Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные закономерности развития психики человека в онтогенезе.




Онтогенез - это индивидуальное развитие, тогда как филогенез является развитием вида в целом.

Изучением онтогенеза психики человека занимаются две психологические науки: общая психология, возрастная психология.

Возрастная психология разделяет онтогенез человека на сензитивные периоды, каждый из которых способствует появлению у человека определенных психических новообразований. Если новообразования не появится в свое время, вероятно, что оно может не появиться вообще, потому воспитательное воздействие на определенные стороны личности должен быть своевременным (иначе он будет неэффективным).

Есть большое количество теорий онтогенеза, некоторые из которых приведены ниже:

Теория рекапитуляции Холла-Болдуина, согласно которой в онтогенезе повторяется социогенез (развитие общества). Отсюда и довольно странные названия стадий онтогенеза: первобытное варварство, охота, пастушество, земледелие, торгово-промышленная.

 

Теория детской сексуальности 3. Фрейд утверждает, что стадии онтогенеза обусловлены развитием сексуальности. Он отличает оральную, анальную, фаллической, латентную и генитальную стадии, привязывая их к освоения человеком различными эрогенными зонами.

Эпигенетическая теория Е. Эриксона (теория жизненного цикла) разделяет онтогенез на восемь стадий психо-социального развития, на каждой из которых человеком решается определенная проблема.

Теория ведущей деятельности О. М. Леонтьева, согласно которой содержанием стадий психического онтогенеза является последовательное овладение человеком видами деятельности, такими как игра, учение, труд.

Определяют такие периоды возрастного развития человека:

• до рождения - пренатальный период (сегодня он вообще не подлежит психологическому исследованию);

• перед рождением и вокруг него - перинатальний период (он довольно плодотворно исследован в трансперсональной психологии С. Грофа)

• от рождения до 1 года - возраст младенца. Этот период завершается кризисом 1-го года жизни, которую связывают с началом хождение и нейрофизиологической перестройкой, вызывающие физическое утомление, а также со смысловым речью и обращением, большим количеством предметов, ведущие к умственного утомления. Симптомом этого кризиса является постоянный протест ребенка.

• от 1 до 3 лет - период переддошкольного детства (он заканчивается кризисом 3-х лет, что ее связывают с развитием предметной деятельности; проявления этого кризиса уже более яркие: упрямство, негатівізм - то есть склонность к действиям, противоположных требованиям, непокорность есть такой же, произвол, деспотизм);

• от 3 до 6-7 лет - период дошкольного детства (он заканчивается кризисом 7-ми лет, которую связывают с вызванной походом в школу изменением социальной ситуации, умственным напряжением и развитием самосознания);

• от 6-7 до 10 лет - младший школьный возраст (в этот период для развития самосознания ребенка очень важна оценка окружающих, она овладевает социально-нормативной поведением);

• от 10 до 15 лет - подростковый возраст (этот период сопровождается наиболее заметной кризисом в жизни человека, главным фактором которого признается пубертат - половое созревание; у подростка интенсифицируется физическое, умственное, нравственное, социальное развитие; перестраивается организм, самосознание, система отношений к окружающим; ощущение взрослости приводит к трудностям социального взаимодействия);

• от 15 до 17 лет - ранняя (первая) юность, или старший школьный возраст (этот период связан с интенсивными поисками своего места в мире, с попытками понять сущность мира-сразу и навсегда, с построением собственного отношения ко всем явлениям действительности, которое базируется на определенной индивидуальной картине мира);

• от 17 до 21 года - юность, или вторая юность (этот возраст является периодом первого испытания собственных сил и способностей человека, когда она раскрывает свой потенциал на определенном пути; происходит профессиональное самоопределение);

• от 21 до 35 лет - период молодости, или первой взрослости (в этот возраст человек достигает определенного пика своих возможностей; именно характер и объем ее достижений являются факторами кризиса 30-ти лет, которая обычно состоит из обострение проблем последствий профессионального определения, построения семейной жизни, общего самоутверждения);

• от 35 до 60 лет - период зрелости, или второй взрослости (этот период является временем, когда человек оказывается не на «пике» своих возможностей, но на определенном их «плато» - устойчивому стабильном уровне, на котором она закрепилась кризиса; 40-ка и 50-ти лет является содержательно близкими друг к другу - разочарование, недовольство рутиной, попытка вырваться из объятий обыденности до настоящего бытия - только растут объемы симптомов стагнации развития);

• от 60 до 75 лет - наклонный возраст (этот период, конечно, есть время, когда человек сталкивается с первыми признаками собственной психической инволюции; она или прилагает усилия, чтобы оптимально функционировать и достичь того новообразования, которым определяется этот возраст - мудрости, или впадает в отчаяние и быстро деградирует; этого кризиса и двух последующих периодов связаны с развитием отношение человека к концу своей жизнедеятельности, с примирением с его приближением);

• от 75 до 90 - старческий возраст;

• выше 90 - долгожители.

 

9. Ощущения как способ познания действительности. Способы измерения и оценки чувствительности.

Раздражение вызывает возбуждение, которое переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным ото­бражением объективной реальности.

Физиологической основой ощущений являются анализаторами.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, называе­мого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основ­ная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводя­щих нервных путей;

3) корковых отделов анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воз­действием раздражителей.

Ощущения не являются пассивными процессами — они носят ак­тивный, или рефлекторный, характер.

Ощущения являются не только источником наших зна­ний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального пе­реживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощуще­ния, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением.

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных