Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Микро и макроэкономика. Различие подхода




Введение

Существует различие подхода между микро и макроэкономикой. Микроэкономика – раздел экономической теории, исследующий функционирование отдельных отраслей производства и поведение принимающих индивидуальные решения хозяйствующих единиц, типично фирм и домохозяйств.

Макроэкономика рассматривает экономику иначе. Она фокусируется на факторах, определяющих валовой национальный выпуск. Изучаются не доход домохозяйств, а национальный доход, не индивидуальные цены, а общий ценовой уровень. Анализируется не спрос на труд, например, в пищевой промышленности, а общая занятость в экономике.

Однако такое представление о различии микро и макроэкономики требует дополнения. Макроэкономический подход – это не просто уровень страны в отличие от уровня предприятия в микроэкономике. С позиции микроэкономики предприятие – это обособленный независимый субъект рынка. Все остальные для него есть окружающая среда, с которой он взаимодействует. Тот же подход в менеджменте, в маркетинге. В макроэкономике предприятие – это часть целого, существующее как элемент системы. Система как целое состоит из таких элементов, и они не отторгаются системой до тех пор, пока выполняют системные функции, т.е. работают для других элементов системы. Например, банки будут рентабельны, пока они выполняют свои функции, пока в них можно хранить сбережения, получать дешевый кредит.

Взаимосвязь элементов экономической системы заключается в развитом общественном разделении труда. Специализация работников, предприятий, общественных институтов, т.е. элементов разного уровня экономической системы, вынуждает их работать друг на друга, выполнять для других функцию. Если они их не выполняют, то отторгаются системой в лице других участников общественного разделения труда.

Возможны варианты включения поставщиков и получателей благ в общественное разделение труда. Его элементами могут стать как отдельные работники, так и их объединения, кооперации. Подключение агентов друг к другу должно быть свободным выбором сторон, т.е. поставщик работает на любого получателя, при единственном условии, что тот имеет средства для обмена. Тогда поставщик работает на все общество, и его функция является общественной, системной. На уровне фирмы ее можно назвать миссией. Миссия, понимаемая как системная функция, определяет затем ее стратегические цели. Когда же поставщик связан необходимостью поставки конкретному получателю, то он выполняет не общественную функцию, а локальную. Это значит, что агентом экономической системы выступает не он, а агент более высокого уровня, которым является кооперация локально связанных поставщиков и получателей.

Общественное разделение труда превращает экономику в систему, в которой отдельные агенты выступают не как самостоятельные единицы, обменивающиеся с окружающей средой, а как части системы общественного разделения труда, выполняющие в ней системные функции. «Интуитивно, а иногда и вполне осознанно успешно работающие предприниматели и торговцы воспринимали в качестве фундаментальной истины тот факт, что достижение удовлетворенности покупателей является единственным способом обеспечения долгосрочного успеха компании»[1].

И микро и макроэкономика рассматривают решения фирм и домохозяйств. Микроэкономика имеет дело с индивидуальными решениями, в то время как макроэкономика с агрегированными, суммарными решениями. Когда мы говорим о суммарном поведении, то имеем в виду поведение всех фирм или домохозяйств, взятых вместе. Мы говорим о суммарном потреблении, о суммарном инвестировании в экономике страны, мира.

Причины появления и развития макроэкономического подхода следующие:

• Великая депрессия.

• Определяющей стала книга Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованная в 1936 г.

• Классики считали, что производство товаров есть спрос на другие товары, производство определяет спрос Т1 – Т2, что очевидно при бартере. В формуле Т1 – Д – Т2 деньги для них играли роль чисто технического посредника, удешевляющего обмен. Более того на их взгляд производство (предложение товаров и услуг) рождает собственный спрос (если конечно все вырученные деньги от продажи тут же тратятся, а не выводятся в сбережения). Это так называемый закон Сэя.

• У Кейнса «экономика спроса». Когда производственные мощности недогружены, а рабочие без работы, спрос рождает предложение (в отличие от классиков, у которых наоборот). Заставить потребителей, бизнес, госудрство меньше сберегать, больше покупать, тратить деньги (Д – Т2), и кризис кончится.

Основные четыре темы исследований в макроэкономике следующие:

1) уровень цен (инфляция),

2) выпуск (экономический рост),

3) занятость и безработица,

4) отношения с остальным миром (глобализация, то, как страны влияют друг на друга).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных