Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды воздействия Интернета на психику подростка.




Интернет является принципиально новым средством телекоммуникаций, отличающихся удивительно большой скоростью обмена информацией. В связи с этим появляется кардинально новый уровень отношений человека и компьютера, человека и человека посредством компьютера.

Как это сказывается на психике человека? Может наблюдаться заметное повышение скорости и объема восприятия данных, открытие новых возможностей человеческого мозга, принципиально новое восприятие прежней информации. Возможно ли, что дети, много времени проводящие за компьютером, развиваются значительно быстрее сверстников? С точки зрения здравого смысла, у компьютерщиков более разумно и логически правильно выстроены мыслительные процессы. Это позволяет им яснее и точнее выражать мысли, самоорганизовываться. Но в то же время не теряется ли в них элемент гуманитарности, образности мышления?

С иной стороны, интернет пользователи имеют более высокий круг «общения», больший доступ к мировой информации, в том числе гуманитарного плана. И опять же появляется парадокс: в нынешнем современном мире далеко не вся информация погружена в Интернет, а пока лишь только малая ее часть. Не будет ли вся оставшаяся за пределами Интернета информация потеряна для тех, кто связан с сетью, хотя бы по причине нехватки времени?

Проблема взаимоотношений людей в Интернете посредством компьютера.

Одна из важнейших функций Интернета - это общение людей в онлайновом режиме. Интернет здесь выступает в качестве медиума в этом новом виде человеческого общения. Онлайновый режим коммуникаций имеет свои особенности: это не эпистолярный жанр, но и не реальный разговор. Это принципиально новый вид общения. Возможность вести диалог с удаленным собеседником в режиме реального времени позволяет осуществлять индивидуальную психотерапию. Общение в «виртуальном» пространстве характеризуется следующей спецификой. Обмен письменными посланиями, замещающий вербальную коммуникацию, - процесс медленный. У человека есть время подумать и придать своим мыслям и словам нужную ему форму. Множество полезной информации, отброшенной в процессе набора и редактирования текста, оказывается утраченной. Хотя есть мнение, что наоборот - обмен информацией становится более интенсивным в смысле отношения содержания текста к его объему. В связи с этим возникают новые проблемы, связанные с общением людей посредством Интернета [4, c. 23].

Одна из них, это кибер-террор или «троллинг». Проще говоря, это травля пользователя через все каналы сетевого общения: социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры. Проводить травлю могут как одноклассники, интернет-друзья и т.д., так и совершенно посторонние люди [34, с. 49].

«Троллинг» может принимать разные формы: оскорбления через личные сообщения, публикация и распространение конфиденциальной, провокационной информации о жертве. В интернете, как правило, ребенок находится один на один с потенциальным обидчиком, который к тому же уверен в своей анонимности и может действовать более нагло.

Детей и подростков, сильнее, чем в предыдущие годы, стали беспокоить агрессия и киберпреследования при общении в интернете, социальных сетях и блогах (кибербуллинг). В 2014 году почти каждое второе обращение на линию оказания психологической помощи «Дети онлайн» было по этой теме, что на 10% больше по сравнению с 2013 годом. Данная тема на протяжении всех пяти лет работы совместного проекта МГТС и «Фонда развития Интернет» является одной из основных [45].

По мнению эксперта «Лаборатории Касперского», борьба с кибер-травлей технически не так проста, поэтому и программный родительский контроль не столь эффективен. При этом дети не способны справиться с агрессорами в одиночку, но зачастую не обращаются за помощью к взрослым, будучи запуганными угрозами, либо просто из-за отсутствия доверия к близким людям. Поэтому самую важную роль в защите ребенка от кибер-террора играют отношения с родителями [46].

Старший научный сотрудник ESET, Дэвид Харли советует родителям пользоваться интернетом и, в частности, соцсетями вместе со своими детьми, начиная с дошкольного возраста. Это наиболее тактичный способ познакомить их с основами онлайн-безопасности [46].

Влияет ли Интернет на эмоциональное и духовное развитие человека?

Одна из первых и важных проблем - это замена социально-иерархических ориентиров ментальными. К чему это может привести? Во-первых, к созданию определенных субкультур, социальных групп людей, объединенных общими интересами (а подчас - и целями), поведенческими нормами (установленными для каждого конкретного случая в зависимости от уровня общения и прочих его факторов), а также наличием устойчивой структуры взаимодействия внутри данной группы. Еще один признак выделения социальных групп - общность статуса и ролевых предписаний - является отдельной темой разговора, т.к. в данном случае можно констатировать рождение нового общества со своими законами, нормами, правилами, обычаями, иерархией, целями и интересами. Эта новая реальность может быть в корне отлична от той, которая могла бы быть создана теми же людьми в «реальной реальности».

Человек может быть одной личностью в «новой реальности», может быть несколькими, может быть любого пола, возраста, вероисповедания и проч., если эти характеристики, конечно, уместны и употребимы в данной ситуации. «Я - реальный» и «я - виртуальный» - как взаимодействуют эти две категории? Проблема «масок», которые существуют и при отсутствии «виртуальности», а с ней приобретающие еще больший размах и значение.

Наверное, не имеет смысла изучать проблему «виртуальных» взаимоотношений независимо от реальной жизни, поскольку так или иначе, этим двум мирам приходится пересекаться, и, поскольку основная, реальная наша жизнь пока еще не погребена (или раскрепощена) компьютерами, следует все же привязывать «виртуальность» к реальности.

Таким образом, проблемы возникают при пересечении двух реальностей: компьютерной и реальной. Последствия могут оказаться положительными (совершенствование социально-иерархической структуры общества), и с тем же успехом деструктивными (разница между устройством компьютерного и реального миров может привести к стиранию рамок привычного адекватного поведения человека в реальности, к неопределенности реальных жизненных ориентиров). Что касается «расслоения» структуры личности конкретных индивидуумов, здесь также могут наблюдаться как конструктивные (эмоциональное, духовное совершенствование человека, самоизучение и самокопание), так и деструктивные показатели (деградация личности). Правомерный или неправомерный перенос сетевого опыта на реальность.

Что же возникает на пересечении «виртуального» и реального миров? Отношения людей, не имеющих понятия об Интернете, к людям, достаточно прогрессивным в этом плане. Проблема социальных конфликтов на этой почве может породить, интеллектуальный разрыв. Он может быть самым разнообразным: от легкого «прокручивания пальца у виска» до зависти и даже ненависти в особо крайних случаях. Непонимание может породить, безразличие и межличностные конфликты людей- «виртуалов» и «реалов».

С другой стороны, положительным следствием может явиться «подтягивание» «реалов» к более высокому уровню развития «виртуалов». Может быть противоположное влияние: «излечивание» от компьютерной заразы «виртуалов», возвращение в реальность. Смешение виртуального и реального миров. Взаимодействие реально знакомых людей через Интернет и реальное знакомство с «виртуалами». Перспективы подобных знакомств, виртуально-реальные браки. Разница в структуре построения отношений, иерархия, перенесение отношений реальной жизни в «виртуальность» и наоборот - чем это чревато, каковы последствия? Углубление отношений, переход на принципиально новый уровень общения. Превнесение разнообразия в реальность, ломка стереотипов привычного общения и, как следствие, перенесение феномена создания новых социальных групп в реальную жизнь. Разочарование в правдивости «новой реальности», осознание несоразмерности двух реальностей и выбор одной из них в качестве основной формы общения с миром, нежелание более смешивать два мира. Исчезновение азарта «нереального» общения, потеря доверия к живым людям, в отличие от «строчек на экране».

Можно ли заболеть «Интернет зависимостью»? Ведь Интернет – это не вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по информационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической» зависимости.

Вопрос о том, что работа в Интернете может стать источником болезни, и является наркоманией в буквальном смысле слова.

Многие считают, что «не очень ясно, правомерно ли вообще говорить об Интернет-зависимости. Web-серфинг, очевидно, является не столь разрушительным занятием, как употребление наркотиков. Непонятно также, где пролегает граница между невинным увлечением и болезненным пристрастием: куда, например, отнести любовь к музыке? Третьи утверждают, что сеть предоставляет возможность приятно провести время и не вызывает физиологической зависимости. Это «экологически чистый» помощник от стрессов.

Как правило, со стороны чью-то зависимость от Интернета увидеть несложно.

Одна школьница рассказывала: «Раньше я не понимала старшего брата, который, приходя, домой, бросал сумку и, включая компьютер, соединялся с Интернетом. У монитора он мог сидеть часами, как загипнотизированный. Потом, зарегистрировавшись и получив свое имя в сети, я повела себя так же. Порой не успеваешь поесть, сделать уроки, пообщаться с реальными друзьями, но уж в сети посидишь вволю. Утром, встав немного пораньше читаешь электронную почту, а вечером с братом споришь о том, кто из нас сегодня будет «чатиться» (от английского “chat” – болтовня, разговор)» [4, c.33].

Налицо, как видно, сужение круга интересов, уход «сетевого клиента» от реальной жизни. Но пока еще можно говорить лишь о степени заболевания подобных пользователей Интернета. Их болезнь, как правило, прогрессирует до определенного уровня, а затем протекает хронически. Университет в Hertfordshire провел исследование. Оно основывалось на опросе 445 пользователей в Великобритании, и его результаты были предоставлены Британскому психологическому обществу. «Фанатами», т.е. зависимыми себя считают 46% пользователей. Эти люди постоянно находятся в Интернете и считают это замечательным. Большинству из тех, кто считает себя зависимым, около 30 лет. Как видно, на сетевую иглу «садятся» далеко не только подростки и студенты. Отличается, что быстрее и чаще привыканию подвержены гуманитарии, притом с высшим образованием. У многих из них само понятие зависимости от сети вызывает активную неприязнь, хотя они и подмечают сильную склонность к виртуальному общению.

Исследование, проведенное Кимберли Ян психологом из Питтсбургского университета в Бредфорде, вызвало новую волну дискуссий по вопросу наркотического пристрастия к Интернету [48].

Исследования Ян опирается на результаты ответов 196 человек на составленный ею тест. Около 25% респондентов отметили, что попали на крючок в течение первых шести месяцев активной работы в Сети, еще 58% приобрели зависимость в течение года. При этом 52% опрошенных одновременно проходили курс терапии, связанный с другими пристрастиями (алкоголизм, наркомания, азартные игры), а 54% испытывали депрессию. Поскольку на вопросник Кимберли Ян отвечали люди, заведомо испытывающие определенные проблемы (плюс незначительное число любопытных), выборка, очевидно, не представительна для всей Интернет-популяции. Критике специалистов подвергся и сам набор вопросов психолога. Основываясь на результатах опроса, а так же используя статистические данные по распространенности алкоголизма, Ян пришла к выводу о том, что 5-10% людей, активно использующих Интернет в своей практике, испытывают определенные проблемы. Исследовательница полагает, что наибольший урон карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного онлайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. По результатам исследования психолог приводит методику для преодоления пристрастия [48].

У современного человека множество возможности приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, а только лишь психологическую. Это может послужить аргументом в ее защиту: сеть – «экологически чистый» помощник от стрессов.

Следствием «Ухода человека в идеальный мир» может стать полный «уход человека в идеальный мир» как выбор единственно правильной, понятной и доступной формы общения с другими людьми.

Аддиктивное стремление к «новой реальности», ощущение острой необходимости быть в ней постоянно может вызываться многими причинами. Недостаток живого человеческого общения.

Недостаток квалифицированного общения. Сексуальная неудовлетворенность. Разочарование в реальном мире (предпочтение правил, норм, предписаний «новой реальности», а не реального мира). Невостребованность собственных ресурсов, возможностей в реальной жизни. Проблема свободного времени. Какие симптомы Интернет-зависимости могут появится у потенциальных аддиктов?

Чрезмерное времяпровождение в онлайновом режиме, зависимость настроения и жизненных сил от нахождения в Интернете, сильная привязанность к «виртуальным» знакомым, возникновение совершенно новых условных рефлексов у человека воздействие, Интернета через рефлекторные функции организма на нервную систему (что это - забавное замечание или первые симптомы аддикции и проблемы девиантной привязанности?) Каковы могут быть последствия подобной аддикции? Разрушение реальной личности, психические заболевания, а может быть, наоборот - это новая ступень развития интеллекта? [42, c.67]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных