Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бюджетное ограничение




Потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен своим бюджетом. Для изображения множества доступных потребителю по деньгам товарных наборов используется линия бюджетного ограничения. Допустим, что месячный доход потребителя равен I. Потребитель весь доход расходует на приобретение только двух товаров в количествах X и Y с соответствующими ценами Px и Py. Тогда Px X+PyY= I. Приведем его к виду, соответствующему стандартному уравнению прямой.Решив последнее уравнение относительно у, получим уравнение линии бюджетного ограничения или уравнение линии цен:

Коэффициент при Х показывает, что угол наклона прямой бюджетного ограничения определяется отношением цен товаров Х и У.

Рис. 3-3. Бюджетное ограничение

 

Все товарные наборы, соответствующие точкам на линии бюджетного ограничения стоят ровно I и являются доступными для потребителя. Все товарные наборы, расположенные выше и правее линии бюджетного ограничения стоят более I и недоступны для потребителя.

На рис. 3-3 представлен график бюджетного ограничения. Точки пересечения линии бюджетного ограничения с осями координат получены следующим образом.

Если потребитель израсходует весь свой доход I только на покупку товара Х, то он сможет приобрести I/Px единиц этого товара; аналогично - если весь доход будет потрачен только на покупку товара Y, то потребитель приобретет I/Py единиц товара Y.

Таким образом, линия бюджетного ограничения ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов. Наклон линии бюджетного ограничения равен - Рx/Py, он показывает от какого количества товара Y потребитель должен отказаться для покупки одной дополнительной единицы товара Х. Если доход потребителя сокращается с I до I’ при неизменных ценах на товары, то происходит сдвиг линии бюджетного ограничения внутрь к началу координат (см. рис. 3-3). Если Рy уменьшается от Рy до Рy’, то точка линии бюджетного ограничения из положения I/Рy сдвигается вверх в положение I/Py’, положение точки I/Px остается неизменным. Если Рy возрастет, то точка переместиться вниз. Подобные перемещения совершит и точка I/Px при изменении цены Рx.

Из всех доступных наборов товаров Х и Y потребитель выберет тот, который дает ему максимальную полезность. На рис. 3-4 это происходит в точке А, расположенной на наиболее удаленной, доступной для потребителя кривой безразличия. В этой точке он исчерпывает весь доход на покупку товаров Х и Y по их ценам.

В точке А кривая безразличия касается линии бюджетного ограничения. В этой точке MRSxy= Рx y. Это точка равновесия потребителя при бюджетном ограничении. В точке В MRSxy > Px /Py, а в точке С MRSxy < Px /Py. В этих двух точках потребитель не достигает максимальной полезности при полном расходовании своего бюджета. Это объясняется тем, что при движении вдоль линии бюджетного ограничения вправо вниз из точки А и влево вверх из точки С потребитель может перейти к комбинациям товаров, лежащим на более удаленных от начала координат кривых безразличия.

В точке А набор товаров с максимальной полезностью (на наиболее удаленной кривой безразличия). Одновременно истрачен весь доход I.

В точке А линия бюджетного ограничения является касательной к кривой безразличия MRSxy = Рx y. В точке В MRSxy > Px /Py, а в точке С MRSxy < Px /Py. при движении вдоль линии бюджетного ограничения вправо вниз из точки А и влево вверх из точки С потребитель может перейти к комбинациям товаров, лежащим на более удаленных от начала координат кривых безразличия.

 
 

3.2. Эффект дохода и эффект замещения. Потребительский излишек и излишек продавца

 

Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательскую способность потребителя. Снижение цен равносильно росту реального дохода. Номинальный доход при снижении цен остается прежним, а реальный, выраженный в количестве покупаемых товаров растет. Следовательно, при снижении цены покупатель способен купить больше данного товара, а также и других товаров. Это отражено законом спроса: чтобы продать больше товара, нужно снижать на него цену.

Например, при росте цен продовольствия на 50% ежедневные траты семейного бюджета на них выросли с 800 до 1200 руб. Снижение реального дохода домохозяйств ведет к сокращению спроса как на количество продовольственных товаров, так и к сокращению спроса на все непродовольственные товары, хотя цены на них не успели вырасти.

Эффект замещения возникает в результате изменения относительной цены товара. Если цена на товар падает, то цены всех других товаров относительно нее повышаются, они кажутся дороже, оставаясь прежними. Поэтому покупатель замещает их подешевевшим товаром, покупает его больше, а их меньше. Это соответствует падающей кривой спроса на товар.

При росте цены товара покупатель начнет больше покупать заменителей, хотя цены на них не менялись.

Например, та же ситуация: при росте цен продовольствия на 50% ежедневные траты семейного бюджета на них выросли с 800 до 1200 руб. Однако все непродовольственные товары, на которые цены не успели повыситься, кажутся покупателям подешевевшими, что увеличивает спрос на них.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных