Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как и стихотворение М.И Цветаевой, послания Пушкина наполнены поэтичиескими словами-символами.




17. В чём проявляется уродливость быта чиновничьего города? (По пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Николай Васильевич Гоголь в 'Ревизоре' 'решился собрать всё дурное, которое только знал, и за одним разом над ним посмеяться'. Таким образом, пьеса стала общественной комедией, направленной против всех недостатков современного автору общества. Место действия произведения — небольшой чиновничий город, коих в России было множество. Каждый из персонажей комедии наделён определёнными качествами и пороками, что позволило Гоголю показать, как сильно измельчал человек.

Основной конфликт, на котором построена пьеса, заключается в глубоком противоречии между тем, чем занимаются городские чиновники и представлениями о благе для города и его жителей. Казнокрадство, взятки, ложь и наплевательское отношение к работе — вот что характеризует персонажей. Но пороки эти являются в городе N нормами жизни. Чиновники уверены, что приехавший инкогнито ревизор из Петербурга примет их деньги, так как уже сталкивались с этим раньше. Свои же собственные противозаконные действия они вяло пытаются оправдать наглой ложью друг перед другом. Так, Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин предпочитает брать взятки борзыми щенками и называет это 'совсем иным делом'. Заведения же, подконтрольные этому герою, запущены, сторожа завели там гусей и гусят. Не в лучшем состоянии находятся и богоугодные заведения, подведомственные 'совершенной свинье в ермолке' Землянике. Плутоватый персонаж экономит на еде и лекарствах для пациентов. Его отношение в этом вопросе проскальзывает в диалоге с городничим: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Неудивительно, что больные 'выздоравливают как мухи'. Почтмейстер же вскрывает чужие письма, ведь ему 'смерть любопытно узнать, что есть нового на свете'. Поэтому на просьбу городничего распечатывать входящие и исходящие письма, он самодовольно отвечает, что давно уже этим занимается.

Объединяет всех героев пьесы благоговение перед высшими чинами. 'Я, признаюсь, так воспитан, что заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул', — говорит скромный титулярный советник, смотритель училищ Хлопов. Именно чинопочитание и страх (ещё один основной порок, присущий всем героям) привели к тому, что Хлестакову оказывались всякие почести. Городничий и чиновники, люди, в общем-то, неглупые, от страха перед созданным в воображении образом превосходящего их чином ревизора, в чьих руках сосредоточилась наибольшая власть, не смогли разглядеть правду. Они дали обмануть себя лживым рассказам не блещущего умом Хлестакова.

На мой взгляд, замысел Гоголя был рассчитан на то, чтобы дать зрителям и читателям почувствовать, что город, изображённый в комедии, существует не где-то, но в той или иной мере в любом месте, а пороки, коими наделены чиновники, присутствуют в каждом из нас. В образах жителей города, в их реакции на появление ревизора автор с помощью обширного использования различных средств художественной выразительности (иронии, сарказма, смеха) продемонстрировал уродливость быта чиновничьей России и всего мира в целом.

Вариант 25

«Тихий Дон» М.А.Шолохов

*** С.А. Есенин*** С.А.Есенин

8. Что самое страшное несет в себе война?

Наверное, ответ на этот вопрос просто очевиден - это жестокость. Жестокость по отношению солдат к простым людям, ко всему живому.
Вся трагичность Гражданской войны страшна тем, что люди одной страны, а иногда одной семьи, становились врагами друг другу.
В небольшом эпизоде из "Тихого Дона", в котором раскрывается бесцеремонность красноармейцев, вошедших в дом Мелеховых. Бессмысленное, жестокое убийство собаки, говорят о том, что они не уважают хозяев. Презрение одного из солдат к Григорию вызванное тем, что он когда-то был среди белых, очередной раз указывают на озлобленность людей, принадлежащих разным политическим группам.
Недопонимание истинных человеческих ценностей, слепая злоба по отношению к своим соотечественникам -вот в чем истинная трагедия Гражданской войны.

9. В каких произведениях русских писателей изображены картины военного времени и в чем они перекликаются с шолоховским «Тихим Доном»? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

1) Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» не единственное произведение в русской классике, в котором изображены картины военного времени.Так, события Отечественной войны 1812 года легли в основу романа- эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем автор также показал аморальность, жестокость события,«противного человеческому разуму», погубившего тысячи человеческих жизней и сломавшего массу судеб, включая жизнь любимого героя писателя князя Андрея Болконского, раненного во время Бородинского сражения, юного Пети Ростова и других персонажей произведения.

Трагедию военного времени отразил Л. Н. Толстой и в «Севастопольских рассказах», в которых автор описал события Крымской войны, «ужасные, поражающие душу зрелища». Невозможно спокойно читать о том, как молодые ребята, женщины теряют на фронте руки и ноги, как равнодушно бросают фельдшера отрезанные части тела в угол, как в страданиях погибают люди, издавая жуткие стоны и вопли. Л. Н. Толстой, как и М. А. Шолохов, в очередной раз доказал: война несет боль, горе и смерть.

2) Многие писатели русской литературы, изображали в своих произведениях картины военного времени.Так, например, в произведении М. Шолохова «Родинка» изображается, как и в «Тихом Доне» жестокость Гражданской войны. Здесь она стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на Родине, убил своего сына, Николенку, не узнав его в красном комиссаре. И в рассказе «Письмо» из сборника «Конармия» И. Бабеля показаны картины военного времени. Боец Василий, почти мальчишка, диктует письмо для своей матери. Он рассказывает о том, как его брат «кончил» «папашу» -белогвардейца, убившего родного сына Федю.

15. В чём заключается своеобразие раскрытия темы родины в стихотворении С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»?

В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» параллельно развиваются две темы — те­ма родины и тема любви, что очень характерно для есенинского творчества. Лирический герой рассказывает возлюбленной о своей родине: о ее бескрайних полях, о волнистой ржи при луне, которая «там огромней в сто раз». Красной нитью через весь его рассказ проходит тема пронзи­тельной любви к родному краю. Герой — плоть от его плоти: «эти волосы взял я у ржи», его кудри так же волнисты, как «рожь при луне». Он невольно сравнивает свою северную и горячую южную природу. Вывод героя однозначен: Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Отдельного внимания заслуживает композиция стихотворения. «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» называют «венком строф», поскольку оно состоит из пяти пятистиший, каждое из которых по­строено по принципу кольца (пятый стих точно повторяет первый). Кроме того, второе пятисти­шие обрамлено вторым стихом первого и т. д. Заключительное, пятое, обрамлено тем же стихом, что и первое. Так образуется кольцевая композиция всего стихотворения, замыкающая венок строф. Такое строение обусловливает особую музыкальность стихотворения и делает еще более выразительной сложную игру чувств и мыслей.

16. В каких произведениях русских поэтов тема родной земли занимает центральное место и в чём эти произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?

Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина" - это поэтическое признание в любви к родной земле. В нем поэт перечисляет и осмысляет то, чем ему дорога Россия. Рисуется величественный и многогранный образ родной страны. Сменяются три пейзажа: степь, лес и река- типичные образы русского фольклора. Описывается не только природа, но русский человек, который отличается своим гармоничным сосуществованием с окружающим миром. Поэт изображает разные грани родины, которой восхищается. Каждое проявление отчизны находит отклик в душе поэта.
Образ Родины трогательно показан в стихотворении А.А. Ахматовой "Родная земля": "...Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно - своею". Поэтесса обыгрывает многозначность понятия "родной земли". Это почва, где родился человек и похоронены предки, а также место, где закончится его жизненный путь. В этом выражается связь с Россией.

17. Какова роль Ольги Ильинской в духовном преображении Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

1)Изучая великие произведения русской литературы, мы не раз встречались с прекрасными женскими образами. И чаще всего они не только несли в себе идеал красоты и гармонии, но и играли какую-либо высшую роль, отведенную им автором. Именно таким стал образ одной из центральных героинь романа И. А. Гончарова «Обломов» — Ольги Ильинской. Этот персонаж действительно был взят писателем из жизни — многие современники указывают на реальные прототипы героини: Екатерину Майкову, которой долгое время был увлечен писатель, или Елизавету Васильевну Толстую. Наверное, отчасти поэтому ее образ сразу становится так близок и понятен каждому из нас.

Ольга — самая привлекательная героиня романа, в ней воплотились лучшие черты передовой русской женщины 50-х годов XIX века. Это девушка с живым интересом к жизни, тягой к активной деятельности, любовью к искусству. Гончаров не наделяет ее чертами красавицы, но говорит о том, что «если б ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». Естественность и простота Ольги Ильинской, отсутствие жеманства, кокетства, лжи и притворства сразу привлекают к ней взгляды и сердца всех окружающих.

Внутренняя красота и невероятная музыкальность отличают Ильинскую от многих других персонажей. Она улыбается так, что улыбка освещает ее глаза и разливается по щекам. Ее смех искренний и заразительный, а в ее речи «блещет такая грация, такой кроткий милый ум, что всякий с радостью подставит лоб». Ольга остроумна, в ее словах иногда может сверкнуть «искра сарказма», но от нее мы никогда не услышим заумных рассуждений, подслушанных или вычитанных суждений о жизни, литературе, искусстве. Все, о чем говорит Ильинская, идет из глубины ее открытой души. И особенно ярко открывается эта чистая душа в пении Ольги: «Боже мой, что слышалось в этом пении! — говорит автор. — Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, прорывы счастья — все звучало не в песне, а в ее голосе». Каждая черта во внешности и характере героини Гончарова говорит о присущей ей чувственности, искренности, духовной одаренности, гармонии ума, воли и сердца, «свободе взглядов, слова, поступков», решительности, тревоге о жизни, стремлении к поиску нового и лучшего. «Кто ни встречал ее... на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно артистически созданным существом».

Ольга находится в постоянном стремлении к совершенству, в движении вперед. Ищет она и настоящей любви. Казалось бы, ей удалось найти «идеал мужского совершенства» в Штольце. Но союз с ним не может удовлетворить ее вечно ищущую натуру. «Я не состарюсь, не устану жить никогда», — говорит она. Ее душа просит чего- то другого, она «тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед». Штольца пугает этот вулканический огонь души Ольги, он «с удивлением и тревогой следил, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни». Не случайно литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский говорил про Ильинскую, что в любом забытом уголке она сохранит заветы своей молодости, что, разочаровавшись в Штольце, она «выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод».

Нелегкий путь проходит Ольга в отношениях с Обломовым, где наиболее ярко проявляется живой, деятельный характер героини, ее человеческое обаяние. Обладая нежной и одновременно горячей натурой, она отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича. Более того, искренне полюбив Обломова, открыв в нем все те лучшие качества, которые были скрыты от глаз других людей, Ольга хочет воскресить к жизни этого интересного для нее человека: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил». И ее действия, ее страстное желание изменить любимого дают определенные результаты. Уже после первой встречи с Ильинской Обломов распоряжается протереть окна в доме и смахнуть паутину.

Вторая их встреча вызывает в герое невероятный прилив душевных сил. А когда Илья Ильич услышал пение девушки, то был настолько вдохновлен, что решил признаться ей в любви. Под влиянием Ольги у Обломова просыпается интерес к чтению книг, с ней он совершает длительные прогулки, что уже является большим достижением для привыкшего вечно лежать на диване Ильи Ильича. Ильинская заставляет своего избранника отказаться от послеобеденного сна и ужина, побуждает его вставать на заре, подниматься на гору. Общение с ней вызывает в Обломове незнакомое ему раньше желание радоваться жизни. Видя все эти перемены, Ольга еще больше вдохновляется в своем стремлении пробудить любимого.

В эти моменты в ней самой раскрываются ее лучшие качества — благородство, желание быть «путеводной звездой», решительность, душевная красота. Ее не останавливают сомнения, которые часто чувствуются в высказываниях Обломова. Получив его письмо и уловив в нем страх Ильи Ильича перед предстоящими заботами, стремление спрятаться в тихую гавань, она не прекращает своих попыток. Ольга заботливо ищет новые средства воздействия на любимого человека. Девушка искренне любит своего избранника, тянется к нему. Не случайно такой изумительной поэзией овеян сюжет взаимоотношений двух героев. Писатель раскрывает все нюансы сложного любовного чувства: робость, смущение, сомнение, тонкий намек необычайно много говорят любящим людям. Не пугает Ольгу на пути преображения Обломова даже общественное мнение. Лишь предприняв все возможные попытки и осознав, что ее усилия оказались бесполезными, она решается на разрыв с героем. Ильинская с горечью сознает, что полюбила не настоящего Илью Ильича, а свою мечту о нем: «Я думала, что оживлю тебя, что можешь еще жить для меня, а ты уже давно умер», — говорит она. Таким образом автор приводит нас к мысли, что, возможно, Ольга на самом деле и не любила Обломова, а принимала за настоящую любовь желание воскресить Илью, вдохнуть в него жизнь.

Гончаров отвел своей героине решающую роль в романе. На ее плечи он возложил попытки духовного возрождения героя, живущего в праздности и бесплодных мечтаниях. В образе этой прекрасной русской девушки перед Обломовым предстала последняя, возможность излечиться. Любовь к Ольге на время воскресила Илью Ильича, благодаря ей к нему вернулись «и жизнь, и слезы, и любовь».

Благодаря Ольге Ильинской открылось и «золотое сердце» героя, способное к сильному чувству, и его поэтичность, и чуткость, и благородство души. К сожалению, ей все же не удалось окончательно победить обломовщину. Страх Ильи Ильича перед жизнью, неспособность устроить свои дела, привычка жить по заведенным правилам и порядкам оказались сильнее. Разведенные мосты, избавившие Обломова от необходимости видеться с Ольгой, окончательно решили его судьбу, его возвращение к «идеалу нерушимого покоя жизни». Ольга же, не без сомнения, выходит замуж за Штольца. Союз с ним — это идеальная любящая семья: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой... как мечтал Обломов... Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и апатии проводили они дни...» Хотя, при всем внешнем благополучии, Ольгу тяготит спокойствие и безмятежность такой жизни, которая для нее сродни той же обломовщине.

В своем романе Гончаров создал прекрасный тип русской женщины того периода, когда в России под влиянием роста культуры стало пробуждаться самосознание народа, когда женщины почувствовали и стали отстаивать свое право на участие в общественной жизни. И этот образ остается актуальным и нужным по сегодняшний день.

2) От Ольги можно ожидать слова которое сожжет и развеет обломовщину. Когда-то она любила Обломова верила в него в его нравственное совершенство. Надо сказать что встреча с Ольгой изменила Обломова он стал подвижным. Ему уже не лень встать с дивана пошевелиться хотя бы для того чтобы изложить свои мысли. Долго и упорно с любовью и нежной заботой трудилась она чтобы возбудить в нем энергию к жизни к деятельности. Ольга не хочет верить что Обломов не способен на добро. Любя в нем свою надежду свое будущее Ольга делает для него все пренебрегая даже условными приличиями. Она едет к нему одна и не боится подобно ему потерять свою репутацию. Она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь проявлявшуюся в его натуре и еще объясняет ему почему это ложь а не правда. Он например пишет ей письмо мелодраматического содержания а потом уверяет ее что писал это только для ее блага забыв про себя жертвуя собой и т.д. Ольга спокойно ему ответила: «Нет неправда: если бы вы думали только о моем счастье и считали необходимою для него разлуку с вами то вы бы просто уехали не посылая мне предварительно никаких писем». Он продолжает говорить что боится ее несчастья если она со временем поймет что ошиблась и полюбит другого. Ольга отвечает: «Где же вы тут видите несчастье мое? Теперь я вас люблю и мне хорошо; а после я полюблю другого и значит мне с другим будет хорошо. Напрасно вы обо мне беспокоитесь». Эта простота и ясность в мышлении Ольги и заключает в себе как мне кажется задатки новой будущей жизни отличающейся от той в которой выросло современное героям романа общество. Меня поражает также как воля Ольги послушна ее сердцу. Она продолжает свои отношения с Обломовым несмотря на все насмешки посторонних до тех пор пока окончательно не убеждается что ошиблась в нем. После открытого выяснения отношений она уже не может соединить с ним свою судьбу хотя и при этом разговоре и даже после она еще ласкает и хвалит его.
Таким образом инерция жизни Обломова победила он не хочет делать усилий которых от него требовала Ольга да и та жизнь которая представлялась ей никак не подходит самому Обломову. Поэтому хоть Ольга и пыталась преобразить Обломова — это преображение было очень недолгим.

17. Нашёл ли Мцыри ответ на вопрос «прекрасна ли земля»? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри») Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полны отказ от собственной личности, “служение богу”, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре- послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к мирской жизни запрещалось. Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным- значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного “чудного мира тревог и битв”.Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство природы, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На воле он познал “блаженство вольности” и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня на свободе, Мцыри узнал,что он смел и бесстрашен. Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”; общение с природой принесло радость (“ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов”); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство “вольности святой”- в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека, раскрывая его сущность.Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен!- таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог-гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, наложили на него свою печать, сделав “цветком темничным”, и обусловили гибель героя. Гибель Мцыри нельзя назвать примирением с судьбой и поражением. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья

Вариант 26

«Чистый понедельник» И.А.Бунин

«Гамлет» Б.Л.Пастернак

8. В чем заключается разность духовного мира героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?

Герой предстает перед нами как человек вполне земной, который имеет простые представления о счастье с любимым человеком, ему хочется создать с ней семью, быть всегда вместе. Но героиня, ее внутренний мир, представляется нам более сложным. Сам герой говорит об этой их разнице, отмечая различия во внешнем поведении: «Насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой…». ТО есть с самого начала она выглядела странной, необычной, словно чуждой всей окружающей действительности. Она сама говорит о том, что чувствует себя не созданной для привычной в сознании многих людей радостей жизни: «Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь…». Действительно, по мере развития повествования мы видим, что она вполне искренно относится к герою, она искренне любит его, но есть в ней что-то, что тревожит ее, мешает ей принять однозначное решение.
Девушка изумляет своим непостоянством в увлечениях и интересах, в ней как будто существуют несколько людей, она постоянно следует разными путями. Возлюбленный не в силах до конца понять ее, поскольку видит, насколько несовместимые вещи объединены в ней. Так, временами она ведет себя как обыкновенная девушка ее возраста и круга: посещает курсы, ездит на прогулки, в театра, обедает в ресторанах. И становится непонятным, зачем она училась на курсах, зачем разучивала начало «Лунной сонаты», для чего повесила над диваном портрет босого Толстого. Когда возлюбленный задавал ей вопрос «зачем?», она пожимала плечами: «А зачем делается все на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» Но в душе героиня внутренне чужда всему этому. «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…»
Героиня часто ходит в кремлевские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. В ее душе совпали тяга к божественному и ко всему богатству космоса, колебания и тоска по идеалу. Ей представляется, что только в монастырях и духовных песнопениях сохранилось «чувство родины, ее старины», духовность.Да, она полностью отдается чувству любви, и в своих чувствах она не сомневается, но она абсолютно уверена в том, земное счастье не то, что нужно ей.
Девушка уезжает из Москвы, а затем принимает решение – в Чистый понедельник, после Прощального воскресенья, героиня уходит в монастырь. Не найдя красоты, духовности в современном ей мире, героиня уходит из него туда, где, как ей кажется, они есть: в прошлое, в монастырь. Возлюбленный просил ее, но до конца понять не смог, не осознал, что же толкнуло ее на бегство из этого мира. Для него потеря возлюбленной оказалась катастрофичной, он так и не смог оправиться от утраты.

9. В чем сходство «Чистого понедельника» И.А. Бунина с другими произведениями русских классиков XIX – XX вв. о любви? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

Многие русские писатели в своих произведениях обращались к бессмертной теме любви. Среди них А. Островский, И. Гончаров, И. Тургенев, Ф. Достоевский и другие. Так, в повести И.Тургенева «Ася» главные герои господин Н.Н. и девушка Ася проходят испытание любовью. Чувство любви окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь, но ее избранник оказывается безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Предрассудки и боязнь мнения общества и мнения Гагина заставляют его оттолкнуть Асю, которая готова была пойти за господином Н. на край света. Решимость Аси пугает его, и Н. Н. оставляет ее; первая любовь героини, как и у героя Бунинского рассказа, оказывается несчастной.

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» писатель показывает любовные отношения между Татьяной Лариной и Евгением Онегиным. Татьяна страстно влюбляется в Онегина и признаётся ему в своих чувствах в письме, однако искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула Евгения. Он не ответил ей взаимностью, но спустя года герой осознал, что по-настоящему любил и любит её. Но несмотря на взаимную любовь, как и герои «Чистого понедельника», они не могут быть вместе, быть счастливыми. А виноваты в этом они сами, их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни и в этом заключается их трагедия.

15. Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?

В приведенном стихотворении автор использует ряд образов, которые относятся к миру театра. Это, прежде всего, связано с особым мироощущением лирического героя стихотворения. Лирический герой является трагической личностью, которая ощущает непреодолимую пропасть со своим поколением, что выражено в строке «Я один, все тонет в фарисействе» («тонет в фарисействе»-емкая метафора, характеризующая поколение ханжей и лицемеров). Лирический герой понимает, что ему предстоит трудный путь одиночки и поэтому читает молитву, в которой просит Творца: «Чашу эту мимо пронеси». Однако, в конце концов, герой понимает предопределенность своей судьбы и невозможность что-либо изменить. В связи с этим Творец уподобляется режиссеру драмы, а сама жизнь - «замыслу упрямому», в котором человек играет определенную «роль».Таким образом, театральные образы и детали помогают автору передать особое мировосприятие лирического героя стихотворения

16. Кто из русских поэтов близок Б.Л. Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопоставлений.)

1) Помимо Пастернака героев-одиночек в своих стихотворениях изображали М.Ю. Лермонтов и С.А. Есенин. Подобно стихотворению Пастернака, стихотворение Лермонтова «И скучно и грустно» навевает чувство печали и тоски». Так же как и герой Пастернака, герой Лермонтова ощущает одиночество и при этом понимает безысходность своего положения. Ему «некому руку подать» «в минуту душевной невзгоды», вся жизнь для него -«пустая и глупая шутка». Однако одиночество героя Лермонтова гораздо глубже, чем одиночество героя Пастернака. Если второй одинок в связи с нежеланием жить среди поколения «фарисеев», то первый разочарован в жизни вообще: ни желания, ни страсти, ни любовь не могут увлечь его.

В стихотворении Есенина «Русь советская так же есть несколько сходных мотивов со стихотворением Пастернака. В связи с определёнными социально-политическими процессами родная деревня лирического героя сильно переменилась: «в своей стране» герой ощущает себя иностранцем, а «язык сограждан» стал ему словно чужим. Отсюда сходное с лирическим героем Пастернака чувство одиночества, отчужденности: «Но некому мне шляпой поклониться,/ Ни в чьих глазах не нахожу приют». Итак, главный мотив, сближающий стихотворения Пастернака и Есенина-мотив одиночества, которое обусловлено различием в мировосприятии лирического героя и его окружения.

2) Лирический герой стихотворения Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён» - это гордая одинокая личность, противопоставленная обществу. Одиночество - центральная тема поэзии писателя и, в первую очередь, данного стихотворения. Поэт бросает вызов обществу, пытающемуся уничтожить его светлую мечту.Герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе. Лермонтов и его герои тоскуют по настоящей жизни..

17. Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» «идеального» героя?

Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад», написанная в 1904 году, стала последним крупным произведением писателя. Оно является собой результат долгого размышления автора об эпохе, в которой ему довелось прожить.

В основе произведения лежит конфликт. Однако он не сопровождается жаркими спорами, длинными монологами героев, их четким делением на «положительных» и «отрицательных». Дело в том, что А.П.Чехов показал конфликт не людей, а эпох, на «стыке» которых и происходит действие пьесы. Основной сюжетной линией является попытка героев спасти «родовое гнездо» Гаева и Раневской от продажи за долги. Интересно, что главная героиня несмотря на свои восклицания относительно родного дома: «Шкафчик мой родной… столик мой», меньше других заботится о его спасении. Надеясь на чудесное разрешение всех проблем, она отвергает единственный возможный план Лопахина. А ведь это человек единственный, кто пытается предпринять реальные меры для спасения имения. Когда герой понимает, что «неделовые, легкомысленные» Гаев и Раневская не способны ничего сделать, он решает купить всю усадьбу и притворить свои планы относительно аренды в жизнь уже в положении хозяина. Понятно, что Лопахиным руководили вовсе не благородные мотивы, ведь он не собирается содержать прежних жителей усадьбы, они вынуждены уехать. Более того, покупка имения стала для героя символом его окончательной победы над крестьянским прошлым.Петю Трофимова и Аню принято считать «новыми людьми», за которыми стоит будущее. Но и этих героев А.П.Чехов лишает «идеальности». «Вечный студент», например, презирает тунеядство, хотя сам долгое время живет нахлебником, а Аня с искренней уверенностью, что «начинается новая жизнь» готова уехать от родных, не задумываясь об их судьбе. Наконец, забытый в доме Фирс символизирует «неидеальность» героев. Ведь человек, который слишком увлечен собой, не может замечать окружающих, не может быть идеальным.В произведении А.П.Чехова нет идеальных людей. Все герои имеют положительные и отрицательные черты. Сам автор никому не дает однозначную оценку, позволяя читателю сделать это самому, ориентируясь на поступки героев. Но в своей неоднозначности каждый персонаж пьесы становится лишь живее и ярче. Лопахин и Раневская, Аня и Петя, остальные герои пьесы – это не набор определенных качеств, а сложные личности с индивидуальными характерами. Автор показал свою эпоху предельно честно, стараясь не вешать ярлыков. Таким образом, можно сделать вывод, что автор не создает «идеального» героя в своей пьесе, чтобы показать наиболее честную картину той эпохи, в которой он жил. «Вишневый сад» - это реальная картина жизни, которая изображает живых людей с их пороками и добродетелями. Может быть, именно поэтому «Вишневый сад» до сегодняшних дней пользуется огромной популярностью во всем мире.

Вариант 27

«Вишнёвый сад» А.П.Чехов

«Мы теперь уходим понемногу..» С.А.Есенин

8. Что символизирует дважды упомянутый в конце фрагмента стук топора?

1)В произведениях Чехова даже звуки имеют свою символику. Стук топора, дважды упомянутый в конце пьесы, символизирует окончательную гибель вишневого сада, а в месте с ним и уход старого, отжившего времени. На смену Гаеву и Раневской приходит Лопахин. Такие люди, как он, готовы к активным преобразованиям. Раневская и ее брат месяцами не могли решить судьбу своего поместья: новый владелец за два дня меняет все до неузнаваемости. Бурную деятельность развивает Лопахин, выпроваживая бывших хозяев вишневого сада: «Идем!.. Запираем дверь!». Стук топора - это символ беспощадных, незамедлительных перемен. С другой стороны, легко срубить сад, разрушить прежние традиции. А смогут ли новые хозяева что-то вырастить, построить, оставить после себя? И эта проблема поднимается в пьесе Чехова, а один из элементов, указывающих на нее – стук топора.

2) В финале пьесы А. П. Чехова после сцены отъезда семьи Раневской из поместья дважды упоминается раздающийся, «звучащий одиноко и грустно» стук топора, который может означать только одно: прекрасный вишневый сад вырубают. Этот стук топора не только говорит об уничтожении сада, но и символизирует гибель дворянских усадеб, а вместе с ними старой России. Старинные родовые имения распродаются, приходит конец дворянским гнездам: скоро не будет ни этих лиц, ни этих садов, ни усадеб с белыми колоннами, ни заброшенных часовен. Неизбежная смерть старого уклада жизни в России навевает грусть, потому как умирает живое... И не по сухим стволам, а по стволам живых деревьев стучит топор!

9. В каких произведениях русской классики показана драма крепостного и в чем вы видите сходство между Фирсом и героями этих произведений?

1)Русские писатели осознавали губительность крепостного права. Например, в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» показано, как крепостное право развращает не только крепостников, но и крепостных. Крепостники ограничены, жадны и жестоки, а крепостные воспринимают их беззакония как должное. Яркий пример – мамка Еремеевна, которая получает в качестве вознаграждения за свою службу «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Она, как и Фирс, всю жизнь служит своим господам, но, как и он, не оценена по достоинству и забыта. Еще более схож с Фирсом образ верного слуги из романа «Обломов». Захар, как и Фирс, забыт после смерти своего господина Обломова (а ведь отъезд семейства из родового гнезда – тоже в каком-то роде смерть, и это еще сильнее сближает два образа). И Захар, и Фирс остаются старыми, покинутыми, беспомощными. На примере этих героев показана вся драма крепостного права.

15. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина?

Стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу» - это философские размышления о смысле мироздания, жизни и смерти, пронизанные чувством грусти и неизбежности. Лирический герой произведения подводит итог своего жизненного пути, вспоминая, как он целовал женщин, любил, думал, «валялся на траве», «дышал и жил». Он понимает, что скоро покинет этот мир, уйдет «в ту страну, где тишь и благодать».Однако как бы ни была безмятежна эта «страна», герой «не в силах скрыть своей тоски» от осознания неизбежности скорого конца. Он любит этот мир с его осинами, зверьем, цветами, чащами, рожью. Дороги ему и люди, что живут на Земле. Вот почему лирический герой стихотворения испытывает «дрожь» «пред сонмом уходящим»: там, куда он уйдет, не будет "этих нив, златящихся во мгле"...

16. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чём они перекликаются с есенинским стихотворением?

1)Тема жизни и смерти, осмысления прожитых лет характерна творчеству многих авторов, в числе которых С. А. Есенин и С. Я. Маршак. В стихотворении "Не жалею. не зову, не плачу...", как и в "Мы теперь уходим понемногу...", осмысляется проблема жизни и прожитого. В обоих своих произведениях поэт подводит итог времени, проведенному на Земле, благословляет все сущее (Будь же ты вовек благословенно,/Что пришло процвесть и умереть.).Лирический герой стихотворения Самуила Маршака "Цените слух, цените зренье..." призывает нас любить и дорожить всем, "что дано нам во владенье", то есть всем. чем мы живем, ведь между жизнью и смертью порой может оказаться "лишь миг". Как и героя С. А. Есенина, героя здесь отличает особенно трепетное отношение к жизни и ее вещам и твердое убеждение, что "там" не будет ничего из таких привычных нам вещей.

2) В стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» лирический герой размышляет о быстротечности жизни и неизбежности смерти для каждого человека: «промчатся годы» и «Мы все сойдем под вечны своды —/ И чей-нибудь уж близок час». Сам лирический герой чувствует, что его жизненный цикл заканчивается и наступает время для нового поколенья: «Младенца ль милого ласкаю, /Уже я думаю; прости!/Тебе я место уступаю:/Мне время тлеть, тебе цвести». Осознание скоротечности жизни и предчувствие своей гибели сближают лирических героев Пушкина и Есенина.

В элегии Жуковского «Сельское кладбище» звучит мысль о неизбежности смерти: «Всех ищет грозная... и некогда найдет». Однако лирическому герою трудно это осознавать, его размышления наполнены грустью, что выражено в риторических вопросах: «И кто с сей жизнью без горя расставался?/Кто прах свой по себе забвенью предавал?». Тоска по уходящему миру сближает героев Жуковского и Есенина.

17. Какова роль Кулигина в пьесе Островского «Гроза»?

Пьеса "Гроза", написанная Александром Николаевичем Островским, рассказывает о жизни в небольшом городке Калинове, в котором самодурство богатых помещиков не знает границ. "Темное царство", олицетворяющее этих помещиков, не имеет над собой начальников, которые могли бы высказать им свое неодобрение. Каждый житель Калинова не согласен с этой несправедливостью, а некоторые решаются высказывать открыто то, что думают.
Первым с кем мы встречаемся в пьесе - Кулигин, простой мещанин, механик-самоучка и мечтатель. Внешность его нам не известна. Ему за пятьдесят лет, но он деятельный и инициативный.
С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он сидит на скамейке и любуется Волгой, от удовольствия даже поет. Когда к нему подходят Кудряш и Шапкин, Кулигин сразу же делится с ними своими эмоциями. "Восторг!" - говорит он, но они не понимают его радости, они "не видят" красоты пейзажа, потому - что погружены в житейские проблемы. Разговор сразу заходит о "темном царстве". Кулигин же не поддерживает бессмысленной болтовни. Мы замечаем его реплики только "по - делу", и когда это необходимо. "С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть", - заявляет о ругательствах Дикого Кулигин. Такое отношение показывает ум и неординарность поведения Кулигина, для сравнения, Кудряш хвалится, что не дает себя обидеть: "Да не спускаю и я: он - слова, а я - десять." Но когда, мимо проходит Дикой, Шапкин и Кудряш отходят в сторону, побоявшись, что он привяжется, Кулигин же остается сидеть на своем месте и только снимает шляпу.
В следующей сцене Кулигин разговаривает с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого. Кулигин интересуется, почему Борис живет в таком подчинении у дяди, что даже не смеет возразить ему на бессмысленные попреки, Борис отвечает, что трудно ему жить здесь, "я здесь лишний, точно мешаю". Выслушав Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что ничего изменить не удастся и советует "угождать как-нибудь". Кулигин умен, он четко представляет какие общественные устои царят в Калинове и объясняет это Борису: "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!" Вместе с умением анализировать, в нем присутствуют мечтательность и поэтичность - Кулигин умеет писать стихи. Но от предложения Бориса написать жизнь в Калинове стихами отказывается: "Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят". В этом проявляется его нерешительность: "Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается". Если Катерина, главная героиня "Грозы", в знак протеста идет на самоубийство, то Кулигин не хочет громких, решительных протестов.
Кулигин умеет находить общий язык с людьми. "Какой хороший человек!", - говорит о нем Борис. Кулигин благородный мечтатель, он постоянно думает о благосостоянии общества - хочет изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. "А то руки есть, а работать нечего".
"Механик, самоучка - механик", - как сам себя называет Кулигин, хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого. Здесь Кулигин сталкивается с упорной тупостью Дикого, просто не желающего расставаться со своими деньгами. Добролюбов писал в своей статье "Темное царство", о том, что "самодура легко "прекратить" силой рассудительно, просвещенного ума". "Просвещенный человек не отступает, пытаясь внушить Дикому правильные понятия о пользе солнечных часов и спасительной силе громоотводов." Но все бесполезно. Можно только удивляться терпеливости, почтительности и упорству с которыми Кулигин пытается достучаться до Дикого.
Кулигин тонко чувствует красоту природы: "из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое..."; и сожалеет, что люди в городе совсем не видят этого, пожалуй только главная героиня пьесы Катерина, также как он, любуется красотой окружающего мира. Бедные с утра до ночи работают, а богачи сидят дома за запертыми воротами и ругаются друг с другом. Только "молодые парни да девушки... у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками". Также он пытается объяснить людям, что не надо бояться таких удивительных явлений природы как гроза, северное сияние, комета, ими следует восторгаться и удивляться. Но только он способен так оценивать эти природные явления, для всех остальных они являются божьим наказанием, знаком свыше, его рассуждения о науке никому не нужны и отторгаются. Грозы "всякий должен бояться", - говорит Катерина.
К Кулигину тянутся люди. Тихон Кабанов с полным доверием рассказывает ему о своих переживаниях, о том, как тяжело ему живется в доме матери. Кулигин ясно понимает все проблемы Тихона, дает ему советы простить жену и жить своим умом. "Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди - лучше всякой". Беда в том, что Тихон не может воспользоваться этим советом, ему не позволит маменька, да и в свои силы он не верит: "Нет, своего-то ума."
В последней сцене пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым решается заявить Кабанихе: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!" После этих слов он убегает. Убегает потому, что ему до глубины души неприятно находиться рядом с этими людьми.
Островский дал своему герою фамилию, созвучную с фамилией русского механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина, который своими изобретениями и открытиями помогал развитию общества. Кулигин не является главным героем пьесы, но автор отвел ему очень важную роль. В лице Кулигина выражается еще один протест против "темного царства". Катерина жертвует собой в знак протеста против тирании, а Кулигин готов только на возражения. Но это не просты слезы на тяжелую жизнь, а обдуманные предложения, внедрения которых сделало бы жизнь калиновцев лучше и красивее. Если смотреть по объему, то монологи Кулигина уступают только монологам главной героини. По ходу повествования он появляется во всех ключевых сценах драмы, своими рассуждениями четко объясняя сложность сложившихся ситуаций.
В "темном царстве" Кулигин предстает хорошим человеком, он читает стихи, поет, его суждения всегда точны и обстоятельны. Он добрый мечтатель, стремящейся сделать жизнь людей лучше, расширить их знания об окружающем мире. Часто кажется, что мудрые и рассудительные мысли, которые высказывает Кулигин, являются оценкой событий пьесы самим автором.
Образ Кулигина симпатичен мне тем, что он всегда знает к чему он стремиться. У него есть цель - сделать жизнь общества лучше, для этого он старается придумать всевозможные изобретения, перпетуум-мобиле, чтобы на полученные деньги предоставить жителям города работу. Только этот персонаж обладает какими-то стремлениями в жизни, все остальные просто живут, решая житейские проблемы или создавая их другим.
Думаю, что Островский в образе Кулигина хотел изобразить вариант решения проблемы в Калинове. Будь Кулигин не один в своих стремлениях или если бы был по - богаче, то тогда он мог бы реально изменить жизнь своего общества, но ему ничего этого не дано, и он обречен быть "изгоем" в Калинове.

2) А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.

В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных героев представителями разных слоев населения. Одним таким «представителем» является Кулигин — мещанин, механик-самоучка, который в социальном плане противостоит и Дикому, и Кабанихе, потому что не приемлет жестокие нравы Калинова и, по словам Добролюбова, Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» другую жизнь, с другими началами». Правда, Кулигин, в отличие от Катерины, смягчает отношения между «темным царством» и его жертвами. Он больше проповедует терпение и покорность. Так, например, когда Кудряш дает отпор Дикому, Кулигин возражает: «Лучше уж стерпеть», а на угрозы Дикого говорит: «Нечего делать, надо покориться!» А Дикой называет Кулигина «червяком». «татарином», «разбойником», он хочет отправить этого скромного изобретателя «к городничему» и хочет опровергнуть знания диким суеверием. Кулигин не боец, он защищает свое человеческое достоинство робко, наивно ссылаясь на авторитет Ломоносова и Державина. Так же наивно верит он в перпетум-мобиле, который поможет забитым людям облегчить свою участь. Кулигин радеет «для общей пользы», он переживает за беспочвенные страхи горожан, сам он лишен всяких суеверий. Его задевает темнота и невежество калиновцев, нравы этого города. Имеено Кулигин произносит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем гороже, жестокие!. В мещанстве сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите».

Кулигин — человек добрый и деликатный, он мечтает изменить жизнь калиновских бедняков, получив награду за открытие вечного двигателя, но все его технические идеи являются анахронизмом для XIX века. Солнечные часы, о которых он мечтает пришли из древности, перпетум-мобиле — средневековая идея, громоотвод — техническое открытие 18 века. Он часто выглядит смешным, чудаковатым. Для калиновцев Кулигин является чем-то вроде местного юродивого.

Кулигин очень чувствует природу, в этом смысле он тонкий человек. Его душа радуется необыкновенно красивым пейзажам, он готов слагать природе гимны. Он, например, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоновсова6 «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. Северное сияние загорится — любоваться бы надо да дивится премудрости: «С полночных стран встает заря»! а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к морю…»

Несмотря на слабый протест Кулигина против «Темного царства», смысл его реплик и монологов — идеологический комментарий происходящего, он все же является нравственным судьей Дикого, Кабанихи и всего того, что они собой олицетворяют. Недаром в последнем акте пьесы именно Кулигин выносит на берег Волги тело Катерины и произносит полные укоризны слова:

— Вот вам ваша Катерина. Душа ее теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Кулигин является нравственным судьей «темного царства», возможно потому некоторые критики назвали «лучом света» именно его.

3) А.Н. Островский создал в 1859 году пьесу "Гроза" - произведение, в котором были затронуты непростые вопросы перелома общественной жизни, смены социальных устоев. Александр Николаевич проник в суть противоречий своего времени. Он создал колоритные характеры самодуров, описал их нравы и быт. Два образа выступают в противовес самодурству - это Кулигин и Катерина. Наша статья посвящена первому из них. «Образ Кулигина в пьесе «Гроза» - тема, которая нас интересует. Портрет А.Н. Островского представлен ниже.

Кулигин - механик-самоучка, мещанин. В разговоре с Кудряшом (первое действие) он предстает перед читателем поэтичным ценителем природы. Этот герой восхищается Волгой, чудом называет открывшийся ему необыкновенный вид. Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского "Гроза" может быть дополнен следующими деталями. Мечтатель по натуре, тем не менее этот герой понимает несправедливость существующего строя, при котором грубая власть денег и силы решает все. Он говорит Борису Григорьевичу о том, что в этом городе "жестокие нравы". Ведь у кого имеются деньги, тот стремится закабалить бедного для того, чтобы еще больше нажить себе капитал на его трудах. Сам герой отнюдь не такой. Характеристика образа Кулигина в драме "Гроза" прямо противоположна. Он мечтает о благополучии для всего народа, стремится делать добрые дела. Представим теперь более подробно образ Кулигина в пьесе "Гроза".

Борис встречает интересующего нас персонажа на вечерней прогулке в третьем действии. Кулигин опять восхищается природой, тишиной, воздухом. Однако в то же время сетует на то, что в городе до сих пор не сделали бульвар, а люди в Калинове не гуляют: у всех заперты ворота. Но вовсе не от воров, а для того, чтобы другие не видели, как они тиранят семью. Много за этими замками, как говорит Кулигин, "пьянства" и "разврата темного". Герой возмущен устоями "темного царства", однако сразу же произносит после гневной речи: "Ну, да Бог с ними!", как будто отступаясь от сказанных слов.

Почти немым остается его протест, он выражается лишь в возражениях. Образ Кулигина в пьесе Островского "Гроза" характеризуется тем, что этот персонаж не готов к открытому вызову, подобно Катерине. Кулигин восклицает на предложение писать стихи, которое ему делает Борис, что его "живого проглотят", и сетует на то, что ему и так достается за его речи.

Интересующий нас герой является человеком науки, с уважением относящимся к природе, ощущающим тонко ее красоту. Он обращается в четвертом действии с монологом к толпе, пытаясь объяснить в нем людям, что не следует бояться грозы и любых других природных явлений. Нужно ими любоваться, восхищаться. Однако жители города не хотят его слушать. Они живут по старым обычаям, продолжают полагать, что это Божья кара, что гроза - это непременно к беде.

Образ Кулигина в пьесе "Гроза" характеризуется тем, что этот герой хорошо разбирается в людях. Он способен сопереживать и давать дельные, правильные советы. Эти качества герой проявил, в частности, в разговоре с Тихоном. Он говорит ему, что врагов прощать надо, а также следует жить своим умом.

Именно этот герой вытащил из воды мертвую Катерину и принес ее Кабановым, сказав о том, что тело ее они могут забрать, а вот душа принадлежит не им. Она теперь предстала перед Судьей, который намного милосерднее, чем Кабановы. Кулигин после этих слов убегает. Этот герой по-своему переживает случившееся горе и не в силах его делить с людьми, являющимися виновниками самоубийства этой девушки.

В Калинове интересующий нас герой - белая ворона. Образ Кулигина в пьесе Островского "Гроза" характеризуется тем, что у этого персонажа мышление существенно отличается от образа мыслей остальных жителей. Другие у него и стремления, и ценности. Кулигин осознает то, что устои "темного царства" несправедливы, пытается с ними бороться, стремится сделать лучше жизнь простых людей.Интересующий нас герой мечтает о социальном переустройстве Калинова. И вероятно, найди он материальную поддержку и единомышленников, ему удалось бы существенно улучшить этот город. Стремление к благополучию народа, пожалуй, самая симпатичная черта, составляющая, вместе с другими, образ Кулигина в пьесе "Гроза".

«Чистый понедельник» И.А. Бунин «Стихи Блоку» М.И. Цветаева «Стихи Блоку» М.И. Цветаева

Вариант 28

«Надне» М.Горький

«Ночь,улица,фонарь,аптека» А.А.Блок

8. Как данная сцена характеризует хозяев ночлежки – Костылевых?

1)В данной сцене наиболее полно проявляются самые характерные отрицательные черты как Василисы, так и Костылева. Желание Василисы избавиться от мужа с помощью Пепла, желание хорошо продуманное и обоснованное, говорит ни о чем другом, кроме как о довольно хладнокровной жестокости и даже некоторой смелости, которая в данном случае характеризует Василису не с лучшей стороны. Та же жестокость с немалой долей самодурства присутствует и в её отношениях с Наташей, которую она, по её словам, так бьет, что сама плачет от жалости к девушке, но бить не перестанет. Пепел очень точно назвал это зверством. Костылева же сначала довольно ёмко характеризует его жена, сравнивая его со впившимся клопом и говоря, что 'для всех он - яд'. А затем, как бы подтверждая эти слова, появляется и сам хозяин ночлежки, который злится, топает ногами, громко визжит и обзывает Василису поганой и нищей. Несоответствие такого поведения привычному образу человека как бы правильного и с достоинством пугает и самого Костылева. Но он все равно не может скрыть своего истинного характера, свою грубость, самодурство и трусость, из-за которой он не в состоянии дать отпор Пеплу, из-за которой только и может, что визжать на жену.

2) Хозяева ночлежки, Костылевы, люди, оказавшиеся на "дне" жизни, дошедшие до крайней степени падения человека: Костылев жесток по отношению к окружающим, к своей жене, Василиса же "мучает" Наташу. И данная сцена еще раз подчеркивает безнравственность Костылевых.Василиса сравнивает своего мужа с "петлей", от которой она хочет освободиться, ведь он, как "клоп", "сосет" ее, мучает ей жизнь. Более того, Костылев "измывается" над Наташей, грубит ей, называя ее "нищей". Именно поэтому Василиса говорит, что Костылев для всех "яд". Однако и сама героиня жестока: она бьет Наташу из ревности к Пеплу, зверствует над ней. Лишь жалость к "девке" отличает ее от своего мужа.Таким образом, данная сцена раскрывает жестокую, безнравственную натуру Костылевых, их произвол по отношению к обитателям ночлежки.

9. Что сближает пьесу «На дне» с произведениями отечественной классики, поднимающими проблему «дна» в человеческих взаимоотношениях? (Укажите названия произведений и обоснуйте свой выбор.)

1) Тема «дна» в человеческих взаимоотношениях, затронутая в пьесе М. Горького, встречается и в других произведениях русской литературы.

В драме А.Н. Островского «Гроза» на «дно» опущены отношения всех жителей города Калинова. В городе царит абсолютная диктатура представителей «тёмного царства» - Кабанихи и Дикого. Подобно жителям ночлежки, которые неспособны противостоять самодурству Костылёвых, герои пьесы Островского – Тихон, Варвара, Катерина – также чувствуют себя пленными.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ярко прослеживается тема «униженных и оскорблённых». Как и Костылёвы, старуха-процентщица держит в страхе даже самых близких людей: сестра старухи терпит от неё постоянные побои. И Костылёв, и Алёна Ивановна тем не менее зависят от тех, кого они унижают. Тема «дна» в человеческих взаимоотношениях заключается и в изображении Достоевским равнодушия людей друг к другу. Жители ночлежки не проявляют сочувствия к умирающей Анне – стопившиеся вокруг задавленного лошадьми Мармеладова зеваки не предпринимают никаких действий для его спасения.

Затрагивая проблема «дна» в человеческих взаимоотношениях, авторы говорят об отсутствии в этих людях лучших чувств, что порождает озлобленность и лицемерие.

15. Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?

1)Авторское размышление о бытии в стихотворении А. Блока пронизано чувством тоски, безнадежности. Передать это поэту помогают унылые, тусклые картины города, которые окружают его лирического героя. Ночь, улица, полумрак, одинокий фонарь, «бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала» символизируют грусть, пустоту, отсутствие желания жить. Герой задается важным философским вопросом о смысле бытия и неизбежности смерти. Он убежден, что со временем ничего не изменится:

Живи ещё хоть четверть века–

Всё будет так. Исхода нет.

Лирический герой произведения считает, что человеческое пребывание в этом мире — это бессмысленный круговорот, которому нет конца(«Умрёшь –начнёшь опять сначала,/И повторится всё, как встарь»). Вот поэтому его и переполняют чувства безнадежности и грусти.

2) Стихотворение А.А. Блока 'Ночь, улица, фонарь, аптека...' пронизано философским, элегическим настроением.

Лирический герой размышляет о смысле жизни, о её сути. Жизнь представляется ему замкнутым кругом, в котором все циклично и неизменно: «Умрёшь – начнёшь опять сначала; И повторится всё как встарь…». Атмосфера ночи создаёт ощущение не только внешней темноты, но и отражает внутреннее состояние лирического героя. Свет, символ надежды, становится у Блока «бессмысленным и тусклым». Всё вокруг лирического героя холодно и не имеет никакой цели.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных