Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Историко-биографические фильмы




Историко-биографические фильмы в первые годы после войны занимали большое место в репертуаре киностудий. В эти годы на экраны были выпущены такие фильмы, как «Адмирал Нахимов», «Мичурин», «Академик Иван Павлов», «Жуковский», «Мусоргский», «Пирогов», «Тарас Шевченко», «Джамбул», «Алишер Навои», «Райнис» и др. Они в наглядной и доступной для самого широкого крута зрителей форме знакомили с жизнью замечательных деятелей отечественной науки и культуры, расширяли кругозор зрителей, пробуждали в народе чувство гордости за свою страну, прививали и углубляли чувство советского патриотизма. В этом большая воспитательная роль историко-биографических кинокартин и в этом их жизненная необходимость.

Главной особенностью советских биографических фильмов является то, что в основе их сюжета лежала общественная деятельность личности, герой раскрывался в главных чертах и делах, в том, что составляет жизненный смысл его подвига, чем он известен и дорог народу. В этом отношении много поучительного мы найдем в истории постановки фильма «Адмирал Нахимов» (1946). Сценарист И. Лукомский кропотливо и добросовестно выписал образ Нахимова как человека доброго, ворчливого, чудаковатого, но мало сказал о нем как о талантливом флотоводце, крупнейшем стратеге. А ведь именно таким он известен в истории и как раз за это его чтит наш народ.

Во втором варианте фильма В. Пудовкин сосредоточил свое внимание на разработке эпизодов, где выпукло был раскрыт флотоводческий талант Нахимова. В частности, с большой выдумкой и творческим размахом показана режиссером и операторами А. Головней и Т. Лобовой сцена битвы под Синопом, ставшая центральной частью фильма. Превосходны полные драматического напряжения сцены обороны Севастополя. Зрители увидели Нахимова вдохновителем и наставником офицеров и матросов в огне сражений, в штабе, на капитанском мостике. Роль Нахимова в фильме исполняет А. Дикий. В новом варианте кинокартины артист сумел обогатить этот образ, показав своего героя не только простым, обаятельным, всем доступным человеком, но и талантливым командиром и флотоводцем.

Среди наиболее крупных кинопроизведений биографического жанра первого пятилетия после войны видное место занимает цветной кинофильм «Мичурин», поставленный в 1948 году режиссером А. Довженко по собственному сценарию. Жизнь Мичурина, мечтавшего покрыть всю страну садами и вдохновенно трудившегося ради осуществления этой мечты, полностью отвечала художественным устремлениям и поэтическому таланту постановщика.

А. Довженко – певец природы; о вечном круговороте жизни, взаимоотношении человека и природы, борьбе нового со старым в той или иной форме повествуют почти все его фильмы («Звенигора», «Земля», «Аэроград», «Щорс»). В фильме «Мичурин» с полной силой раскрылся оригинальный талант Довженко. Киноповесть о Мичурине охватывает почти весь сознательный творческий путь ученого, который можно разделить на три периода. Первый – годы, когда
Иван Владимирович мучительно и безуспешно добивался признания полезности его опытов, а косные царские чиновники всячески чинили ему препятствия. Второй, переходный период – годы революции и гражданской войны, когда Мичурин настороженно относился к общественным преобразованиям и еще не мог найти своего места в этом обновленном и непонятном ему мире.
И, наконец, третий период, самый богатый по насыщенности событиями и самый плодотворный для великого ученого, – это годы мирного социалистического строительства, когда его труд был признан страной и стал достоянием народа.

Фильму «Мичурин» по теме и идее близка другая биографическая картина – «Академик
Иван Павлов», поставленная в 1949 году режиссером Г. Рошалем по сценарию М. Папавы. Научная деятельность Павлова представлена в фильме не как фон или иллюстрация, это основа драматического конфликта. Перед зрителем раскрывается волнующая история великих научных открытий. Достигнув замечательных успехов в исследовании процесса пищеварения, пытливый ученый переходит к опытам, которые помогли ему создать учение об условных рефлексах, сделать ценные открытия в области нервной деятельности и, наконец, проникнуть в человеческую психику, познать тайны человеческого мозга. Материалистическое объяснение психологии человека вызвало бурную реакцию консервативных ученых, которые ополчились против Павлова. Не случайно борьба материализма с идеализмом и составляет главный конфликт драматургии фильма. Реакционный лагерь ученых представлен в картине фигурой Званцева (Ф. Никитин). Мастерство постановщика фильма обнаружилось в доходчивом и эмоциональном показе борьбы различных мировоззрений в науке. Особенно удачна по своей наглядности и драматическому напряжению сцена демонстрации Павловым и его ассистенткой Ивановой (Н. Алисова) опыта с условными рефлексами. Созревание политических взглядов прославленного исследователя происходило не по прямой восходящей линии, как развивалось его учение, а в мучительных колебаниях и сомнениях. В картине отражен сложный и противоречивый путь ученого к революции. Настроение Павлова в первые дни революции метко охарактеризовано в фильме репликой, обращенной к нему А.М. Горьким: «Вы ждали революцию, о ней мечтали, а пришла – не узнали ее». Павлова беспокоит хозяйственная разруха в стране. Нет топлива, нет условий для научных опытов. Но фильм убеждает, что эти колебания и недовольство ученого не носили политического характера. После революции Павлов стал ближе к народу, потому что он был настоящим патриотом своей Родины. Павлов с негодованием отвергает предложение американца Хихса покинуть страну. Зритель видит, что политическое прозрение Павлова происходит под благотворным влиянием партии. С момента встречи ученого с Горьким в фильме широко звучит тема большевистской партийности, тема единства интересов партии и науки. Ленин, Советское правительство обеспечивают все необходимое для нормальной работы ученого. Встреча с Кировым как бы подводит итог долголетней научной деятельности ученого-материалиста, пришедшего к большевикам, поверившего в плодотворность коммунистических идеалов. Фильм заканчивается сценами, в которых Павлов, уже чувствующий приближение смерти, передает научную эстафету в руки молодых советских ученых. Можно сказать, что успех фильма «Академик Иван Павлов» был в значительной степени обеспечен выдающимся исполнением главной роли актером А. Борисовым. Павлов в его исполнении – человек исключительной энергии, настойчивости, пытливой мысли и творческой одержимости. Если вспомнить Павлова в расцвете сил: собранного и вместе с тем порывистого, быстрого, порой нетерпеливого, каким он предстает перед нами в первой половине фильма, а потом – сгорбившегося старика, семенящей походкой идущего, опираясь на трость, по роще под Кэлтушами в конце картины, – нетрудно понять, как широк диапазон перевоплощения актера.

С выходом на экран в 1950 году кинокартины «Мусоргский» (постановка Г. Рошаля по сценарию А. Абрамовой, Г. Рошаля; композитор Д. Кабалевский) зритель снова увидел на экране артиста А. Борисова, но теперь уже в образе великого композитора. В фильме «Мусоргский» музыка вплетается в развитие основного драматического конфликта, во многом определяет действие, ритм. Особенно рельефно выступает в фильме тема народности музыки, тема борьбы реалистического направления в лице ее основоположников, представителей «могучей кучки», с придворной аристократией, поклонниками формальной, бессодержательной музыки. Мусоргский ищет творческое вдохновение в народных песнях, его вдохновляет ясность, выразительность и красота народных мелодий. По-настоящему ярко раскрывается тема народности музыки в работе композитора над оперой «Борис Годунов». История создания и постановки этой оперы становится идейным и сюжетным центром фильма. Лейтмотив картины – ария юродивого, в которой воплощается плач и страдания простого народа России. В фильме «Мусоргский» открылись новые черты таланта А. Борисова. Он сумел тонко раскрыть характер великого композитора, показать процесс его творчества. Зритель как бы присутствует при рождении новых мелодий, новой музыки. Творческий коллектив умело использовал цвет для эмоционального воплощения идей фильма. Отсветы багрового пламени озаряют лицо Мусоргского в минуты высокого творческого вдохновения при создании музыки «Бориса Годунова», в момент рождения мелодии сцены под Кромами кадр освещается огнем пожара. Оранжевый солнечный цвет окрашивает народные сцены и, наоборот, холодная, сине-серая гамма красок преобладает в тех сценах, которые воссоздают атмосферу официального Петербурга, салонов эстетствующей аристократии. В фильме показаны члены «могучей кучки» – Римский-Корсаков (А. Попов), Бородин (Ю. Леонидов), Кюи
(Б. Фрейдлих). К сожалению, роли этих композиторов настолько слабо выписаны в сценарии, что их исполнители выглядят на экране простыми статистами. Более удались авторам фильма образы Балакирева (В. Балашов) и Даргомыжского (Ф. Никитин). Образ вдохновителя «могучей кучки» Стасова предстает перед нами как душа и разум этой творческой группы, горячий пропагандист реалистической музыки, всеми своими корнями уходящей в народное творчество. Н. Черкасов, исполняющий роль Стасова, создал содержательный образ убежденного в своей правоте поборника русского самобытного реалистического искусства.

Фильмы «Академик Иван Павлов» и «Мусоргский» при всех их достоинствах страдали многими недостатками, характерными для биографических фильмов тех лет: известной дидактичностью, чрезвычайно слабым воплощением образа простого русского человека. Народ чаще всего изображается как фон, а не как действующее лицо истории, хотя, например, в фильме «Мусоргский» много говорится о народе как вдохновителе и источнике самобытного русского искусства.

Таким образом, в первые годы после войны советская кинематография выпустила значительное число историко-биографических фильмов, разных по своему идейно-художественному уровню. Во многих из них благодаря успехам исторической науки по-новому рассказывалось о славном прошлом нашего народа, о его роли в развитии мировой науки, культуры и искусства. В некоторых из этих фильмов было достигнуто органичное сочетание глубокой научной познавательности с яркой художественной формой.

 


11. Кино в первые послевоенные годы (1946-1953). Общая характеристика

Развитие киноискусства в первые послевоенные годы осложнялось трудностями объективного и субъективного характера. Объективные трудности заключались в том, что пришлось почти полностью восстанавливать техническую базу производства фильмов, частично разрушенную фашистскими захватчиками, а частично износившуюся и устаревшую за годы войны. Субъективные трудности были вызваны необоснованным сокращением объёма производства фильмов. Вместе с тем в эти годы в ряде фильмов на современном, историко-революционном и историческом материале стало проявляться стремление к сглаживанию реальных противоречий действительности, к её приукрашиванию, ненужной постановочной пышности.

Несмотря на сокращение объёма кинопроизводства и появление в некоторых фильмов антиреалистических, "лакировочных" тенденций, киноискусство продолжало развиваться. Возникли новые национальные отряды киноискусства в Казахстане, Латвии, Литве, Молдавии, Эстонии и несколько позднее в Киргизии. Во ВГИКе велась плодотворная работа по воспитанию новых творческих кадров - режиссёрских, сценарных, операторских и актёрских.

Творческие поиски предвоенных и военных лет нашли свое продолжение и развитие в лучших фильмах первого послевоенного десятилетия, таких как "Молодая гвардия" (1-2-я серии, 1948), реж. Герасимов, "Сельская учительница" (1947), реж. Донской, "Мичурин" (1949), реж. Довженко, "Академик Иван Павлов" (1949), реж. Г. Рошаль, "Подвиг разведчика" (1947), реж. Б. Барнет, "Большая семья" (1954), реж. Хейфиц, и др. Большое влияние на последующее развитие киноискусства оказали фильмы "Молодая гвардия" и "Большая семья", раскрывающие общественные процессы в их единстве с личной жизнью и бытом героев, глубоко исследующие духовный мир передовых современников.

В первые послевоенные годы перед мастерами киноискусства встала задача воплотить в своих произведениях исторические события Отечественной войны. Эта задача далеко не всегда получала правильное разрешение. В таких постановочных фильмах, как "Падение Берлина" (1950 г., 1-2-я серии, реж. М. Чиаурели) и "Сталинградская битва" (1949 г., 1-2-я серии, реж. B. Петров), смысл великих побед был воплощён неполно, односторонне, по преимуществу как результат стратегической мысли советских военачальников. За многочисленными постановочными эффектами, грандиозными баталиями и штабными сценами зрителям трудно было в этих фильмах разглядеть подвиг советского солдата и образ советского народа-победителя.

В послевоенные годы на экранах нередко появлялись помпезные, схематичные, "лакировочные" фильмы. Это объясняется, с одной стороны, неверной художественной политикой руководства кинематографии тех лет, стремившегося за счёт сокращения количества создаваемых фильмов выпускать эффектные кинобоевики, а с другой, - получившей тогда известное распространение теорией "бесконфликтности".

Однако эти отрицательные тенденции, разумеется, не могли остановить поступательного движения киноискусства. В лучших фильмах послевоенных лет продолжали плодотворно развиваться традиции социалистического реализма. Наиболее значительный - 2-серийный фильм "Молодая гвардия" (по роману А. Фадеева) о героях Краснодона, поставленный режиссёром Герасимовым. В этом фильме снималась группа молодых актёров - И. Макарова, C. Гурзо, Н. Мордюкова, С. Бондарчук, Л. Шагалова, В. Тихонов, Г. Юматов, Е. Моргунов, К. Лучко, М. Крепкогорская, Т. Носова, В. Авдюшко. В постановке ф. также участвовали режиссеры-практиканты ВГИКа: Е. Бегалин, Ю. Егоров, Г. Победоносцев, Т. Лиознова и др.

Подвиг, мужество советских людей в годы Отечеств, войны нашли проникновенное воплощение в фильме "Повесть о настоящем человеке" (1948 г.) по повести Б. Полевого, режиссер Столпер, а также в лучших приключенческих фильмах - "Подвиг разведчика" (1947 г., реж. Барнет) и "Смелые люди" (1950 г., реж. Юдин).

Среди художественных фильмов о советской действительности послевоенных лет завоевал популярность музыкальный фильм "Сказание о земле Сибирской" (1948 г., реж. Пырьев), в котором раскрывалось обаяние простых советских людей (артисты Андреев, В. Васильева, В. Дружников, М. Ладынина). Фильм отличался интересным цветовым решением, выразительностью кадров русской природы (оператор В. Павлов). Режиссёрский темперамент Пырьева проявился в кинокомедии "Кубанские казаки" (1950 г.), где органично вводилась в действие музыка И. Дунаевского. Однако фильм не свободен от приукрашивания подлинной действительности.

Особое место в послевоенном кино занимает светлое поэтическое произведение режиссера Донского "Сельская учительница" (1947 г.), где на широком историческом и социальном фоне прослежен жизненный путь народной учительницы (актриса Марецкая).

Изобразительной страстностью отмечены фильмы, посвященные борьбе за мир,- "Русский вопрос" (1948 г., реж. Ромм), "Встреча на Эльбе" (1949 г., реж. Александров).

В конце 40-х - начале 50-х годов широкое распространение получили биографические фильмы. В числе лучших биографических фильмов, поставленных в эти годы на киностудиях РСФСР, - "Академик Иван Павлов" (1949 г.) и "Мусоргский" (1950.г, оба реж. Рошаль), "Глинка" (1947 г., реж. Л. Арнштам). Значительным произведением этого периода был исторический фильм режиссера Пудовкина "Адмирал Нахимов" (1947 г., в главной роли А. Дикий). В числе лучших экранизаций - "Каменный цветок" (1946 г., по уральским сказам П. Бажова, реж. Птушко) - фильм, в котором осваивались художественные средства цветного кино, и "Без вины виноватые" (1945 г., по пьесе А. Островского, реж. В. Петров).

В послевоенный период неуклонно совершенствовалось мастерство русских мультипликаторов: "Лиса и дрозд" (1946 г., реж. А. Иванов), "Песенка радости" (1947 г., реж. М. Пащенко), "Конёк-Горбунок" (реж. И. Иванов-Вано), "Серая шейка" (реж. Л. Амальрик, В. Полковников) - оба в 1948 г., "Цветик-семицветик" (реж. М. Цехановский), "Федя Зайцев" (реж. В. и З. Брумберг, оба в 1949 г.), "Чудо-мельница" (1950 г., реж. О. Ходатаева), "Олень и волк" (1951 г., реж. Д. Бабиченко), "Аленький цветочек" (1952 г., реж. Л. Атаманов). В некоторых мультфильмах проявилась тенденция натуралистически подражать игровому кино ("Каштанка", 1952 г., и др.).

В ряде хроникально-документальных фильмов РСФСР в эти годы сказывалась известная заданность построения. Документальные фильмы о городах и автономных республиках из серии "Политический киноатлас" отличались стереотипностью композиции и ненужной парадностью ("Чувашия", "Слава Москве", "На Кубани", "Советская Башкирия", "Орденоносная Московская область", "Биробиджан" и др.). Эти же черты были присущи многим фильмам о парадах и праздниках, чрезмерно перегруженным дикторским текстом. Более успешно развивался видовой фильм ("По Волге", "Урал" и др.). Была создана серия фильмов "Путешествия по СССР" (руководители А. Щербаков, В. Шнейдеров). Интерес представлял документальный фильм "День победившей страны" (1947 г.). Появились документально-биографические фильмы: "С. М. Киров", "Белинский", "Пушкин", "В. В. Маяковский", "Наш Горький", "Фронтовой кинооператор" и др.

Первой попыткой создания кинодокументальной биографии В. И. Ленина явился фильм "Владимир Ильич Ленин" (1949 г., реж. Ромм, Беляев, М. Славинская), включивший в себя все сохранившиеся ленинские киносъёмки.

Достоинства и недостатки, характерные для документально-хроникального кино этих лет, отразились и на кинопериодике (журналы "Новости дня", "Пионерия", "Советский спорт" и др.). Среди удач научно-популярного кино были фильмы: "История одного кольца" (1948 г., реж. Б. Долин), "Первые крылья" (1949 г., реж. А. Генделынтейн), "Лесная быль" (1950 г., реж. Згуриди) и др.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных