Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 10.1. Спрос на деньги




Рассмотрев предложение денег, перейдем к спросу на них.

Если спросить, сколько нужно денег? Ответ – как можно больше. Дело в другом. Активы домохозяйства ограничены. Какую часть из них будут держать в форме наличных, а какую в ценных бумагах и других вкладах, приносящих процентный доход?

Под спросом на деньги мы будем понимать спрос на деньги для сделок, агрегат М1.

Принципиально новое направление в исследовании денежной теории возникло в 30-х гг XX века в работах Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946). Поскольку главное внимание в своём исследовании спроса на деньги Кейнс сосредоточил на выявлении мотивов предпочтения людей иметь на руках запас ликвидных платёжных средств, его концепция получила название теории предпочтения ликвидности. Обратимся к первоисточнику: «Три аспекта предпочтения ликвидности... можно связать с тремя видами мотивов. Во-первых, трансакционный мотив, или мотив обращения, - потребность в наличных деньгах для текущих сделок потребительского или производственного характера. Во-вторых, это мотив предосторожности, т. е. желание обеспечить в будущем возможность распоряжаться определённой частью ресурсов в форме денежной наличности. В-третьих, это спекулятивный мотив, т. е. намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим по сравнению с рынком знанием того, что принесёт будущее.»[1](курс. - авт).

MD
M
40 %
 
10 %
5 %
r %
Рис. 10-1. Кривая спроса на деньги
Транзакционный мотив предполагает, что деньги нужны для сделок.

Если все деньги домохозяйство держит при себе, то оно теряет доход от их вложения в ценные бумаги и срочные вклады, приносящие процентный доход, которые для краткости назовем бондами. Однако если все деньги вложить в бонды, то придется каждый раз обращаться в банк для продажи бондов и получения денег для осуществления покупок товаров и услуг, что требует затрат времени и усилий. Очевидно, здесь существует компромисс между спросом на деньги и вложением их в бонды.

Когда ставки процента повышаются, домохозяйству менее выгодно держать активы в деньгах, поскольку выше процентный доход от их альтернативного использования в качестве бондов. На рис. 10-1 показана обратная зависимость спроса на деньги для сделок МD от ставки процента r. С повышением ставки домохозяйства покупают бонды, сокращая спрос на деньги для сделок.

Спекулятивный мотив спроса на деньги. Спекуляция – это получение дохода от флуктуации цен на товар. Предположим, Вы купили за 1000$ 8%-ный евробонд, выпущенный Российским правительством для покрытия бюджетного дефицита. Ваш процентный доход через год составит 80$. Если через год процент на новый выпуск евробондов вырастет до 10%, то Вам евробонд старого выпуска не продать за 1000$, но можно продать за 800$, поскольку 80$:800$=0,1 или 10%. Другими словами, теперь 80$ дохода приносят 800 долларовые евробонды, а не 1000 долларовые, как раньше до повышения процентной ставки.

Вывод: если процент растет, то стоимость ранее купленных бондов падает. И, наоборот, если процент упадет, скажем, до 5%, то Ваш 8%-ный евробонд подорожает до 1600$, поскольку именно бонды такой стоимости приносят 5% доход равный 80$.

Стоимость ценных бумаг обратно пропорциональна ставке процента.

Когда процент выше обычного, выгодно покупать бонды в расчете, что процент снизится и бонды, приносящие прежний высокий процент подорожают. Это спекулятивный мотив, повышающий спрос на бонды и сокращающий спрос на деньги при росте процентных ставок. Чем выше процент, тем выше издержки упущенных возможностей хранения денег «в чулке». Домохозяйства увеличат покупки бондов, сокращая спрос на деньги для сделок.

Кроме домохозяйств спрос на деньги предъявляют фирмы. Компромисс у них тот же:

1. Они получают деньги от продаж и закупают факторы производства. Они, следовательно, нуждаются в деньгах для сделок.

2. Они могут держать свои активы в форме, приносящей процентный доход.

Чем выше процент, тем выше издержки упущенных возможностей держать активы в денежной форме. Теряется процентный доход и возможность выгоды от подорожания ценных бумаг. Это верно и для домохозяйств, и для фирм.

Итак, спрос на деньги находится под влиянием ставки процента (обратная зависимость).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных