Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русская средневековая философия (предфилософия)




Русская духовная культура имеет древнюю и довольно богатую традицию. Ее считают феноменом мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада. В то же время ей присуща глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX-XIII вв. (от возникновения Киевской Руси до периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии были:

- моральные и нравственные ценности

- объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством

- государство, право и природа.

Среди наиболее ярких представителей философии этого периода выделяются:

- Илларион, основное произведение - «Слово о Законе и Благодати», в котором анализируется христианство, определяется его роль в настоящем и будущем России

- Владимир Мономах, основное произведение - «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости

- Климент Смолятич, основное произведение - «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания

- Филипп Пустынник, основное произведение – «Плач», затрагивает проблемы души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

Кроме древнерусского этапа в этот период входит становление и развитие централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии, который приходится на XIII-XVII вв. Главными темами, характерными для данного этапа развития философии, являлись:

- сохранение русской духовности

- христианство

- борьба за освобождение

- устройство государства

- познание.

Среди видных философов данного этапа:

- Сергий Радонежский (XIV в.), философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; объединение русского народа, свержение монголо-татарского ига

- Филофей, игумен псковского монастыря в посланиях царю Василию III изложил свою теорию «Москва – третий Рим», в которой утверждал, что два Рима пали (Рим и Константинополь), «третий стоит, а четвертому же не бывать». Это означало, что Москва стала преемницей православной культуры и религии, а это давало повод быть ответственными за судьбы всего христианского мира; именно Филофею мы обязаны появлению «русской идеи» - особой духовной миссии России в мировой истории

- Максимилиан Грек, идеолог монархии и царской власти, которая, по его мнению, должна заботиться о народе и быть справедливой, выступал за скромность, аскетизм, отстаивал морально-нравственные нормы

- Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной празности, парадности, приближение Церкви к народу, были идеологами «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев)

- Аввакум и Никон – боролись за обновление Церкви, но разными путями; Никон – за реформу обрядов и повышение роли Церкви в государстве наряду со светской властью, Аввакум – за сохранение традиций

- Юрий Крижанич (XVII в.) выступал против распространения схоластики в русской теологии, занимался вопросами гносеологии (познания) через рациональное и опытное (эмпирическое) знание; в качестве первопричины всего сущего называл Бога.

Завершается первый период развития русской философской мысли церковным расколом XVII в. Реформы Петра I открывают новую страницу русской культуры, и в частности – философии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных