Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






У восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства.




Процессы классообразования у славян проходили на фоне:

· формирования племенных союзов,

· распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую).

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII—VIII вв. Можно определить как “ военную демократию“. Ее признаками являлись:

· участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем;

· особая роль народного собрания (вече) как высшего органа власти;

· всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из двух слоев:

· старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин)

· из разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей.

 

Образование государственности у восточных славян.

К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются два крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями:

· Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве),

· Славия (северная группа, Новгород),).

Князь Рюрик (862 -879)

Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде.

Существует две основные теории происхождения Русского государства:

· норманская

· антинорманская.

«Норманнскую» теорию выдвинули в первой половине XVIII века немецкие историки. Политический смысл заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов — силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, её экономику и культуру.

Против «норманнской» теории уже в XVIII в. выступили многие видные историки и дали начало противоположному учению. (Василий Татищев, Михаил Ломоносов).

Основываясь на текстах «Повести временных лет» ряд немецких ученых доказывали, что Киевскую Русь основали варяги, скандинавы, известные в Европе как викинги. Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта:

· норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически создали государство, что местному населению это было не под силу;

· варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян.

· Норманисты делали акцент и на том, что термином «Русь» обозначались именно скандинавы.

В поддержку антинорманской теории выступил Г.Вернадский, говоривший о том, что слово «русь» обозначало существовавшее задолго до появления варягов. Если обратиться к письменным источникам того времени (византийским, арабским), то можно увидеть, что русь считали одним из народов юго-восточной Европы.

Согласно антинорманской теории (М.В.Ломоносов) «варяги», явившиеся на Русь, были по национальности славянами.

Уже во второй половине IX века в Восточной Европе существовало два больших славянских государства:

· Новгородское (Русью еще не называвшееся)

· Киевское (носившее имя Руси).

Эти государства имели своих князей, свои династии, свою собственную, довольно высокую культуру и широкие связи в Европе.

В конце IX — начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава.

Князь Олег (879-912).

Олег, в последствии прозванный в народе Вещим, то есть знающий будущее, провидящий будущее, начал править в Новгороде после смерти Рюрика. Князь Олег стремился всеми силами расширить свои владения. Олегу подчинились славянские племена, среди которых были весь и кривичи. Из люда подчиненных племен, и варяжских наемников Олег собрал большое сильное войско. Путь князя Олега лежал на юг:

· захватил Смоленск и оставил там править одного из своих приближенных.

· Дальше путь дружины Олега лежал в землю северян, где был взят город Любеч.

· В 882 году Олегово войско двинулось на Киев, где еще со времен Рюрика правили Аскольд и Дир.

С помощью хитрости, Олег выманил Аскольда и Дира, убил их. После взятия Киева, Олег провозгласил город столицей своего государства. «Се буди мати городам русских». Именно с него пошло это распространенное выражение.

С момента взятия Олегом Киева (882 г.), начинается история Киевской Руси.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI вв. это государство включает в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Князя Олега, как и остальных первых русских князей, не особо интересовала внутренняя политика. Олег стремился всеми правдами и не правдами расширить земельные владения молодого русского государства. К нязь Олег в 907 году совершил удачный поход на Константинополь, наведя ужас на греков и не пролив ни капли русской крови, Олег получил богатые дары и выгодные торговые условия для русских купцов. За сей успеха князя Олега стали именовать Вещим.

Войско князя Олега было большим, в него входили славянские племена, варяги, а так же чудь и мерь. Идя войной на Византию, князь Олег преследовал следующие цели:

· мощный южный сосед должен был признать Киевскую Русь,

· князю Олегу хотелось поживиться богатой добычей.

Поход Олега на Константинополь завершился очень удачно:

· Византия заплатила русскому войску большую дань;

· Византия обязывалась содержать русских послов;

· русские купцы могли торговать в Византии не платя пошлин.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных