Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика воображения. Значение воображения в жизни человека.




Воображение — это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

Образы воображения создаются только путем перера­ботки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительно­сти.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятель­ности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения.

Вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разроз­ненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представле­ний необходимыми деталями, т. с. в процессе воспроизведения начинает прояв­ляться деятельность нашего воображения.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека.

Воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, вообра­жение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, преж­де чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Воображение связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме.

Воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека.

Влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы.

21. Воображение и творчество. Закономерности развития воображения у детей.

Творчество тес­но связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением.

Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобрета­тельском, научном, литературном, художественном и т. д.

Возможность творчества в зна­чительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремлен­ностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определен­ных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Долгое время господствовал взгляд о невоз­можности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосно­вано известным французским психологом Т. Рибо.

Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению.

Вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.

Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творче­ский процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творче­ства:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относя­щихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

Другой ученый — Г. С. Альтшуллер — разработал целую теорию решения твор­ческих задач. Он выделял пять уровней творчества.

1 уровен. Задачи реша­ются применением средств, прямо предназначенных для этих целей.

2 уровень. Задачи требу­ют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта.

3 уровень. Правильное решение задач скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен.

4 уровень. При реше­нии задач совершенствуемый объект меняется полностью.

5 уровень. Решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект.

По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих за­дач является перевод их с высших уровней на низшие.

Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредска­зуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными спо­собами.

Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображе­ния состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные ча­сти (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. но­сят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опи­рается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных