Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 17. Сравните трактовки аномии у Э.Дюркгейма и Р.Мертона.




Э. Дюркгейм. Аномия как противоположность стабильного социального порядка возникает тогда, когда государство и общество ослабляют свой контроль за повелением индивидов. Это происходит в эпохи промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Занятая собой и собственными проблемами, государственная машина на время самоустраняется от решения насущных социокультурных, духовно-нравственных задач. В результате у индивидов исчезает чувство общности, а с ним и дух солидарности. В условиях аномии существенно расширяются возможности для свободных волеизъявлений, в том числе для тех из них, что выходят за пределы цивилизованной нормативности. Распространяются эгоистические умонастроения, пропадает должное уважение к моральным и правовым нормам, ухудшается состояние нравов, возрастает число самоубийств и преступлений. До тех пор пока разбушевавшиеся социальные стихии, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, любая регламентация оказывается несостоятельной. Тем более, что в такие периоды у большинства исчезает представление о различиях между справедливостью и несправедливостью, законностью и беззаконием, возможным и недопустимым.

Р. Мертон. Аномия - негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существующей системы и проявляется она в: 1)состоянии об-ва, при кот. у его членов утрачена значимость соц. норм и ценностей, что приводит к увеличению отклоняющегося поведения, вплоть до самоубийства. 2)отсутствии у людей эталонов сравнения, соц. оценки своего поведения, что приводит их к "люмпенизированному" состоянию и потере групповой солидарности. 3)Несоответствии, разрыве между соц. целями и одобренными средствами их достижения, что, при недостижимости всех этих целей законными средствами, толкает людей на незаконные пути их достижения. Р.Мертон считал, что аномия представляет собой "особый структурный разлад культуры", дисбаланс между культурными целями индивидов и санкционированными институциональными средствами их достижения и в основе всяких соц. изменений лежат противоречия между ценностями и институтами. Любое об-во в опр. мере аномично - иначе оно не претерпевало бы изменений.

Для Р. Мертона несоответствие между целями и средствами их достижения выступает одним из главных оснований состояния аномии. Он выделяет несколько основных типов отношения между целями и средствами в социальной деятельности индивидов и групп:

1) законопослушное поведение, избирающее положительные цели и столь же положительно окрашенные средства их достижения; конформист

2) противоправное поведение, когда выбор положительных целей сопровождается присваиваемой субъектами свободой в выборе средств; новатор

3) ритуальное поведение, предполагающее сосредоточенность на средствах при полном забвении тех целей, которым они должны служить; ритуалист

4) эскапистское (убегающее) поведение, предполагающее негативное отношение и к социально значимым целям, и к средствам их достижения (характерно для алкоголиков, наркоманов, самоубийц); изолированный тип

5) бунтарско-революционное поведение, отрицающее общепринятые, традиционные цели и средства и заменяющее их новыми целями и новыми средствами. мятежник






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных