Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культурно-историческая теория развития психических функций Л.С. Выготского и ее значение для психологической науки.




Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским. Опираясь на идеи сравнительной психологии, Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

ВПФ - высшие психические функции
НПФ - низшие психические функции.

 

1. Знак - это некий предмет, у которого есть двойная природа:

· Материальная (внешняя);

· Духовная (внутренняя);

Духовная - это то значение, которое несет в себе знак (Н., 5, А, S)
Знак помогает перевести реальный предмет в какую либо идеальную форму. (Н., Sкв.= а*в)

2. Знак - это средство, орудие психической жизни человека. Психологическое орудие, которое человек познает и овладевает (Н., овладевает системой знаков - речь).

3. Психическое развитие ребенка носит опосредованный характер, т.е. ребенок с первых минут своей жизни попадает в новую для него культурную среду и дальше его развитие зависит от усвоения им этих достижений культуры.
От рождения человек имеет некие врожденные психические функции, которые Л.С. Выготский называет натуральные или низшие (НПФ). К ним относят:
- все наши рефлексы;
- непроизвольное внимание;
- генетическая память;
- все реакции человека.
На основе НПФ «надстраиваются новые этажи» ВПФ (мышление, память, речь, внимание, воображение…)
Следовательно, психическое развитие - это развитие ВПФ.

4. Роль взрослого в развитии ВПФ.
Весь мир, который окружает ребенка, для него непонятен, Только взрослый вводит ребенка в этот мир (сразу, с рождения). Ребенок не может жить без общества.
Значит, если он не может жить без общества, то взрослый показывает образец поведения, способы действия и т.д., т.е. образец культуры.

5. Психическое развитие - это культурное развитие, которое проходит ряд этапов или стадий:
1 этап - взрослый показывает сам, как делать и что делать;
2 этап - ребенок повторяет за взрослым;
3 этап - ребенок сам делает (по образцу).
Все эти этапы составляют основной закон развития.
В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим образом: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, …потом внутри ребенка. Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных