Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русская философия эпохи Просвещения




Многие исследователи считают, что собственно философская мысль начала свой путь в России в XVIII в. Этот этап совпадает с европейским периодом Просвещения и переходом Руси Московской к Руси петровской. Поэтому русская философия XVIII в. включает в себя два основных этапа в своем развитии:

- философию эпохи петровских реформ

- материалистическую и социально-политическую философию середины и второй половины XVIII в.

К первому этапу относится творчество Феофана Прокоповича, В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира, основной направленностью их философии была социально-политическая:

- вопросы устройства монархии

- императорская власть, ее божественность и нерушимость

- права императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и др.)

- войны и мира

- познания

- нравственные ценности.

В это время происходит сближение русской культуры с западноевропейской, что нашло отражение в развитии идей просветителей на русской почве. К числу виднейших русских просветителей могут быть отнесены М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – крупнейший русский ученый-естествоиспытатель, сделал ряд важных открытий и изобретений, основатель московского университета. По своим взглядам – деист, допускал наличие Бога-Творца, но не наделял сверхъестественными возможностями. Природу объяснял и понимал с материалистических позиций, был сторонником механического материализма. Именно он заложил основы материалистической традиции в русской философии. Ломоносов выдвинул теорию атомического («корпускулярного») строения природных тел – мельчайших частиц – он называл их, как Лейбниц, монадами. Но в отличие от Лейбница он считал эти монады материальными. Ломоносов обосновал закон сохранения вещества и движения. Одним из первых начал развивать идею изменчивости природы, применил принцип историзма к изучению планеты и ее недр. В гносеологии Ломоносов большое значение придавал опыту. В астрономии развивал гелиоцентрическую систему, признавал существование в космосе множества обитаемых миров. Он также уделял большое внимание этике, морали, нравственности.

На материалистических позициях стоял и Александр Николаевич Радищев (1749-1802) видный русский писатель, философ, политический мыслитель. Хорошо знал труды западной философии – Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Канта. Кредо Радищева – социально-политическая философия (ода «Вольность», философско-публицистический трактат «Путешествие из Петербурга в Москву», философское произведение «О человеке»). Радищев обосновал принципы народовластия (демократии), правовой и духовной свободы, признавал право народа бороться против самодержавия. В конце жизни взгляды Радищева претерпевают изменения, он считает теперь, что просвещенная монархия – единственная сила, способная удержать народ от «кровавых струй». Идеи Радищева оказали большое влияние (особенно его критика крепостничества) на последующее развитие общественно-политической мысли в России, в первую очередь, на революционную (декабристов, народников, анархистов, марксистов).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных