ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основной вопрос философии. Философия возникла, как мы уже отмечали, в период становления и развития рабовладельческого общества практически одновременно в Древнем КитаеФилософия возникла, как мы уже отмечали, в период становления и развития рабовладельческого общества практически одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. За 2500 лет истории философии были предложены различные философские учения, отражавшие, в конечном счете, уровень социально-экономического и политического развития общества, развития конкретно-научных знаний. Чтобы разобраться в многообразии философских учений, нужно выявить исходные, наиболее важные проблемы философии и пути их решения. Мировоззренческая проблема «человек – мир» в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Отсюда: Эта проблема существует в различных формулировках: - как отношение духа к природе - мышления к бытию - отношения души и тела - «Я» и «Не-Я» - создан ли мир духовным началом или существует вечно и др. Проблема соотношения мышления и бытия в немецкой философии, например Ф. Шеллинга, Ф. Энгельса, получила название основного вопроса философии. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию) или по-другому - вопрос об отношении материи и сознания. Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) - первая сторона основного вопроса заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) - второй стороны основного вопроса: познаваем илинепознаваем мир? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии, выделяют основные направления – материализм и идеализм, а также эмпиризм (главный метод познания чувственный опыт) и рационализм (основной источник знания – разум, мышление). При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии (что первично: материя или сознание?) выделяют такие направления, как: - объективный идеализм - субъективный идеализм - материализм - вульгарный материализм - дуализм - деизм. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: - материализм - идеализм - дуализм. При рассмотрении гносеологической стороны (познавательной) стороны (познаваем ли мир) выделяют такие направления как: - гностицизм - агностицизм - эмпиризм (сенсуализм) - рационализм. Материализм (в литературе часто – «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. В соответствии с взглядами материалистов: - материя реально существует - она существует независимо от сознания - материя – самостоятельная субстанция – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя - материя существует и развивается по своим внутренним законам - сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю) - сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей - сознание определяется материей (бытием). К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики, химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и возможность ответно влиять на материю. По их мнению, мозг человека выделяет мысль, сознание также, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм не признает качественного различия сознания и материи. Достоинство материализма, по мнению современных исследователей, опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явления окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII вв.), Франции (XVIII в.), СССР и социалистических странах в XX веке. Идеализм (в литературе часто – линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяют два самостоятельных направления: - объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) - субъективный идеализм (Беркли, Юм). Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно взглядам представителей объективного идеализма: - реально существует только идея - идея первична - вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей» - «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом разуме (Божественном замысле) - «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей» - каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, олень – воплощение общей идеи оленя, дом – идеи дома, машина – идеи машины и т. д.); - большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец - отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания. Субъективные идеалисты (Беркли, Юм) считали, что: - всё существует только в сознании познающего человека (субъекта) - идеи существуют в разуме человека - образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения - вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения наличия механизма превращения «чистых идей» в конкретную вещь. Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время распространен в США, Германии и др. странах Западной Европы. И материализм, и идеализм – это монистические философские учения (признают одно первичное начало) – монизм. Но существуют и другие направления по признаваемым началам мира. Дуализм – основан Декартом, суть его заключается в том, что: - существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления) - все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от второй указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной) - материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия - основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Плюрализм (субстанций) – точка зрения философов, согласно которой мир имеет множество первоначал (например, монады в учении Г. Лейбница). Деизм – направление в философии, сторонниками которого (французские просветители XVIII в. Вольтер, Руссо) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли ее сознанию (духу). Эклектизм – направление в философии, сторонники которого смешивают положения материализма и идеализма.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|