Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия славянофильства и западничества




Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений – славянофилы и западники, две ведущие противоборствующие силы в идеологии и философии.

Основное расхождение в их взглядах касалось судьбы России. Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития (концепция глобального развития культуры), при этом западные народы здесь опередили все остальные. Россия идет по тому же пути, но отстает. Поэтому Россия должна учиться у Запада, необходимо полное культурное воссоединение с Западом. Славянофилы полагали, что у России свой собственный путь развития, связанный с влиянием православия на русский народ (концепция локальных культур). Славянофилы отрицали негативные черты западной цивилизации: ее крайнюю меркантильность и индивидуализм, излишнюю рациональность.

Западники мало интересовались религией, но по ряду вопросов критиковали русскую православную церковь, которая, по их мнению, сдерживала развитие страны. Сравнивая православие с католицизмом, они подчеркивали, что католицизм на Западе сыграл определяющую роль в становлении западной цивилизации, не препятствовал развитию научных знаний и сыграл определяющую роль в становлении государственности, в которой закон является основой взаимоотношений между государством и человеком, человеком и человеком. Западники в целом справедливо критиковали крепостничество и самодержавие, крестьянскую общину, которая связывала крестьян круговой порукой, лишала инициативы и возможности вести предпринимательскую деятельность. Спорным был вопрос и о смысле и значении реформ Петра I, которые разделили русскую историю как бы на две части. Западники целиком принимали реформу и ценили ее за попытку направить будущее России в западное русло. Славянофилы реформы Петра I и европеизацию страны в петровский период считали изменой России. Негативно относясь к крепостному праву, западники видели путь избавления от него в России через просвещение и нравственное совершенствование дворян, в том числе и путем усвоения европейской науки и плодов ее просвещения, очень ценили западную философию, которая, по их мнению, указывает человеку цель в жизни и путь к достижению ее. Яркими представителями западников были П. Я. Чаадаев, Н. В. Станкевич, Н. Огарев, Т. Грановский, М. Бакунин, Д. Милютин, С. Соловьев, идеи западников выражали в определенном смысле В. Г. Белинский, с определенными оговорками А. И. Герцен. Это были замечательные люди, выдающиеся умы и сердца России, составившие славу Отечества. Сила западничества была в том, что они ориентировались на мировую науку и культуру, на идею государственности и прогресса. Слабость – в том, что его приверженцы недооценивали достоинства и особенности русской национальной культуры, не рассмотрели оборотную сторону западной цивилизации с ее нарастающей бездуховностью, культом наживы и личного процветания.

Славянофильство – одно из главнейших направлений русской общественной мысли XIX в. Славянофилов отличало отстаивание идеи самоценности русского прошлого, идеализация всего хода развития славянского мира. В их представлениях православная вера и русский народ сохранили во всей чистоте учение Христа, тогда как на Западе оно было искажено католицизмом. Славянофилы – А. Хомяков, Ю. Самарин, браться Иван и Петр Киреевские, браться Константин и Иван Аксаковы и до. – принадлежали к европейски образованной верхушке русской аристократии. Они болезненно переживали раскол между «благородными» и простолюдинами в русском обществе. Отвергали все, что связано с именем Петра I и его реформами, в том числе и Петербург как «западный» город, считали, что они виновны в расколе и нарушили самобытный путь развития России. По мнению славянофилов, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. Крестьянский мир и общину считали хранителями народных устоев, экономическим и нравственным фундаментом русской жизни. Православие они считали духовной основой российского общества, основным принципом Церкви считали органическое, естественное единение, имеющее духовное начало – соборность (этот принцип стал одной из основных категорий русской философии). Монархию славянофилы (хотя и критиковали за некоторые недостатки) считали наилучшей формой правления, которая наиболее отвечала менталитету народа (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка). По мнению славянофилов проблему крепостничества, которую они оценивали негативно, решить можно благодаря освобождению крестьян «сверху» - царской властью. Многие славянофилы отличались высокими душевными качествами, их любили даже идейные противники, например Константина Аксакова. Контакты с Западом славянофилы не исключали, но полагали, что социальная, экономическая и духовная модель Запада для России разрушительны. Слабость славянофилов заключалась в идеализации прошлого страны, в том, что они не видели консервативности самодержавия и церкви, колебались в отношении к крепостничеству.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных