Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 13. Перечислите основные разновидности психологизма в социологии.




В основе не психология отдельного человека, а психология коллективная или социальная. Само общество есть продукт взаимодействия.

В конце XIX в. психологизм как общая тенденция к психологическому обоснованию научного знания и объяснению самых разнородных явлений приобретает широкое распространение. Психологическое обоснование гносеологии (Я. Ф. Фрис, Ф. Э. Бенеке), логики (Ю. Липпс, К. Зигварт), эстетики (Г.Т. Фехнер, Г. Аллен, Л. Уитмер, Т. Липпс), лингвистики (Г. Штейнталь, Г. Пауль, К. Бургман), истории и литературоведения (И. А. Тэн) и других дисциплин стало научной модой.

Психологическая школа в социологии – субъективно-идеалистические концепции общества, возникшие в конце 19 в. Представители психологической школы искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов). Можно выделить три течения. Индивидуалистическое, которое считает, что социальные явления и процессы обуславливаются действиями индивидуальных психологических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида и соответствующего понятийного аппарата. Групповое течение полагает, что анализ социальных явлений необходимо осуществлять с позиций психологии групп (рода, племени, коллектива). Социетарное течение рассматривает психику индивида как продукт общества и предлагает подходить к анализу индивидуальной психики с позиции общественной психологии. Основоположником психологической школы был американский социолог Л. Уорд. Лестер Уорд (1841–1913). Американский ученый, первый президент Американской социологической ассоциации. Считает, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания. Желание быть счастливым является основным стимулом всех общественных движений. Психические силы, психические факторы выступают главным объяснением действия универсальных социальных сил. Другим крупным представителем психологической школы был французский социолог Г. Тард, считавший основными законами социологии подражание людей друг другу (мода, традиция). Основные работы – «Социальная логика», «Социальные законы», «Мнение и толпа». Тард считал, что социальные явления являются психическими по своей природе. Он сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является индивидуальный мозг. Взаимодействие индивидов Тард толкует как циркуляцию желаний или идей. Считал важнейшим качеством человека – подражание. Первый социальный факт – подражание является основой взаимопонимания, разделения труда, договоров. Влияние примера имеет универсальное значение. Источник прогресса – это открытия творческой личности, подражание которой остальных определяет социальное развитие. К психологической школе в социологии примыкает и немецкий социолог Г. Зиммель с его пониманием социологии как «психологической микроскопии» взаимоотношений между индивидами.

Стремление найти психические факторы цивилизации характеризовало психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс). Развитие общества рассматривалось как часть космической эволюции, которая носит направленный характер, т. е. развивается на основе разумного, сознательного управления социальными процессами. Первичными социальными фактами объявлялись либо желания индивида (голод, жажда, половые потребности и т. п.), либо «сознание рода», «коллективный телезис», делающие возможным сознательное взаимодействие индивидов. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл) искал основу общественной жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями. Представители школы психологии народов (М. Лацарус, Х. Штейнталь) основной исторической силой объявляли «народный дух», выражающий психическое сходство индивидов одной нации. В рамках психологического направления разрабатывались также проблемы групповой психологии (Г. Лебон) – анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и «иррациональной толпы» и др. Сторонники теории подражания (Г. Тард, Дж. Болдуин) усматривали элементарный общественный факт в подражании одного индивида другому. Сторонники раннего интеракционизма (Ч. Кули) в качестве первичных фактов общества рассматривали представления, которые люди составляют друг о друге. Сконцентрировав внимание на непосредственном взаимодействии индивидов в рамках «первичных групп», Кули отождествил общественные отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием. Заслугой представителей психологического направления является то, что они привлекли внимание к проблеме общественного сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

Психология начала XIX в. была исключительно психологией индивида и не принимала в расчет социальных процессов.

В последней трети XIX в. положение изменилось. С одной стороны, психологи обнаружили, что высшие психические функции невозможно свести к физиологическим процессам, что здесь требуется учет сложных социальных факторов. С другой стороны, социологи, не удовлетворенные примитивными биоорганическими аналогиями, проявили растущий интерес к проблемам мотивации и психологическим механизмам социального поведения. В результате слияния этих двух встречных движений и сложилось то, что мы условно называем психологическим направлением в социологии. Основополагающей ориентацией психологического направления в социологии становится не психология отдельного человека, а психология коллективная или социальная. Поскольку очевидно, что кроме психических процессов, проявляющихся в деятельности отдельных людей, существуют и возникают процессы, которые обуславливаются духовным взаимодействием между людьми. Собственно, само общество есть продукт взаимодействия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных