ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 3.1 Общее понятие о личностиПлан: 1.Человек, индивид, индивидуальность и их понятия. 2.Понятие личность. 3.Психологическая структура личности. В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, психологии и педагогики. Что такое личность с психологической точки зрения? Наряду с понятием личность используются такие термины как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее, объединяющее понятие – человек. Человек рождается на свет уже человеком. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — «человека разумного», или homosapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др. Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных отношений и приобретает особое социальное качество – становится личностью. Понятие личность определяет социально психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком социального опыта. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом. Индивидуальность — неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств. Индивидуальность — личностное своеобразие.Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различии характера и темперамента, индивидуальностью своей мы доказываем, утверждаем. Основные параметры индивидуальности: мотивация, темперамент, способности, характер и т. д. Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и а ктивный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания, так как она преломляет и преобразует внешнее воздействие общества. Усваивая во взаимодействии с окружающими людьми знания, ценности, нормы, человек социализируется, постепенно трансформируется из объекта социального регулирования в субъект регуляции собственного социального поведения, из объекта социальных отношений в их субъект. У личности формируются система ценностей, собственные оценки своего поведения и поведения других людей, собственные моральные требования, которые делают его устойчивым и независимым от мнений и оценок окружающих, от ситуативных воздействий среды. Для нее становится характерной активная, а не «реактивная» (поведение, возникающее в ответ на внешнее воздействие) форма поведения. Необходимой характеристикой личности становится особая форма ее активности, определяемая самостоятельными, сознательными, ценностно-допустимыми целями и намерениями. Человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, то есть способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших. Личность – не только целеустремленная, но и самоорганизующая система. Основным механизмом возникновения личностных новообразований является переход внешних отношений личности во внутренние. Объектом ее внимания служит не только внешний мир, но и она сама, представление о себе, самоанализ и самооценка, направленность на саморегуляцию и самосовершенствование. Это предполагает: быть личностью – значит иметь активную жизненную позицию. Быть личностью – значит осуществлять выбор, оценивать последствия принятого решения и брать на себя ответственность перед собой и обществом. Слово «личность» в западных – английском, немецком, французском – языках первоначально означало маску актера в древнегреческом театре. Этот же смысл содержится в русском слове, от которого образованы слова «личность», «личина». По словарю В.Даля, значение слова «личина» – «накладная рожа, харя, маска… Ложный, притворный вид, лукавое притворство». Это послужило основанием теории личности как носителя социальных ролей. Однако личность не может быть сведена к сумме исполняемых ею ролей, она сознательно принимает и исполняет определенную социальную роль. Представления о личности в отечественной психологии основываются на том, что ее следует рассматривать как новое качество, порождаемое движением системы объективных общественных отношений. Таким образом, личность – это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения и меру ответственности. Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида). Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности: 1) Направленность. Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится? - проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения; 2) Знания, умения, навыки. Что человек может? - приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности; 3) Индивидуально – типологические особенности Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности? - проявляются в темпераменте, характере, способностях Наиболее обособленную и развернутую структуру личности предложил К. К. Платонов. В структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры. Особенностями отдельных свойств этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.
Контрольные вопросы: 1. Что определяет социально психологическую сущность человека? 2. Что происходит с человеком погруженные в социальное взаимодействие, ценности, нормы? 3. Что включает в себя психологическая структура личности?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|