Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация семьи по:составу,распределению власти,месту проживания и другие.




Занятие-5.Семья как социальный институт.

Семья как малая группа:сущность,понятия,основные характеристики(роли,отношения,факторы устойчивости).Функция семьи.

Классификация семьи по:составу,распределению власти,месту проживания и другие.

Семью можно рассматривать с разных позиций, но главным простым определяющим для нас является то, что сама семья выделилась как историческая определенная малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью Как малая социальная группа семья:

реализует естественные (витальные) потребности своих членов;

создает условия для непосредственных контактов;

не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений на вертикали;

социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

И она, по-видимому, всегда будет важнейшей первичной социальной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, которую не смогут заменить общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, "эмоционального тыла", поддержки, безусловного, безоценочного приятия.Семья также отвечает за социальное воспроизводство населения и за воссоздание определенного образа его жизни. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно взаимодействует с определенной социальной средой и от нее зависит. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни, но вместе с тем сама семья влияет на жизнь общества

Мы ознакомились лишь с некоторыми характеристиками семьи, но для социально-педагогической деятельности имеют место и другие важные аспекты данного понятия, которые будут описаны в дальнейшем.В наше время невозможно представить квалифицированную работу социального педагога без четкого разграничения семьи на определенные типы.

Типология семьи

В современной психолого-педагогической литературе встречаются различные типологии семей, но все они характеризуются следующими признаками:

по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная;

по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака; по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками, прочие семьи;

по структуре лидерства в семье: эгалитарная (демократическая) и традиционная (авторитарная);

по семейному быту, семейному укладу: семья - "отдушина", семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба и семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

по однородности социального состава в зависимости от нации, уровня образования, профессии и т.д.: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная);

по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах);

по типу потребительского поведения: семья с "физиологическим" типом потребления, семья с "интеллектуальным" типом потребления, семья с промежуточным типом потребления;

по особым условиям семейной жизни: студенческая, "дистантная", "внебрачная";

по характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутридомашний досуг);

по социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная;

по степени кооперации совместной деятельности: традиционная, коллективистская и индивидуалистическая;

по состоянию психического здоровья: здоровая семья, невротическая, виктимогенная.

Основные социальные функции семьи

Репродуктивная и генеративная функция заключается в рождении детей и продолжении человеческого рода, что является не только биологическим инстинктом, но и экономической необходимостью и духовной потребностью.

Функция первичной социализации детей и воспитательная.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Семья выступает как хозяйственно-бытовая общность, внутри которой происходит удовлетворение многообразных человеческих потребностей. В этом процессе формируются и внутрисемейные отношения, содержание которых в значительной мере определяется видом хозяйственной деятельности (сферой "домашних дел"). Сюда входят:

а) организация питания в семье;

б) приобретение и содержание домашнего имущества, одежды;

в) благоустройство жилища, создание уюта;

г) организация жизни и быта семьи;

д) создание и расходование бюджета семьи.

Рекреативная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что физические и психические силы, потраченные человеком в трудовом процессе, лучше всего могут быть восстановлены, воссозданы в семье. Кроме того, выражение "мой дом - моя крепость" убедительно подтверждает мысль, что здоровая семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от неприятностей окружающего мира.

Коммуникативная функция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно пожилым людям). На развитие интеллектуального общения в семье значительное влияние оказывает уровень образования супругов и необходимость постоянного самосовершенствования, в том числе в области музыки, культуры, искусства, литературы, педагогики, психологии, техники и т.п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных