Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философское учение о бытии




Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как возник наш мир, каковы его характеристики и универсальные связи, по каким законам он развивается и куда направлено его развитие, что такое человек. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая позволяла бы не только создать представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, глубинные причины.

Проблема бытия – одна из старейших в философии. Во всех известных нам развитых философских системах есть учение о бытии.

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для него бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным, имеет форму шара или сферы, то есть имеет пространственные границы. Мысль – это всегда бытие. Таким образом, Парменид сформулировал проблему бытия как мысли, открыл способность мышления работать с идеальными объектами, со сверхчувственной реальностью (то есть реальностью, невидимой для чувственного зрения).

Другого мнения был Гераклит. Он утверждал, что бытие вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Вот эти философские категории и являются самыми общими понятиями онтологии до сих пор. Все, что существует – это бытие, то, что не существует – небытие (например, еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушившись, сейчас их нет, они находятся в небытии).

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т.е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения.

Как видим, отношение к бытию, его «прочтение» менялось со временем, с развитием науки, особенно быстро в XX в. Корректировалось и понимание онтологии, содержание проблем, составляющих ее предмет. Отношение к бытию связано с материалистическим или идеалистическим пониманием мира.

В философской литературе в качестве синонимов понятия «бытие» часто употребляется понятие «существование», но при этом надо учитывать, что понятие «бытие» шире, чем понятие «существование». Понятия «мир», «космос», «действительность», «реальность» также употребляются в качестве синонимов. Все существующее в мире имеет одну общую черту – оно есть, оно существует: галактики и планеты, растения, животные и люди, общество и культура. В то же время все существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философский принцип многообразия мира.

Выделяется три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. В человеке проявляется единство всех трех родов бытия.

Каково же, таким образом, содержание философской категории «бытие»? Для этого выделим ряд положений:

- окружающий мир, предметы, явления реально существуют – они есть

- окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе

- материя и дух – единые, но, в то же время противоположные сущности, реально существуют – и материя и дух есть.

Эти положения обобщаются понятием субстанциясамостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя (понятие противоположно акциденции – свойств, существующих в других).

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытия являются:

- материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира

- идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности – духовный мир, мир сознания, мир идей

- человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире

- социальное бытие – которое включает в себя бытие человека в обществе и бытие самого общества (его появление, развитие, существование).

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

В истории философии были различные мнения о том, сколько же субстанций лежит в основе бытия.

Схема






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных