Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права




При обсуждении вопроса следует исходить из того, что термин консти­туционное право имеет несколько значений: 1) самостоятельная отрасль российского права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм; 2) наука, изучающая одноименную отрасль; 3) учебная дисциплина в системе образования, основанная на синтезе отрасли и науки конституционного права. Данные термины тесно связаны между собой, могут существовать и развиваться только в единстве, поскольку имеют общий источник – единую сферу общественных отношений. Их различие в том, что в одном случае в центре внимания стоит объект регулирования, в другом – предмет изучения[1].

В учебной литературе даются различные определенияот­расли конституционного права России. В самом общем виде оно представляетсобой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с закрепление основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также регулирующих основы организации гражданского общества и государственной власти. Не усматривая существенных различий в определениях, ученые едины в том, что конституционное право – ведущая, определяющая отрасль для других отраслей российского права.

Принято считать, что конституционное право относится к публичному праву, поскольку регулирует общественные отношения, связанные с публичной властью. Уяснение вопроса о предмете конституционного права является необходимой предпосылкой правильного понимания свойственных ему нормам и институтам, специфики правового регулирования, а также, чтобы понять содержание, назначение и цели отрасли, ее отличие от других отраслей права.

Далее студентам следует обратить внимание на отсутствие единства в понимании предмета конституционно-правового регулирования. Обсуждение данного вопроса в отечественной науке началось в дореволюционное время[2]. Поскольку научная дискуссия по проблемам предмета отрасли далека до завершения, на занятии нужно обсудить мнения ученых по данной проблеме.

При формировании любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования, под которым понимается совокупность приёмов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения, входящих в предмет отрасли. В правовой науке до сих пор немалый интерес представляет вопрос о специфике методов конституционного права[3]. Большинство ученых отмечают особенности конституционного права ни в наличии специального метода, а в сочетании методов[4]. Подходы в определении системы методов регулирования общественных отношений в конституционном праве РФ разнообразны [5].

Среди методов конституционно-правового регулирования можно выделить императивный и диспозитивный методы и подразделить их на способы: дозволение, обязывание, запрещение. Заслуживает внимания классификация методов С.А. Авакьяна: с учетом характера регулируемых отношений ученый выделяет методы общего нормирования (регулирования) и детального регулирования[6]. Студентам следует проанализировать точки зрения ученых по этому вопросу и высказать свое мнение.

Кроме того, необходимо обратиться к изучению проблемы наименования отрасли. Спор отечественных учёных о терминах длится с 70-х годов прошлого века, но единообразного понимания до сих пор нет. Сегодня большинство стран для основополагающей отрасли используют термин «конституционное право». Студентам нужно высказать свою точку зрения, основываясь на анализе историко-теоретических исследований.

 

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

При ответе на вопрос необходимо дать определение конституционно-правовых норм (это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционно-правовые отношения), а также рассмотреть их общие свойства и специфику.

Конституционно-правовым нормам присущи свойства, характерные для любой правовой нормы, т.е. безотносительно их отраслевой принадлежности: (общеобязательность, системность, установление государством, формальная определённость и др.), Наряду с общими чертами нормы конституционного права обладают специфическими признаками: степень важности, собственное содержание и источники, своеобразие видов, учредительный характер, особый механизм реализации, специфический характер субъектов, структурой и т.д.

Особое внимание надо уделить анализу структуры правовых норм, что обусловлено тем, что в науке конституционного права существует две принци­пиально разные точки зрения. Одни авторы (О.Е. Кутафин, В.О. Лучин, Б.А. Страшун) считают, что для большинства кон­ституционно-правовых норм характерно наличие диспозиции, а гипо­теза и (или) санкция в их структуре может отсутствовать. Другая груп­па авторов (А.А. Безуглов, В.В. Лазарев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин) доказывает обратное: наличие всех трех структурных элементов (ги­потезы, диспозиции и санкции) является непременным условием каж­дой правовой нормы. Студентам необходимо изучить аргументы сторонников каждой из этих точек зрения и на занятии обсудить их.

Под классификацией правовых норм понимается их подразделение на группы по определенным типологическим признакам в целях установления места каждой из норм в системе отрасли права[7]. Студенты рекомендуется провести классификацию правовых норм по различным основаниям и привести примеры.

3. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности и виды

При подготовке вопроса следует исходить из того, что конституционно-правовые нормы регулируют общественные отношения, которые составляют предмет правового регулирования отрасли. Так, И.А. Конюхова определяет конституционно-правовые отношения как общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей[8].

Конституционно-правовые отношения имеют как общие признаки, характерные для любого вида правоотношений (структура, состоящая из трёх элементов: субъект, объект, содержание), так и специфические (собственное содержание; особый субъективный состав; особые объекты; разнообразие отношений; сложный характер юридических связей между субъектами и т.д.).

Субъекты конституционно-правовых отношений – это участники правоотношений, которые имеют определённые субъективные права и несут юридические обязанности и обладают конституционной правосубъектностью которая складывается из правоспособности и дееспособности. Студентам необходимо определить круг субъектов конституционно-правовых отношений.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают предметы или явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников конституционно-правовых отношений[9]. Объектами могут быть как материальные ценности: земля, природные ресурсы, средства государственной казны; так и нематериальные блага: государственная территория и её границы; государственная власть, деятельность органов и должностных лиц; личные неимущественные блага (честь, достоинство, личная неприкосновенность и т.д.), поведение людей (вступление в гражданство, митинги и т.д.)

Говоря о содержании конституционно-правового отношения, необходимо выделить фактические и юридические его элементы. Для возникновения, изменения, прекращения конституционных правоотношений необходимы юридические факты – жизненные обстоятельства (события или действия), влекущие правовые последствия. Кроме того, они могут возникать, изменяться или прекращаться под действием нескольких юридических фактов (фактический состав). Особенность юридических фактов конституционного права - они существуют длительное время, непрерывно или периодически (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ и др.).

Конституционно-правовые отношения могут быть дифференцированы: по способу индивидуализации субъектов (общие, относительные и абсолютные); в зависимости от функций норм (регулятивные и охранительные); в зависимости от характера прав и обязанностей (активного и пассивного вида); по времени функционирования: (постоянные и временные); по назначению в механизме правового регулирования (материальные и процессуальные) и т.д. На основе Конституции РФ необходимо сделать детальный анализ конституционно-правовых отношений, привести примеры, что позволит выявить и другие их виды, более глубоко раскрывающие их характерные особенности.

 

4. Система конституционного права

При подготовке вопроса следует исходить из того, что под системой конституционного права понимается внутреннее его строение, включающее конституционно-правовые нормы и институты, подотрасли.

Конституционно-правовая норма – первичный и конечный структурный элемент, регулирующий одну из сторон общественных отношений. Конституционно-правовой институт – совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид (группу) однородных и взаимосвязанных общественных отношений. В настоящее время нет единого подхода к делению отрасли на институты, поэтому принято представлять систему конституционного права, исходя из структуры Конституции РФ. Так, например, О.Е. Кутафин включает в систему конституционного права институты основ конституционного строя, гражданства, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, избирательного права, системы государственной власти и системы местного самоуправления[10]. А.Н. Кокотов в данной системе выделяет общую и особенную часть[11].

Анализ системы конституционного права свидетельствует о том, что применение лишь структуры Конституции РФ не позволяет представить все институты отрасли, поскольку наряду с указанными выше в этой системе сформировались и другие. Так, И.А. Конюхова предлагает включить в систему конституционного права следующие институты: непосредственная демократия в России; система общественной власти в России; конституционно-правовая ответственность в России[12]. М.В. Баглай и другие авторы[13] включают в систему институт избирательной системы (избирательное право)[14].

Развитие конституционного права приводит к эволюции того или иного института в более сложную систему – подотрасль, которая в отличие от институтов представляет собой такое правовое образование, которое вырастает из определенного института либо группы институтов и приобретает системность нового качества[15]. По мнению А.В. Малько, «подотрасль – это уже не институт, но еще и не отрасль права»[16]. Основное и главное их отличие: перспективой развития последней является формирование в дальнейшем самостоятельной отрасли права. В настоящий период в качестве подотраслей конституционного права ученые выделяют парламентское право, избирательное право, конституционное правосудие. В последнее время высказываются мнения о выделении указанных подотраслей конституционного права в качестве самостоятельных отраслей права, наряду с конституционным правом[17].

Заслуживают внимания попытки выделить в самостоятельную отрасль конституционное право субъектов РФ, являющееся составной частью конституционного права РФ и по определенным характеристикам идентифицируемое сегодня в качестве подотрасли[18]. Студентам нужно высказать свое аргументированное мнение по этой проблеме.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных