Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 12. Каков вклад М.Вебера в развитие отраслевых социологий?




Макс Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, экономист, историк. “Протестантская этика и дух капитализма” (политика, религия, этика, как неэкономич. Условия формируют капитализм).

Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.

Основные идеи. 1) По мнению Вебера, хозяйственное мышление и формы хозяйства зависят от определенной религиозной направленности. Так, особенности западного капитализма обусловлены идеологией протестантизма. Этот тезис он подтверждал статистикой, фактом преобладания протестантов среди владельцев капиталов и предпринимателей, среди высших квалифицированных слоев рабочих. Это, по мнению В., было связано с своеобразным складом психики, сформированным воспитанием и нашедшим свое выражение в профессиональной деятельности. У последователей протестантства Вебер отмечал приверженность к идее долга по отношению к труду, что создавало благоприятную почву к пониманию труда как призвания. 2) Под термином «рационализация» Вебер подразумевал такую систематизацию, при которой необозримая, хаотичная группа явлений с принципиально бесконечным множеством связей между собой упорядочивается по определенным критериям. 3) Соглашаясь, что науки делятся на два типа – науки о культуре и науки о природе, Вебер считал эти типы различными по методам, но одинаковыми по способам познания и образованию понятий. Понятие культуры Вебер трактовал широко, понимая под ней всё, что содеяно человеком. 4) «Социальным» действием должно называться такое действие, которое в соответствии со смыслом, заложенным в нем действующим или действующими, направлено на поведение других и ориентировано так в своем течении. Основными компонентами социального действия Вебер называл – цели, средства и нормы. Само соц. действие, содержащее смысл и ориентацию на других и их действия, является идеальном типом. Типология социальных действий: а)целе-рациональное – самая высокая степень рациональности действия: б)ценностно-рациональное – связано с усилением давления норм, например, убеждений. Капиталист, отчисляющий деньги на благотворительность, тратящий деньги на игру в карты, а не вкладывающий в производство с целью дальнейшего успеха, ведет себя в соотв-ии с этим типом соц. д-ия; в)традиционное – по трафарету, по привычке, по традиционному установлению; г)аффективное -также имеет свою цель, в понимании которой доминируют эмоции, порывы и т.д. Цель и средства не соотв. друг другу и часто вступают в противоречия. Пример – поведение футбольных болельщиков, которое характеризуется самым низшим уровнем рациональности. 6) Власть обусловлена установкой действующего лица на то, чтобы, преодолев сопротивление другого индивида, навязать ему свою волю. Господство тесно связано с понятием приказа, который имеет двоякое значение, поскольку предполагает взаимное ожидание. Типы господства: легальное (определенный интерес явл. мотивом подчинения, то есть целее-рациональное действие. Люди убеждены в законности носителей власти); традиционное (основано на вере в старые традиции и в легитимность тех, кому принадлежит власть в силу традиций); харизматическое (предполагает личную преданность, вызванную наличием у правителя священного дара или выдающихся способностей).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных