Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные этапы формирования иноязычных фонетических навыков школьников




Для формирования и последующего совершенствования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения необходимо не только уметь правильно произносить соответствующие звуки, но и знать, как они взаимодействуют: как соединяются в словах, а затем как эти слова соединяются в предложении. В условиях естественной языковой среды это происходит одновременно и более качественно, чем в искусственно созданной. У маленьких детей процесс формирования навыков иностранного языка происходит гораздо быстрее. В условиях неязыковой среды, на уроке иностранного языка постановке произносительных навыков следует уделять значительное внимание.

В методике обучения иностранным языкам существуют имитативный и аналитико-имитативный способы ознакомления с новым фонетическим материалом.

При осуществлении имитативного способа – слуховое понимание и восприятие речи, ее имитация с последующим воспроизведением являются главными целями, а не упор на осознанное усвоение особенностей артикуляции. При аналитико-имитативном подходе же совмещаются различные способы создания новых звуковых образов: описание артикуляции и имитация. При выполнении правил-инструкций, которые дает учитель, ученики знакомятся с понятиями речевого аппарата, альвеолы, межзубный звук, аспирация и др.

В настоящее время в большинстве учебных заведений, при объяснении и тренировке принято использовать аналитико-имитативный метод.

Существуют два типа упражнений, направленных на формирование слухо-произносительных навыков, которые используются на начальном этапе обучения:

1. Упражнения на активное прослушивание и распознавание звуков и интонем (единиц интонации), которые направлены на развитие фонетического слуха и установление дифференциальных признаков изучаемых фонем и интонем. Эти упражнения выполняются на слух и с использованием графической опоры, а также вслед за учителем или с помощью магнитофона. Например:

- прослушивание ряда звуков/слов, поднять руку или сигнальную карточку, хлопнуть в ладоши, когда услышите звук;

- прослушивание предложений, поднять руку, когда услышите вопросительное или повествовательное предложение;

- прослушивание предложений, при этом отметить ударные слова или количество синтагм и т.д.

2. Упражнения на воспроизведение, которые направлены на активное проговаривание (имитацию) звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений вслед за образцом – учителем или диктором, могут выполняться хором и индивидуально. Упражнения могут происходить в игровой форме.

Очень эффективно произнесение сложных с фонетической точки зрения лексических единиц по слогам, начиная с последнего слова. Кроме того, что произнесенное с конца слово психологически перестает казаться сложным, достигается нужный интонационный эффект: при произнесении слова или фразы с конца к началу сохраняется правильный интонационный рисунок.

Также для формирования хороших произносительных навыков полезно использовать чтение стихотворений с использованием различных интонационных оттенков. Как показывает опыт, произносительный навык не может сохраниться без изменений, поэтому важно не только поддерживать сформированные навыки, но и продолжать их совершенствовать на среднем и старшем этапе обучения.

Что касается существующих в методике обучения иностранным языкам подходов к формированию фонетических навыков, то выделяют два основных подхода: артикуляторный и акустический. Широкое применение в различных учебных заведениях сегодня получил подход, построенный на грамотном сочетании обоих подходов, который называется дифференцированный. Рассмотрим подробнее каждый из них и определим их достоинства и недостатки.

Артикуляторный подход. Наиболее известными представителями данного подхода являются И.А. Грузинская и К.М. Колосов, О.А. Норк, А.Н. Рапанович.

Представители данного подхода опираются на следующие положения:

• Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс.

• Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.

• Для обеспечения правильности произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука.

• Формирование произносительных и слуховых навыков происходит раздельно.

Отсюда были определены и основные этапы работы со звуком.

1. Ориентировка.

Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы речи при произнесении звука.

2. Планирование.

Поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы речи в нужное положение.

3. Артикулирование или произнесение звука.

4. Фиксирование.

Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы речи в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение.

5. Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции. Изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях (при этом считается совсем необязательным знать значение произносимых слов).

Безусловной заслугой данного подхода можно считать создание системы фонетических упражнений с учетом возможной интерференции, а также то, что формированию фонетических навыков впервые стали уделять заслуженное внимание.

Акустический подход. В данном случае упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. В основе упражнений лежит повторение или имитация. Чистоте фонетического навыка не придается большого значения.

В условиях краткосрочных курсов обучения иностранному языку этот подход полностью оправдывает себя. За 1-2 месяца слушатель подобных курсов должен освоить разговорный язык, чтобы суметь выжить в стране изучаемого языка. Интенсивный метод отдает предпочтение формированию аудитивных навыков, именно поэтому столь высок процент аудирования на этих занятиях. Для общеобразовательной школы в чистом виде этот подход не годится, т.к. слишком велик процент ошибок.

Дифференцированный подход. Этот подход предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. Здесь, как и в акустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию, но не только аутентичной речи, но и специально адаптированной, дидактической речи учителя и дикторов, фонозаписей. Не исключается и возможность объяснения способов артикуляции звуков, однако в отличие от артикуляторного подхода это необязательно происходит с помощью специальных терминов. Предпочтение в данном случае отдается более доступным и понятным объяснениям. В данном подходе предлагается использовать не только акустические, но и графические образы. Формированию графемно-фонемных соответствий в рамках этого подхода уделяется большое внимание, также как и использованию транскрипции [25].

На среднем и старшем этапах обучения произношению необходимо не только поддерживать сформированные навыки в рабочем состоянии, но и дальше продолжать их развивать, совершенствовать. При отсутствии языковой среды происходит подавление иноязычных навыков фонетическими навыками родного языка, и они легко разрушаются. Произношение ухудшается в плане языковых норм языка, происходит деавтоматизация произносительных навыков. Необходимо отметить, что основной задачей на старшем этапе является сохранение и последующее развитие произносительных навыков. Поэтому важно правильно вписать работу над фонетической стороной иноязычной речи в общую работу над иностранным языком. Пути достижения для упрочения произносительных навыков на продвинутом этапе: выполнение фонетической зарядки; отработка фонетической стороны нового лексико-грамматического материала; работа над произношением при помощи чтения вслух [2]. Необходимо уделять должное внимание новым ритмико-интонационным моделям, аудированию не только учебных аудиозаписей с академической, слегка утрированной речью, но и живой аутентичной речи, различных акцентов, диалектов.

Контроль сформированности фонетических навыков следует осуществлять при выполнении речевых упражнений на аудирование иностранных текстов, говорение и чтение вслух. При оценке правильности произношения нужно уметь различать фонетические и фонологические ошибки. При совершении фонетических ошибок искажается качество звучания, но смысл высказывания не нарушается; фонологические же искажают содержание и нарушают смысл сказанного. Фонетические ошибки исправляются, но на оценку ответа не влияют, фонологические ошибки являются грубыми и поэтому дают основание для снижения положительной оценки за ответ.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных