни. Пульс промежуточноводной выпуклый и внутренний, в промежутках спутанный, при тщательном обследовании ошибочно принимается за пульс несварения. Безошибочный признак — в отличие от пульса несварения — слабый. Моча промежуточноводной красная, темно-красная, сандаловая. В глубине красная с тревожным блеском. Внизу на сосуде образуется фиолетовый налет. Это считается признаком промежуточноводной болезни. Объективные показатели промежуточноводной — хороший аппетит, сильная отечность. Безошибочным признаком являются многочисленные блестки света в моче, ум легкий — тело тяжелое. Все это в комплексе — признаки промежуточно водной болезни.

Питание и образ жизни при промежуточноводной болезни. Пищу и напитки следует принимать сочные. При этой болезни следует мыться только проточной водой. Пульс, моча и объективные показатели промежуточноветровой болезни. За пульс промежуточновегровой можно ошибочно принять пульс ветра в середине. Безошибочные признаки — пульс внутри дрожащий и перемешанный. Некоторые пульсы ветра указывают на смерть. Здесь безошибочный признак — пульс твердый, как при несварении. Моча промежуточновегровой белая, голубоватая, с голубым паром. Белая пена видна с южной стороны. Безошибочный признак — охвачена белым световым блеском. Все это — признаки промежуточновегровой болезни. Объективные показатели промежуточновегровой узнаются по рлунг-санг. Безошибочным признаком является отечность только суставных сочленений. При нажиме на застарелый отек остается впадина. Иногда ощущается необходимость в массаже тела. Лечение, питание и образ жизни при промежуточновегровой болезни. Как лекарство, в этом случае предписывается класс составов мускатного ореха. Пищу и напитки принимать только сочные. Пульс, моча и объективные показатели водянки. Здесь безошибочные признаки таковы. Признак горячей водянки — на зубах откладывается налет. Рот сухой, тело теплое, моча красная, сильная жажда. Цвет глаз красный. Сосуды глаз красные. Это признаки особенно сильного жара. При холодной водянке — уравнивание, уравнивающий ветер высок, губы белые, бессонница, в кишках урчание — таковы специфические признаки. В питании придерживаться следует жгучего, горького и острого. Надо отказаться от неподходящего образа жизни. Все эти виды водянки, возникающие от несварения, подразделяются на четыре класса и восемь видов.

Пульс, моча и объективные показатели несварения. По происхождению оно бывает трех видов. Пульс при несварении соков тонкий и короткий. При обследовании невозможно различить холод и жар. Безошибочные признаки — пульс каждый раз связывается небольшими остановками. Сверху ясный, снизу неясный. Моча при несварении соков желтая, прозрачная, чистая, без пара. Безошибочный признак — радужная решетка на поверхности. Питание и образ жизни при несварении соков. В пише следует придерживаться только кипяченого обрата. Образ жизни рекомендуется только теплый и спокойный. Пульс, моча и объективные показатели несварения осадков. Пульс при несварении осадков толстый, сильный, твердый, обширный и горячий, в зависимости от происхождения. При небольшом нажиме сверху теряется, ослабленный. При тщательном обследовании он несколько толще. Моча при несварении осадков похожа на мочу лошади или осла, ее можно спутать с мочой жара. Вообще же похожа на сок шавеля. Объективные показатели несварения — тучность тела, отсутствие аппетита, временами рвота, опухоли на желудке и печени. Безошибочные признаки — при голоде и распространенном жаре возникают боли. Все это в полноте указывает на несварение осадков. В этом случае методы лечения: питание, образ жизни.

Питание: следует принимать кипяченый обрат с содой. Пищу принимать с золой помета орла и свежей солью. Образ жизни: оставить сырые места, придерживаться сухих мест для жилья. О противодействиях, избавляющих больного от болезни, в традиции риши и Ашвагошей сказано: «В отдельной болезни и невежественный врач сведущ. Пища благой участи — пища врачей. Недолеченного больного передай в руки сведущего врача. Подъем и накопление болезни удручают неопытного врача. Тело больного полно неожиданных признаков болезней, и оказывающий, и получающий помошь иногда попадают в ситуацию, когда их словно покрывает тьма. «Зеркало» само подобно двадцати рассветам». Признаки смешанных болезней крови и ветра. При увеличении крови тела пульс крови пылает как огонь. Если кровь оседлает ветер — испытывается боль в местах рлунг-санг. Невежды вместо крови лечат ветер. Из-за этого возникают болезни горла, печени. В этом случае важна одна вещь — и лечить ветер, и изгонять кровь следует, зная особенности старости и молодости. Смешанная болезнь ветра и желчи проявляется в следующих признаках: пульс ветра в глубине тверд, подобно пульсу крови. При тщательном обследовании горячий ветер делает свет и,тьму. Каналы мышц на голове желтые, во время ветра болят. Особенно частые боли в местах рлунг-санг. Невежды при этом лечат ветер. Это неразумно, от этого возникает болезнь сурья. Чтобы больной не умер от ветра, вначале следует лечить желчь, потом делать прижигания в местах ветра рлунг-санг. При сочетании слизи и ветра появляются следующие признаки: пульс словно ущербный, неясный, тягучий и слабеющий. Моча печеночного цвета, цвета годичного черного масла, с большим количеством поднимающегося осадка, со светлой пленкой. Тело прямое и горячее, как удар молнии. В периоды слизи и ветра бывают незначительные рвоты. Невежественный врач принимает это за колики и ветер, вследствие чего из-за неправильного питания и лекарственных составов в течение года или месяцев наступает смерть пациента. Таково наставление о сочетании чуждого ветра со слизью. Из свежей глины, кориандра, бобов мару, сахара сделать отвар, очистить шафраном в качестве дополнительного ингредиента. Пульс, моча и объективные показатели определения времени смерти. Практика определения пульса смерти заключается в следующем: предсмертные многочисленные явные остановки пульса при последовательном нажиме тремя пальцами руки. При тщательном исследовании, если в потоке пульсовой волны произойдет три остановки — это считается первым пульсом смерти. Если при следующем нажиме произойдет три остановки через тринадцать ударов пульса — это также считается пульсом смерти. Если сверх двадцати одного удара пульса будет три остановки — это считается третьим пульсом смерти. Это проявляющиеся в пульсе признаки смерти, безошибочно ясно определяемые по пульсу. Если нет пульса принципа жизни, даже если нет явных признаков заболевания — это плохо, значит причина болезни и смерти скрыта. Если появляются три остановки — будут убытки. Если останавливаются попеременно — умрут ребенок или жена. Если нет пульса сердца — худо в течение четырех дней. Если нет пульса легких — худо в течение трех дней. Если нет пульса почек — идет накопление огня внутри. Если нет пульса селезенки — при смерти родственник. Пульсы осквернения напастями непостоянны, они подразделяются на пульсы здоровых и больных. В какую сторону происходит изменение, узнают по опросу. Пульс огненной селезенки узнается как пульс крови почек. Предполагаемая смерть в течение трех лет — пульс почек теряется, а пульс сердца ударяет три раза. Пульс иногда теряется и делается похожим на верхний ветер, вновь и вновь ударяющий нечетко и мягко — это пульсы изменения областей. Обнаружившись под ветром и водой — заблуждаются. Если при обследовании пульсы неясные по числу и смятенные, то родственники по отцовской линии в течение года исчезнут. Эти пульсы по зеркалу матерей сразу же видны: Если при болезни легких нет пульса селезенки — смерть. Если при болезни слизи останавливается пульс ветра — смерть. Если царь уходит из дворца — смерть. Если пульсы несвободного от болезни освобождаются — смерть. Если свет и тьма меняются местами — смерть в два года. Если, прерываясь, останавливаются — смерть в три года. Если, связываясь, останавливаются — смерть в один день. Если нет пульса сердца, а остальные поднимаются — это, следует знать, безошибочные признаки прекращающей жизнь болезни. Моча смерти неизменяющаяся и двух видов: Если в моче ветра образуются огненные отблески — смерть. Если моча слизи делается кровавой — смерть. Если моча желчи похожа на бульон — смерть. Если моча водянки похожа на чечевицу — смерть. Если жар быстро переходит в холод — смерть. Если в моче меняются свет со тьмою — смерть. Если так происходит при любой болезни — наступает смерть. Моча светлая и прозрачная без пара, плотные и полые органы изменены или неизменны — есть кровь плотных органов. И это признаки смерти по крови и по моче. Если рассматривать объективные показатели по человеку, по его внешнему виду — диагностика производится по замутненное™ органов чувств. Начальные признаки жара — голова не в порядке, рот сухой, признаки смерти: вновь и вновь рождается ветер. Голова красная, слезы на лице, появляется грязный пот. При ветре условия, ведущие к смерти, и условия выживания неопределимы. Неопределенность признаков похожа на вытянутые конечности. Признак смерти от желчи — отсутствие аппетита, при переходе в сурья — кашель, одышка. Если не поддаются лечению кровь и зараза — смерть. Если при старом жаре пульс наверху заглублен и затемнен, внутренности постоянно хлюпают, больной вскрикивает — смерть. Моча смерти — если выходит море крови, моча похожа на сок желчи (с кровью). При болезнях червей кровопускательный ланцет не применяется, если ошибочно применить — больной умрет. Из четырех объектов исследования — пульса, мочи, крови и внешних показателей — нежелательные признаки следует собрать в одно время. Определив время смерти, важно отбросить эту болезнь.

Мудрый при исследовании болезни рассматривает четыре объективных показателя: 1) смешливость — каналы мышц играют; 2) рот и зубы болезненны, конечности расслабленны; 3) на рассвете судороги, волоски на теле топорщатся; 4) рвота, отсутствие аппетита, понос. Во время обследования определяются восемь великих времен. Кружащиеся, колющие боли справа и слева, уходящие в каналы. Уходя из каналов крови, создают кружение в глазных яблоках. Паралич от ветра — похожий на ветер, места ветра все обширны. Паралич от крови — внедрение крови, паралич каналов — каналы крови обширны. Паралич от воды — кружит как воду, как вода обширен. При воде, установив воду, паралич от воды заглублен и скрыт. При смешении земли и воды неясное беспокойство. При смешении воды и огня, словно гнев, прибывает мозговая оболочка. Смешение при питании козлятины и баранины — болезнь селезенки и печени. Если нисходит в плотные органы — безотлагательная смерть. Делай ритуалы и созерцай гневных хранителей Мандала, каждого по отдельности. При неизменных признаках исследуй отдельно яды и кровь. Многое из того, что сомнительно — здесь не излагается.

Пульс, моча, объективные показатели женских болезней.
Пульс при женских болезнях — пульс желтой воды — спокойный, выпуклый, трудно меняющийся. При тщательном исследовании — пульс слепой и тягучий. При жаре матки пульс жара крови пылает как огонь. При внедрении в матку ветра — похож на пульс несварения. При тщательном исследовании пульс другой рукой ощущается высоким. Моча женских болезней неопределенная из-за матки, бывает ветровая, разноцветная. Объективные показатели женских болезней: рот сухой, тело несколько ослаблено. Болезни матки: пузыри с кровью, желтая вода, ветер, горячая и жидкая. Болезни почек: исчезновение в глубине. Сухой рот, тело желтое, отсутствие пушковых волос, налет на зубах. При проникновении ветра в почки — во рту ощущается вкус мочи. Таковы признаки некоторых обычных женских болезней. Болезни матки бывают четырех разновидностей: — маточные; — кровь матки; — ветер матки; — гнилостность матки. Касающиеся тонкого семени — тринадцати видов. Такие болезни в каждой области без остатка излечиваются.

 

Приложение 5. ТАЙНАЯ СИЛА ЦИГУН

Одна цивилизация — два подхода Слово «Цигун» можно перевести с китайского языка как «совершенная энергия» или «гармоничная энергия». На Востоке о существовании энергии как таковой знали уже много тысяч лет назад, но, как и ко всему прочему, там к этому явлению природы относились только с практической стороны. Любая более или менее стоящая теория в странах Азии вытекала из реального эмпирического опыта, что вполне можно назвать научным подходом, ведь, как известно, наука делает выводы на основании эксперимента. Однако есть и разница между древней методологией постижения мира и современной — чисто научной. Прежде всего надо отметить тот факт, что для восточных мудрецов исследование только внешнего мира не было самоцелью, древние исследователи мира вначале погружались в глубины свой личности, изучали себя, т.е. человека, изнутри, а потом уже постигали и все вокруг.


«Познай себя — познаешь весь мир» — вот девиз настоящего даоса. Такие исследования проводились не просто ради интереса или выгоды, цель этой сложной и трудной работы — постижение тайн личности человека, проникновение в глубины бытия именно на внутриличностном уровне, а также непременное самосовершенствование ума, энергии и тела. Следовало не просто познать себя, необходимо было сделать себя гармоничным, чтобы появилась способность адекватно реагировать на окружающий мир и распознавать в нем все в истинном свете. Ведь если «инструмент познания», т.е. личность познающего, не «отлажен» или «не настроен» на оптимальный режим, мир будет восприниматься человеком искаженно, преломляясь через призму омрачений (клеш), эмоций, страстей и т.д. Один и тот же факт можно трактовать совершенно по-разному: омраченная страстями личность выводы сделает столь же несовершенные, как и он сам, а, следовательно, у него будет и неадекватная социальная позиции. Если в обществе доминирует такая деструктивная доктрина восприятия мира — жди беды, ведь социальные катаклизмы это не что иное, как взрыв накопленных до критической массы частных несовершенств отдельных личностей.

В отличие от традиций, предполагающих духовный рост личности и познание мира через призму гармонии, научный подход основан на обратном принципе. Для академической науки совершенно не важен сам исследователь, это может быть и психически нездоровый человек, или стяжатель, или просто человеконенавистник, готовый своими изобретениями уничтожить весь мир, для прагматиков и технократов важен только «голый факт» и не более. Этот Голый Факт уже стал мерилом всего: морали, закона, социального устройства и т.д.; существует целый культ этого странного явления. Голому Факту поклоняются, словно божеству. Тайные и явные исследовательские лаборатории сейчас более похожи на жутковатые собрания фанатиков, справляющих свои тайные мессы у высокотехнологического алтаря Науки. Служение этой новой религии быстрыми темпами ведет к гибели всей цивилизации, и это стало столь очевидно, что уже нет никакого сомнения: технологии очень эффективно добьют старушку Землю, тем более что она и так уже исчерпала 90% своего жизненного цикла. Сейчас миром правят не мудрецы, пекущиеся о благе людей, а прагматики, для которых узкокорпоративные интересы выше существования даже всей цивилизации.

Да, наука может многое и еше на большее способна, но она же и рубит сук, на котором сидит. Еще немного, какихнибудь лет двадцать или тридцать, и экология будет погублена безвозвратно, а деградация личности, особенно в «развитых» странах «первого мира», уже просто приняла катастрофический и массовый характер. Люди слабеют на глазах во всех отношениях, а высокие технологии не только не решают проблем совершенства личности, а еше более ввергают человека в зависимость от «костылей» прогресса. Конечно же, еше не все потеряно, еше есть слабый шанс остановить тупую машину научной гонки, но это шанс чисто гипотетический: уже все страны так сильно втянулись в соревновательный процесс, что остановиться почти невозможно. Однако, вследствие неравномерности развития мировой цивилизации, еще есть острова и леса, где люди живут в согласии с самим собой и природой, но количество таких мест сокращается‘ на глазах. Как это ни странно, но именно развитые страны, нешадно эксплуатирующие природу непомерно гипертрофированной промышленностью, а своих граждан столь же завышенным стандартом жизни и материального потребления, именно они провоцируют мировой экстремизм.

Некоторые социумы, пытаясь защитить свои духовные и традиционные ценности от напора «миккимаусовой» культуры, не нашли ничего более действенного, чем прямой конфликт с западным миром. Да, миром правят нажива и страсти, но не все проблемы лежат только в этой плоскости, многое зависит и от личных качеств отдельных людей, и тем более это заметно, чем выше такой человек стоит на социальной лестнице. Одно неверное решение на уровне правительств может привести к глобальной катастрофе. Вот почему в Китае все чиновники были обязаны не только сдавать экзамены по государственным дисциплинам, но и изучать философию добродетели (конфуцианство), практиковать медитацию и даже совершенствоваться в разных стилях ушу.

Не надо забывать, что Китай в свое время был лидирующей империей в мире, а его научные открытия легли в основу современной науки. Конечно же, трудно отрицать объективность процессов природы и некоторых аспектов социальной динамики, но не надо и забывать, что именно личность делает социум таким, каков он есть. Русская поговорка «нечего пенять на зеркало, коли рожа кривая» очень точно подметила тот факт, что все, что мы видим во внешнем мире — это отражение нашего внутреннего мира. Мы видим только проекции своего ума, энергии и тела, и нет ничего плохого в том, если кто-то вдруг захотел исправить несовершенства своего отражения или внешний мир, но начинать надо прежде всего с себя.

 

Практические аспекты мягкого и жесткого Цигун

Мягктй Цигун является базовым во всех школах даосизма и первичным по отношению к жесткому. Даосы говорят, что мягкость — основа жесткости, слабость — основа силы, медленность — основа скорости, и это абсолютно верно. Мягкий Цигун также лежит в основе всех «внутренних» или «мягких» стилей ушу, а именно тайцзи-цюань, багуа, синь-и и многих других военных и оздоровительных восточных систем. Мало того, эти «мягкие» стили (тайцзи-цюань, багуа и т.д.), по сути, являются чем-то вроде длительного мягкого Цигун с вариациями на тему ушу. В основе таких методик лежат медленные, плавные и расслабленные движения тела, естественное дыхание и расслабленная созерцательная позиция ума. Концентрация ударов во внутренних стилях ушу мгновенная и точечная, без длительных напряжений, без лишней траты Ци.

Такой режим исполнения не только экономит ресурсы энергии и тела, но именно такими средствами достигается состояние вхождения в поток Дао, что является необходимым условием для выполнения любой даосской техники. В поток Дао невозможно войти с напряжениями в структуре личности и отсутствием естественного баланса ума, энергии и тела. Дао должно течь свободно, как широкая река в долине, без препятствий на пути (без напряжений и страстей), только тогда можно объединить Путь и Плод в одном процессе. Именно такой подход позволяет достичь Нирваны, или Того Берега здесь и сейчас, в рамках конкретного занятия, и это вполне реально, если недвойственная позиция ума, энергии и тела сливаются в едином блаженном потоке естественного и спонтанного реагирования. Чудес не бывает без вложенных в конкретный духовный проект усилий и средств.

Надо много знать, уметь и стараться от души, чтобы чудо стало реальностью, чтобы чудеса Естественного Ума возникали спонтанно и самопроизвольно из тайных глубин личности. Мягкий Цигун очень полезен не только в таких сложных учениях, как Тайцзи-цюань или Багуа, его можно делать всем желающим без каких-либо серьезных ограничений. Это прекрасный метод профилактики здоровья, укрепления сил физических и творческих, это способ обретать счастье корректными и простыми средствами. Если бы широкие массы населения могли освоить и практиковать Цигун или Тайцзи-цюань, то, без сомнения, люди бы не искали счастье в наркотиках, в пьянстве, в одурманивающих ум залах дискотек.

Нет ничего прекрасней и полезней, чем заниматься столь удобными и гармоничными упражнениями на природе или в зале, ведь счастье — это не мечта, это вполне реальное состояние, тем более, оно всегда с нами, надо только найти «золотой ключик» от «коморки» нашей обусловленной личности. В процессе становления такой духовной практики человек постепенно входит в режим оптимального функционирования личности, его элементы приходят в гармонию, тело становится удобным, блаженство делается постоянной реальностью. Самодостаточность — это первый признак обретения недвойственности на уровне ума и энергии. Цигун — один из лучших методов на этом пути.

 

Дзижень






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных