ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система скрещивания 3 страницаНапример, в ясную темную ночь человеческий глаз может различить свет свечи на расстоянии до 20 км. 2) Адаптация анализаторов, т.е. свойство приспосабливаться к постоянной интенсивности длительно действующего раздражителя. При действии сильного раздражителя возбудимость анализатора уменьшается и пороги раздражения возрастают, при действии слабого раздражителя возбудимость анализатора увеличивается и пороги раздражения снижаются. Не все анализаторы обладают одинаковой способностью к адаптации. Хорошо адаптируются обонятельный, температурный, тактильный анализаторы, очень мало адаптируются вестибулярный, двигательный и болевой анализаторы. Скорость и степень адаптации у разных анализаторов к разным раздражителям тоже различна. Например, темновая адаптация при переходе от яркого света к темноте развивается в течение часа, а световая адаптация при переходе от темноты к свету наступает в течение минуты. Физиологическое значение адаптации заключается в установлении оптимального количества сигналов, поступающих в ЦНС, и ограничении поступления импульсов, не несущих новую информацию. 3) Иррадиация и индукция в нейронах анализатора. Иррадиация - это распространение возбуждения на другие нейроны в корковом отделе того же анализатора. Ее можно наблюдать при рассматривании квадратов одинакового размера на разном фоне. Так, белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем таких же размеров черный квадрат на белом фоне. Индукция бывает одновременная и последовательная. Одновременная индукция является процессом, противоположным иррадиации. Суть ее в том, что одновременно с развитием возбуждения в одних нейронах анализатора в соседних вызывается торможение. Последовательная индукция состоит в том, что после прекращения возбуждения в нервных центрах анализатора развивается процесс торможения, а после прекращения торможения - процесс возбуждения. Процессы одновременной и последовательной индукции лежат в основе явлений контраста. Например, кислое после сладкого кажется еще более кислым; теплая вода после холодной кажется горячей и т.д. 4) Следовые процессы в анализаторах. После прекращения раздражения рецепторов физиологические процессы в анализаторе еще длятся некоторое время в виде положительных и отрицательных следовых явлений. Положительные следовые процессы являются как бы кратковременным продолжением процессов, происходивших в анализаторах при действии раздражителя. Т.е. ощущение (зрительное, слуховое, вкусовое и т.д.) длится еще некоторое время после прекращения действия раздражителя на рецепторы. Благодаря положительным следовым явлениям возможно слитное восприятие раздельных кадров в кинофильме. 5) Взаимодействие анализаторов. Все анализаторы функционируют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. Их взаимодействие может усиливать или наоборот ослаблять ощущения. Например, звуковые раздражители воспринимаются легче при сочетании их со световыми, на чем основана светомузыка.
49. Системный принцип управления физиологическими функциями как основа сложного поведения… Организм - это самостоятельно существующая единица органического мира. Он представляет собой саморегулирующуюся систему, реагирующую как единое целое на различные изменения внешней среды. В организме частные физиологические процессы подчинены закономерностям работы сложной целостной системы. Например, изменение обмена веществ и функций любой клетки, ткани, органа и системы органов вызывает изменения обмена веществ других клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому обмен веществ и функции клеток, тканей и органов, изолированных из организма, отличаются от происходящих внутри его. Целостному организму свойственны функ-ции, такие как размножение, поведение, мышление, отсутствующие в изолированных его частях. Характерной для всякого организма является определенная организация его структур. Различают молекулярный уровень организации (вирусы), клеточный (простейшие), тканевой, органный и системный. Каждый орган или система органов выполняет специфическую функцию. Однако самостоятельность системы или органа является относительной. Живой организм представляет собой систему систем, которая в процессе взаимодействия с внешней средой обеспечивает получение полезного приспосо-бительного результата. Так, при реализации поведенческой реакции, связанной с удовлетворением потребности животного в пище, различные физиологические реакции подчиняются решению главной задачи - получению пищи. Потребности живого организма могут быть удовлетворены только в результате активного взаимодействия его с внешней средой. Управление процессами жизнедеятельности в организме строится по принципу системной иерархичности, т.е. элементарные процессы подчинены более сложным. Ведущее значение в физиологических механизмах сложных поведенческих актов принадлежит нервной системе. ЦНС регулирует и координирует физиологические функции, определяя их ритм и общую направленность. В свою очередь, частные формы физиологических функций благодаря обратным связям оказывают влияние на высший управляющий аппарат. Такая форма контроля и взаимного влияния физиологических функций лежит в основе системного управления в целостном организме. П.К. Анохин первый обратил внимание на то, что системы в живом организме не просто анатомически соединяют входящие в них отдельные элементы, но и объединяют их для осуществления отдельных жизненно важных функций организма. Осуществление любого психического или физиологического процесса связано с образованием в организме функциональных систем, обеспечивающих достижение нужных результатов и обусловливающих целенаправленное поведение. Анохин понимал временное саморегули-рующееся объединение рецепторов, различных мозговых структур и исполнительных органов, взаимодействующих совместно с целью достижения приспособительных полезных для организма результатов. В отличие от традиционных анатомо-физиологических систем, которые состоят из определенного постоянного набора органов, функциональные системы производят избирательное объединение различных органов в разных комбинациях из разных анатомических систем для достижения полезных для организма приспособительных результатов. Один и тот же орган, включенный в различные функциональные системы, может выполнять различные функции. Функциональная система целостного поведенческого акта (рис.1) включает в себя следующие механизмы: I) афферентный синтез; 2) принятие решения; 3) акцептор результатов действия; 4) выполнение действия; 5) получение результатов действия и сравнение их на основе обратной афферентации с программой действия. Стадия афферентного синтеза складывается из мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации, использования аппарата памяти, пусковой афферентации. Работа функциональной системы направлена на получение полезного приспособительного результата для удовлетворения возникшей биологической или социальной потребности. Вызвав активность в определенных структурах мозга, потребность приводит к возникновению мотивации. В организм постоянно поступает много разнообразной информации и одновременно может существовать несколько мотиваций. В каждый момент времени мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность, становится домини-рующей. Доминирующее мотивационное возбуждение определяет все последующие этапы мозговой деятельности по формированию поведенческих программ. Для правильного программ-мирования дальнейшего поведения организму необходимо оценить окружающую обстановку и свое положение в ней. Это достигается благодаря обстановочной афферентации, т.е. поступлению от рецепторов потока импульсов, несущих информацию об условиях, в которых предполагается осуществить поведенческий акт, направленный на удовлетворение возникшей потребности. Обязательным компонентом, который неоднократно используется в функциональной системе, является нейрофизиологический аппарат памяти. Благодаря памяти, обстановочная афферентация сравнивается с теми условиями в прошлом, при которых была успешной деятельность, которую организму предстоит совершить. Если окружающая обстановка и состояние организма благоприятствуют предполагаемому поведенческому акту, то информация, поступающая от рецепторов, становится пусковой (пусковая афферентация) для принятия решения о выполнении действий для удовлетворения потребности. На основе афферентного синтеза осуществляется принятие решения. Извлекая из памяти информацию о собственном или чужом опыте по удовлетворению потребности в аналогичной обстановке, мозг выбирает один из многих способов для достижения поставленной цели. При этом избирательно возбуждаются нервные центры, которые обеспечивают осуществление выбранной поведенческой реакции. Деятельность нервных структур, мешающих выполнению данной реакции, тормозится. Вслед за принятием решения вырабатывается эфферентная программа действия и одновременно формируется специальный аппарат прогнозирования будущих результатов - акцептор результатов действий. Эфферентная программа действия представляет собой определенную последовательность набора нервных команд, поступающих на исполнительные органы - эффекторы. В каждом конкретном случае это могут быть различные комбинации органов из разных анатомических систем организма. Но они объединяются нервными и эндокринными влияниями и некоторое время функционируют взаимозависимо и совместно для достижения полезного приспособительного результата. Нередко различные функциональные системы для достижения различных приспособительных результатов могут использовать одни и те же органы. Например, сердце является необходимым компонентом и в функциональной системе для поддержания постоянного уровня кровяного давления, и в функциональных системах по обеспечению газообмена, терморегуляции и др. Акцептор результатов действия представляет собой нейронную модель предполагаемого результата, к которому должно привести данное действие. Предвидение будущих результатов происходит благодаря последовательному возбуждению корково-подкорковых структур мозга, которое опережает реальные события и возникает еще до поступления афферентных сигналов от рабочего органа (обратных связей) о выполнении действия. Информация о последовательности возбуждения нервных центров хранится, вероятно, в долговременной памяти. Благодаря акцептору результатов действия осуществляется быстрое включение согласно с программой исполнительных органов функции-ональной системы и происходит выполнение действия. Осуществление действия приводит к реальному результату, информация о котором с помощью обратной афферентации (обратных связей) поступает в акцептор действия, где сравнивается с запрограммированным результатом. Если полученный эффект соответствует запрограм-мированному, то человек испытывает положительные эмоции. Прог-рамма, приводящая к успешному выполнению поведенческого акта и полезному приспособительному результату, закрепляется в долгосрочной памяти, а сформировавшаяся функциональная система перестает существовать, т.к. произошло удовлетворение потребности и соответствующая мотивация перестает быть доминирующей. При отсутствии ожидаемого результата возникают отрицательные эмоции и может произойти один из вариантов: I) повторная попытка выполнения тех же рефлекторных реакций по той же программе;- 2) при стойкой мотивации происходит перестройка программы действия, вносятся поправки в его выполнение; 3) при нестойкой мотивации отсутствие ожидаемого результата может привести к изменению самой мотивации или к ее исчезновению. Таким образом сложные поведенческие акты организма строятся не по типу раздражение рецептора - ответная реак-ция эффектора, а по принципу рефлекторных кольцевых взаимо-действий, которые является одним из основных механизмов деятель-ности функциональных систем. Можно привести следующий пример образования и деятельности функциональной системы в организации поведения в повседневной жизни. Приближение праздника 8-е Марта вызывает социальную потребность у подростка поздравить свою мать, в результате чего возникает доминирующее мотивационное возбуждение. Сын задумывается на тем, какой подарок сделать маме и вспоминает, что ей нравятся цветы гладиолусы, роман М. Митчел "Унесенные ветром", повести В.Быкова и французские духи. Обстановочная афферентация показывает, что в начале марта цветущих гладиолусов не найти, а духи дорогие и на них у подростка не хватает денег. Доступность книг по цене делает эту афферентную информацию пусковой. Принимается решение - купить какую-нибудь из нравящихся маме книг, желательно роман "Унесенные ветром" т.к. она давно уже хотела его иметь. Школьник вспоминает, что нужную книгу он недавно видел в двух магазинах. Составляется программа выполнения - посмотреть и купить роман в ближайшем книжном магазине. Однако в магазинах подросток узнает, что необходимый роман уже раскупили. Эта информация является отрицательной обратной связью. Она поступает в акцептор результатов действия. Поскольку.полученный результат (роман не куплен) не совпадает с запрограммированным, акцептор результатов действия вносит поправку в программу действий: съездить еще на книжный рынок и если не будет романа "Унесенные ветром", то купить книгу повестей В.Быкова. На книжном рынке подросток находит повести В.Быкова и покупает их. Полезный результат достигнут. Потребность школьника удовлетворяется, мотивация угасает и данная функциональная система перестает существовать.
50.Понятие об адаптации. Стресс. Учение об общем адаптационном синдроме… В общебиологическом смысле адаптация - это совокупность врожденных и приобретенных анатомо-морфологических, физиологических, поведенческих и других особенностей организма, обеспечивающая его приспособление к условиям внешней среды и создающая возможность специфического образа жизнедеятельности. Адаптация поддерживает гомеостаз и возникает в результате процессов, протекающих на молекулярном, клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Ч. Дарвин показал, что адаптационные приспособления закрепляются в результате действия естественного отбора. В результате длительной эволюции и онтогенеза организмы адаптированы к своим адекватным условиям обитания. Например, рыбы приспособлены к жизни в воде, птицы - к полету и т.д. Приспособление к периодическому колебанию таких адекватных условий происходит в основном с помощью готовых специфических адаптивных механизмов. Различают общие адаптации и частные адаптации (специализации). К одним факторам среды организмы могут достигать полной, к другим - только частичной адаптации. На первом этапе адаптации к колебаниям адекватных условий среды активируется условнорефлекторная деятельность организма. В дальнейшем, несмотря на повторные воздействия раздражителей, в процессе адаптации происходит угасание ориентировочной реакции и "привыкание" к действию раздражителя, В этом случае термин "адаптация" применяется в более узком смысле и обозначает снижение чувствительности рецепторов, а также приспособление центрального отдела соответствующего анализатора к постоянно действующему адекватному раздражителю. Адаптация рецепторов отличается от их утомления тем, что она быстро возникает после начала раздражения. Когда же действие раздражителя прекращается, то адаптация довольно быстро исчезает и чувствительность рецепторов повышается. При выраженных изменениях окружающей среды возникают неадекватные условия для жизнедеятельности организма. Это включает в действие неспецифические адаптивные механизмы. В 1936 году канадский ученый Г. Селье в опытах на животных установил, что при действии на организм сильных и продолжительных раздражителей возникает комплекс неспецифических защитных реакций. Г. Селье назвал этот комплекс общим адаптационным синдромом. Состояние организма в период воздействия вредных факторов он назвал стрессом (от англ. стресс - напряжение), а факторы, вызывающие состояние стресса — стрессорами. Каждый стрессор вызывает в организме характерные изменения. Так, например, вирус гриппа приводит к специфическому заболеванию - гриппу, но наряду со специфическими изменениями в организме каждый стрессор вызывает ряд неспецифических, присущих всем видам стресса, стереотипных ответных реакций. Этот комплекс реакций, направленных на мобилизацию защитных сил организма, на сохранение его жизни, представляет собой общий адаптационный синдром. Он является механизмом общей адаптации организма. В результате общего адаптационного синдрома обеспечивается: I) мобилизация энергетических ресурсов организма и энергетическое обеспечение функций; 2) мобилизация пластического резерва организма и синтез ферментов и белков, необходимых для защиты организма от стрессора; 3) мобилизация защитных способностей организма. Важной стороной механизма общей адаптации является то, что в результате приспособительного синтеза белков, происходит переход в долговременную адаптацию, в основе которой лежит изменение и совершенствование клеточных структур. Примером перехода краткосрочных адаптационных реакций в долговременную адаптацию является физическая тренировка, которая сопровождается повышением функциональных возможностей организма. Развитие общего адаптационного синдрома невозможно без участия гипофиза и коры надпочечников. При их удалении у животных этот синдром не развивается, и они быстро гибнут под воздействием стрессора. Г. Селье выделил три стадии в развитии общего адаптационного синдрома: стадию тревоги, стадию резистентности (устойчивости), стадию истощения. Стадия тревоги начинается с момента начала действия на организм сильного раздражителя - стрессора. Стрессор вызывает повышение функциональной активности гипоталамуса, которое может осуществляться разными способами. Во-первых, рефлекторным путем. т.к. многие стрессовые раздражители, воздействуя на экстерорецепторы и интерорецепторы, вызывают поток импульсов от них к гипоталамусу. Во-вторых, большинство стрессоров вызывают возбуждение симпатического отдела нервной системы и усиление секреции адреналина мозговым веществом надпочечников. Адреналин, поступая с кровью в гипоталамус, значительно усиливает его активность. В-третьих, активирование гипоталамуса может быть вызвано также гуморальным путем в результате непосредственного воздействия продуктов обмена веществ и распада тканей, которые могут появиться в циркулирующей крови под действием сильного стрессора. В-четвертых, повышение функции гипоталамуса может возникнуть в результате воздействия импульсов, поступающих из коры больших полушарий при психическом стрессе. Повышение функциональной активности гипоталамуса приводит к увеличению выработки в нем кортиколиберина, который поступает в переднюю долю гипофиза и там способствует повышению образования адренокортикотропного гормона (АКТГ). АКТГ с током крови поступает в кору надпочечников и вызывает усиление секреции глюкокортикоидов. Глюкокортикоиды обладают противовоспалительным и противоаллергическим действием, активируют синтез многих ферментов, повышают проницаемость клеточных мембран для воды и ионов, повышают возбудимость ЦНС. Глюкокортикоиды оказывают сильное воздействие на обмен белков, жиров и углеводов. Они способствуют распаду белков до аминокислот, что увеличивает количество исходного "строительного" материала для синтеза других белков и ферментов, необходимых в условиях стресса. Кроме того, под действием глюкокортикоидов в печени происходит образование углеводов из остатков аминокислот. Глюкокортикоиды усиливают мобилизацию жира из жировых депо и использование его в процессах энергетического обмена. Под влиянием глюкокортикоидов увеличивается запасы гликогена в печени и концентрация глюкозы в крови. В результате такого многостороннего влияния глюкокортикоидов на обмен веществ улучшается энергетическое обеспечение физиологических функций и повышается устойчивость организма к стрессовым факторам. Вторая стадия - стадия резистентности (устойчивости) характеризуется увеличением массы передней доли гипофиза и надпочечников, повышенной секрецией АКТГ и глюкокортикоидов. Увеличенное содержание глюкокортикоидов в крови повышает устойчивость организма к действию стрессора и общее состояние организма нормализуется, т.е. организм адаптируется к действию стрессора. Однако всякое приспособление имеет свои границы. При длительном или слишком частом повторении воздействия сильного стрессора или при одновременном действии на организм нескольких стрессоров стадия резистентности переходит в третью стадию - стадию истощения. В эту стадию кора надпочечников не в состоянии вырабатывать еще большее количество глюкокортикоидов, названных Г. Селье адаптивными гормонами. Поэтому защитные силы организма и его сопротивление уже не могут полностью противостоять действию стрессоров. Состояние организма ухудшается, может наступить его заболевание и смерть. Глюкокортикоиды играют также важную роль в адаптации организма к мышечным нагрузкам. При увеличении физической работы повышается активность коры надпочечников и содержание глюкокортикоидов в крови увеличивается. Это приводит к мобилизации энергетических ресурсов организма и он способен достаточно долго, без ущерба для себя выполнять данную физическую или психическую нагрузку. Однако при длительных утомительных нагрузках вслед за первоначальным усилением происходит уменьшение выработки глюкокортикоидов. Энергетическое обеспечение работы становится недостаточным и организм снижает ее интенсивность или совсем прекращает. В противном случае может наступить переутомление и истощение организма, что может стать причиной заболеваний.
51. Понятие о железах внутренней секреции… Специальные органы организма, выделяющие в кровь, лимфу или цереброспинальную жидкость высокоактивные биологические вещества, называется эндокринными железами, а выделяемые ими вещества называются гормонами. Эндокринные железы: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, околожитовидная железа, тимус, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы. По химическому строению гормоны делятся на: белки и пептиды, производные ак, стероиды. По функциональному действию гормоны бывают: эффекторные, кот. оказывают влияние на орган-мишень, и тропные, основной функцией кот. является регуляция синтеза и выделение эффекторных гормонов. Функции гормонов: 1) регуляция обмена веществ, 2) обеспечение развития организма, 3) коррекция физиологических процессов. Действие гормонов осуществляется путем влияния на активность ферментов, на проницаемость клеточных мембран, генетический аппарат клетки. Гормоны белково-пептидной группы не проникают внутрь клетки, а присоединяются к рецепторам клеточной мембраны. Гормон, действуя на рецептор, активизирует аденилатциклазу. Стероидные гормоны могут проникать через клеточную мембрану. В цитоплазме гормон взаимодействует с рецептором, далее этот комплекс идет в ядро клетки, где взаимодействует с ДНК. В результате образуется иРНК, кот. поступает в рибосому, где происходит синтез фермента. Общие свойства гормонов: 1) выс. Биолоическая активность, 2) специфичность действия, 3) дистантность действия, 4) быстро разрушается в тканях и в печени, 5) гомоны стероидной и аминокислотной группы не имеют видовой специфичности. Функции эндокринных желез регулируются ЦНС. Нервные влияния осуществляются двумя способами: а) путем поступления к ним нервных импульсов; б) путем изменения интенсивности образования гормонов в передней доле гипофиза под влиянием нейрогормонов гипоталамуса. Типы взаимодействия между эндокринными железами: 1) положительная прямая связь (увеличение выделения гипофизом тиреотропного гормона приводит к увеличению образования гормонов щитовидной железы: тироксина и трийодтиронина), 2) отрицательная обратная связь, 3) синергизм действия гормонов (действие адреналина (гормон мозгового вещества надпочечников) и глюкагона (гормон поджелудочной железы), которые активируют распад гликогена печени до глюкозы и повышают уровень глюкозы в крови.); 4) антогонизм действия гормонов (адреналин повышает уровень глюкозы в крови, а инсулин (гормон поджелудочной железы) снижает уровень глюкозы.); 5) позволяющее действие гормонов (гормон, сам не влияющий на данный физиологический показатель, создает условие для лучшего действия какого-то другого гормона. Например, сами глюкокортикоиды (гормоны коры надпочечников) не влияют на тонус мускулатуры сосудов, но повышают их чувствительность к адреналину.).
52. Временные связи и условные рефлексы… Приспособительная изменчивость поведения свойственна всем живым существам. Уже одноклеточные протисты образуют внутриклеточные временные связи (инфузории выраб. внутриклет. временные связи на ориентиры своего обычного пути движения- круг, квадрат). Это помогает протистам осваивать новые способы передвижения и реагировать на изменения условий внешней среды. С возникновением в процессе эволюции Н.С., она берет на себя руководство всеми приспособит. реакц. организма. Одной из спец. функций н.с. – образование временных нервных связей, которые Павлов назвал условными рефлексами. Рефлексы: условные и безусловные. Он подчеркивал, что более тонкое приспособление к меняющимся условиям среды достигается путем образования условных рефлексов. У.р. имеют сигнальное значение, т.к. организм заранее готовится к предстоящей безусловной рефлекторной деятельности и лучше ее выполняет. Образование систем условных рефлексов облегчает выполнение сложных актов жизнедеятельности(экономится энергия организма). Образование у.р. – предметная основа формирования трудовых, спортивных и учебных навыков у человека, его воспитания и обучения. 1. У.р. – индивид. своеобразные приобретенные реакции организма, образующиеся в результате жизненного опыта или в процессе обучения. Рефлекторные дуги условных рефлексов формируются после рождения. 2. У.р. – требуют спец. усл. для образования: у одних особей данного вида одни у.р. а у других – другие (в отличающихся условиях). 3. Безусловные рефлексы постоянные, стойкие в течение всей жизни, а у.р. изменчивы (приспособление организма к новым факторам среды, а с прекращением фактора у.р. быстро угасают. 4. Безусл.р. мало и они осущ. на уровне спинного мозга и ствола мозга. У.р много, но для их формирования нужно наличие и нормальное функционирование высших отделов головного мозга, коры больших полушарий. Для образования у.р. нужны следующие условия: А) действие безразличного (в будущем условного) раздражителя должно предшествовать действию безусловного и некоторое время совпадать с ним. Б) действие условного раздражителя должно быть подкреплено действием безусловного. В) нужно многократное повторение сочетания условного и безусловного раздражителей. Г) нужно нормальное состояние организма, его коры больших полушарий и отсутствие посторонних сильных раздражителей. Павлов раскрыл механизм образования усл. р. При формировании условн. Слюноотделительного рефлекса у собаки на загорание лампочки. При включении лампочки свет от нее для собаки- ‑вначале безразличным раздражителем, не вызывает выделение слюны, но, поскольку собака видит свет, в зрительной зоне кбп возникает возбуждение группы клеток, кот. Павлов назвал очагом возб. От безразличного (в будущем усл.) раздражителя. Лампочка горит и в это время приносят пищу. Вкус пищи вызывает поток импульсов от рецепторов в пищевой центр, т. е. в группы нейронов в разных отделах гол. Мозга, и в кбп, связан. С регуляцией пищеварения. Пищеварительный центр возбуждается и от него импульс поступает к слюнным железам- выделяется слюна. В данном случае в кбп одновременно существуют 2 очага возбуждения: слабый от безразличного и сильный от безусловного раздражителя. Поскольку возбуждение распространяется по нс, то между этими очагами образуется временная нервная связь. После нескольких повторений сочетания этих раздражителей времен. Нервн. Связь становится прочной, что при действии лишь одного безразличного раздражителя возбуждение передается по внс из очага воспринимающ его свет к клеткам пищевого центра. Последний возбуждается и посылает импульсы к слюнным железам. В результате у собаки выделяется слюна, хотя ей пищи еще не приносили. С этого момента свет лампочки становится условным сигналом о еде. Сегодня известно, что внс образуются нетолько на уровне кбп, но и одновременно через подкорковые временные связи являются главными. При разрушении кбп сложные условные рефлексы исчезают, а более простые значительно ослабевают. Условные рефлексы пластичны: могут долго сохранятся и тормрзится. Торможение усл. р.- снижение активности или полное прекращение усл.-рефл. Реакции, произошедшее под действием изменений во внешней среде или внутри дуги условного рефлекса. Два типа торможения: а) внешнее (безусловное) торможение - под влиянием изменений условий во внешней среде. Она делится на индукционное (когда одновременно с действием условного раздражителя начинает действовать посторонний более сильный раздражитель, кот. вызывает сильное возбуждение в одном из участков кбп. Это возбуждение из-за отрицат. Индукции приводит к торможению в уч. Кбп, связанных с осуществлением усл. р.→его торможение) и запредельное (без постороннего р-ля, когда тот же условный р-ль поддается с оч. Большой силой. Оно играет охранительную роль в организме, предохраняя нс от чрезмерносильных р-лей. Это зав. От возраста организма, его утомления, заболевания и др.) б)внутреннее (усл. р развив-ся внутри дуги усл. р., в тех нервных стр-рах, кот. уч-т в осуществлении данного рефлекса. Есть 4-е вида усл. торможения: - угасательное =(развивается тогда, когда много раз усл. р-кс уже выработан и не подкрепляется безусловным р-м. В результате усл. рефл. Реакция постепенно ослабевает и исчезает. Это лежит в основе забывания.) – запаздывающее =(когда усл.р-ль уже выработал усл. р-кс и подкрепляется усл. р-м через некоторое время. Значие его- предостережение организма от напрасной траты энергии и ресурсов). – дифференцированное =(путем подкрепления одних и неподкрепления других, хотя и похожих р-лей. Оно развивается с первых дней жизни ребенка, играет большую роль в воспитании и обучении.). – усл. тормоз =(близко к последнему. Возникает, когда к усл. р-лю, на кот. был выработан прочный усл. рефлекс, добавился какой-то безразличный раздражитель и это новое сочетание 2-х р-ей уже не подкрепляется безусл. Р-лем. Это позволяет выделять из окружающей среды более значимые сигналы и адекватно на них реагировать). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|