Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы получения информации




Любое журналистское произведение основывается на информации, т. е. на сведениях о реально происходивших процессах и явлениях. Отсутствие информации при формировании суждения может привести к негативным результатам, вплоть противоположной ожидаемой реакции. Поэтому поиск, структурирование и правильная оценка информации является ключевым этапом построения любого журналистского и PR- материала. Как избыточность информации, так и ее недостаток должны быть устранены.

В современном мире нет такого понятия, как нехватка информации. Буквально 50 лет назад для создания репортажа требовался особый пропуск в городскую библиотеку, нужно было состоять в различных комитетах, или же когда информация появлялась в свободном доступе, она уже являлась неактуальной. Как пишет М. Н. Ким, «в основе любого журналистского произведения лежат факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура»[18]. Поэтому столь важным является сбор фактического материала. Однако не любой факт может стать там самым «кирпичиком», он должен соответствовать ряду определённых условий: представлять общественный интерес, обладать информационной ценностью (быть новостью), быть достоверным, оперативным и полным. Жизнь – это море фактов, разных по объёму, актуальности, характеру, большинство из которых взаимодействуют с другими. Здесь встаёт вопрос об одном из моментов работы над журналистской информацией – о творческом поиске фактов, поиске информации.

Журналистское расследование базируется на идее, упорстве, определённых действий журналиста. Оно необычайно важно и значимо для социума. Источниками информации для расследования могут быть люди, документы, данные и личное наблюдение. Во многих случаях на поверхность всплывают материалы, которые власти предпочли бы не раскрывать. Но иногда в материалах содержится информация, полученная непосредственно от представителей властей. Журналистские расследования могут, например, информировать общественность о том, что конкретное учреждение не выполняет своих функций по обслуживанию граждан, не указывая на конкретных виновников.

Журналистское расследование, без сомнения, самый трудоемкий жанр в журналистике. Его невозможно сделать за день, редкий случай, когда полноценное расследование удается «провернуть» за неделю. При этом необходимо обращать внимание на каждое значимое событие, информация о которых поступает в редакцию самотеком – через собственных корреспондентов или информационные агентства. Такими событиями могут быть природные катаклизмы, гибель подводной лодки, убийство или арест значимой фигуры, кадровые перемены в органах власти. Сюда же можно отнести, например, собрания акционеров, конфликты, возникшие на предприятиях между руководством и коллективом или между собственниками, либо арбитражные процессы, где крупные бизнес-структуры судятся между собой или с властями.

Д. Рэндалл в книге «Универсальный журналист» отметил три основных особенности профессиональной деятельности журналиста-расследователя[19]. Во-первых: «Это – исследование, проводимое репортерами, которые зачастую работают с самым что ни на есть «сырым» материалом. Это может быть либо проведение множества интервью, либо подбор и сопоставление фактов и цифр». Во-вторых: «Выбранная тема положительно связана с сомнительными делами или с халатностью, но доказательств этому нет, их нужно собирать. В-третьих: «Получение информации – вот цель журналистского расследования. Оно игнорирует скрытность чиновников и отказ давать информацию».

Когда журналист разрабатывает идею будущего произведения, он должен выбрать объект изучения. Им могут стать и конкретная повседневная ситуация, и проблема, которая требует детального рассмотрения, и те или иные общественные явления, и деятельность людей и т.д. Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических данных. Для того, чтобы данный этап работы принес осязаемые результаты, журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первичной информации, так как именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения. Для этого у журналиста есть большой выбор методов для сбора первичных данных. На этапе реализации замысла журналист анализирует добытую им информацию, осмысляя ее. Здесь требуется умение грамотно использовать общенаучные методы анализа и интерпретации данных.

Говоря о факторах, определяющих формирование методов деятельности журналиста в творческом акте, Г. В. Лазутина выделяет следующие:

1. стадиальность творческого процесса;

2. комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;

3. характер источников информации (более широко – структура информационной среды);

4. законы познания, законы восприятия и переработки информации;

5. законы общения[20].

После того, как журналист определил тему своего исследования, он должен выбрать один из методов ее реализации.

1. Личные наблюдения репортера

Основанием для проведения журналистского расследования могут послужить личные наблюдения репортера, письма читателей в редакцию, документы, которые были неучтенные судебным разбирательством или свидетельства очевидцев, слухи и т.п. Закрытость и отсутствие достаточно полной информации о ходе судебного разбирательства, протесты общественности на этот счет также становятся сигналом к началу журналистского расследования. Если проблема представляется актуальной, вызывает читательский интерес и требует изучения в связи с далекоидущими социальными последствиями конфликта, журналист принимается за расследование.

Журналистское расследование начинается со сбора фактов, и это обстоятельство роднит его с научным исследованием. Факт может быть первичным, например, официальный документ или оценочным, к примеру, интервью свидетеля или участника события. Как тот, так и другой факты требуют проверки, поскольку подлинность документа должна быть доказана, а интервью зачастую крайне субъективно и не всегда достоверно. Перепроверка фактов позволяют журналисту, а следовательно, и читателю, разобраться в их истинности.

Права журналистов на получение информации закреплены Законом РФ «О средствах массовой информации»[21]. В нем, в частности, определяются порядок и способы получения репортером достоверных сведений (статья 38): «Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах». Законом регулируются возможности отказа и отсрочки в предоставлении информации: «Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую тайну» (статья 40).

В процессе сбора фактов журналист становится обладателем информации, полученной конфиденциальным путем. Использование такого рода фактов регулируется Законом (статья 41): «Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не в праве называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом».

Сегодня у нас в стране существует достаточно развёрнутая система информирования журналистов о происходящих событиях. К основным его формам Г. В. Лазутина относит следующие:

1. Брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идёт ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;

2. Презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности;

3. Пресс-конференции – встречи государственных или общественных деятелей, представителей науки, культуры и т.д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;

4. Пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;

5. Специальные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности, создаваемые корпоративными информационными агентствами;

6. Экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб. Пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.

Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. По существу, данные организации не производят информацию, однако они способствуют взаимному обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере. «Примером может служить ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией внешней политики России возросло в геометрической прогрессии», – так пишет С. Г. Корконосенко в книге: «Основы журналистики»[22].

Также А. А. Тертычный этот метод информации разделяет на еще несколько групп. По временному признаку (количеству затраченного времени) наблюдения подразделяются на кратковременные и длительные. Кратковременные используются при подготовке оперативных публикаций. В случае же, когда надо изучить предмет подробно, основательно, что чаще всего и требуется в журналистских расследованиях, применяется длительное наблюдение[23].

Демонстрацией кратковременного наблюдения можно считать уже приведенный пример из публикации И. Домникова[24], поскольку он, журналист московской газеты, прилетевший в командировку, не мог в течение многих дней или недель, лет наблюдать за изменениями, произошедшими в облике города после смены главы администрации.

По основанию заявленности или незаявленности журналистом своей роли наблюдающего за определенными феноменами наблюдения подразделяются на открытые и скрытые. При открытом журналист вполне осознанно афиширует роль наблюдающего. Во втором случае тот факт, что он ведет, например, за кем-то наблюдение, журналист скрывает от других людей (и прежде всего от лиц, привлекших его внимание).

Особенность открытого наблюдения заключается в том, что журналист, начиная на месте выполнение задания, раскрывает окружающим свою личность, цель, редакционное задание и способы его выполнения, а также потенциально необходимую помощь. Из этого следует, что люди, с которыми он будет общаться, знают, что среди них находится журналист, собирающий материал для публикации, и даже могут представить себе, как в данном выступлении будет характеризоваться определенное явление. Классический пример такого рода – наблюдение, легшее в основу «Ледовой книги»[25] известного эстонского публициста семидесятых годов прошлого столетия Ю. Смуула, который совершил плавание на ледоколе по Северному морскому пути в качестве члена команды[26].

Возможность использования для журналистского расследования такого рода информации в качестве отправной точки, в общем-то, зависит от способности журналиста увидеть интригу, скрытую за сухими строчками сообщения, например, о смене состава совета директоров крупной компании.

2. Документ

Понятие «документа»[27] употребляется сегодня в двух смыслах. Причём один из них более объёмен: документ – это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве», а другой – более узок: «документ[28] – это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт».

Говоря о значении документа как информационного источника в журналистике, часто останавливают своё внимание лишь на узком смысле. Между тем, как пишет Г. В. Лазутина, «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага» – лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности»[29].

Информация, которую журналист может извлечь из документальных «информационных кладовых», носит абсолютно разный характер: от законов и решений высших органов власти, от фундаментальных положений известных научных трудов до характеристик и описания мест, людей, событий.

Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска. Сейчас, во время «информационного взрыва», этот вопрос особенно актуален. Работа с документами требует высокого уровня документоведческой, библиографической грамотности, широкого представление о типах и видах документов, бытующих в обществе. В журналистике принята следующая классификация документов.

По типу деятельности:

1. Государственно-административные;

2. Производственно-административные;

3. Общественно-политические;

4. Научные;

5. Нормативно-технические;

6. Справочно-информационные;

7. Художественные.

Вторая классификация менее обширная, нежели первая, основана на группировке по сферам их обращения:

1. Производственные;

2. Общественных организаций;

3. Бытовые.

Под производственными документами имеется в виду совокупность текстов (в том числе личных: заявления, докладные и объяснительные записки, просьбы), которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах» [30]. Такие документы всегда подлежат регистрации. Однако не существует ни нормативного акта, ни ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Поэтому представители прессы нередко с отказами официальных лиц. Приходиться искать обходные пути, убеждать людей, имеющих отношение к этим документам, помочь журналисту.

Равнозначная ситуация и с документами общественных организаций – текстами, обеспечивающими информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Во многих случаях представители пресс-службы, после запроса журналистом подобных сведений, просят обойтись данными, предоставленными ими. Это приводит к тому, что журналист в своем стремлении выполнить профессиональный долг может переступить черту, совершая попытки достать необходимые документы не вполне законным путём.

Если же журналисту необходимы бытовые документы, комплекс официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту, розыск – самое трудное. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека (т.е. предъявить или нет документ, определяет только воля его владельца). Обращение к документам такого рода, будь это письма, дневники, обязательства или расписки, требует от журналиста ясного понимания того, что право на получение и использование сведений из них ему даёт только добровольное согласие их обладателей.

Деление документов, применяющееся в журналистике:

1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).

2. По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).

3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).

4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).

5. По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста – допустим, справка деятельности учреждений).

В книге Т. Засориной и Н. Федосовой «Профессия – журналист» говорится о том, что «в зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут быть общие методы (понимание, осмысление, сопоставление) или специальные (источниковедческие, психологические, социологические, криминалистические)»[31]. Процесс освоения журналистом документа состоит из трёх этапов: извлечение данных, их интерпретация и фиксация.

Чтобы различать документально подтверждённые сведения, Е. Прохоров в своей книге «Введение в теорию журналистики» разработал следующие типы:

1. Различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);

2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;

3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;

4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался[32].

Не менее полезным является также проверка источника путём сравнения его с другими сведениями, а при ситуации, когда документ становится базой для серьёзных выводов и обобщений, журналисту необходима консультация специалиста, способного выступить в качестве эксперта в той или иной области.

3. Интервью

Конечно, чаще всего большую часть информации журналист получает в интервью – непосредственном общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Но существует большое отличие беседы как метода познавательной деятельности от простого общения, поскольку интервью – «это такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчётливо сознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия»[33].

Журналист должен быть чётко подготовлен к предстоящему интервью, должен знать, на какие сведения может рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это следующая информация: фактические данные, знания в той или оной области, мнение по тому или иному поводу, объяснения или комментарии того или иного события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы. При этом каждый вид может быть представлен весьма разнообразно. Например, факты могут быть даны как позитивные, так и негативные; они могут быть как из прошлого, так и из настоящего, как из собственной жизни интервьюируемого, так и из частной жизни другого лица. Само собой разумеется, что далеко не обо всех вещах интервьюируемый выражает готовность беседовать с журналистом. Это требует от журналиста определённых нюансов поведения, определенных тактических приёмов. Здесь для журналиста важным является знание психологии общения. Если же вопросы интервьюера нацелены на выяснение взглядов, суждений, отношения собеседника на определённые аспекты действительности, то это, по сути, раскрывает личность интервьюируемого. Чаще всего такая ситуация предстаёт перед нами в портретных интервью.

Ещё одно важнейшее качеству интервьюера – способность «сходиться с людьми». Ведь количество и качество полученной в процессе интервью информации зависит от того, насколько журналист смог «разговорить», раскрыть своего собеседника, расположить его к беседе.

М. Н. Ким выделяет следующие классификации интервью. «В зависимости от заданности содержания беседы интервью подразделяются на формализованные и неформализованные, первые предполагают чёткое информирование журналиста о факте, в то время как вторые более склоняются к получению обширных сведений о собеседнике. По степени интенсивности интервью делятся на короткие, средние и фокусированные, причём каждый из видов применяется в зависимости от целей, преследуемых журналистом» [34].

Каждый журналист обладает определённой тактикой ведения интервью. Комбинация разного рода вопросов, их чередование, последовательность, осознанный выбор тех средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее целесообразными, ритм разговора, специальные полемические приёмы, – всё это есть проявления продуманной тактики.
Интервью оказывается наиболее удачным с точки зрения информационной насыщенности, если журналист:

1. Основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);

2. Научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;

3. Владеет достаточным количеством приёмов, способных стимулировать общение.

В. Аграновский в своей книге «Ради единого слова» изложил ряд принципиальных положений по ведению интервью:

1. Истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а во-вторых, за мыслью (наши вопросы должны побуждать собеседника думать и говорить).

2. Чтобы беседа была плодотворной, собеседник как минимум должен быть в ней заинтересован. В самом деле, журналист может задавать вопросы и по обязанности, но получать на них ответы он может только при желании собеседника.

3. Сам журналист как личность должен быть интересен собеседнику[35].

В каждом источнике информации есть свои допустимые возможности и ограничения. Интервью же является наиболее субъективным источником информации, поскольку, например, разные люди, присутствовавшие при одном и том же событии, по-разному о нём рассказывают и часто даже расходятся во мнении. Но, возможно, в этом же заключается положительное свойство данного источника информации – возможность услышать иной взгляд на проблему, оценить ситуацию с другой точки зрения.

Каждому журналисту приходиться выступать в роли интервьюера, расспрашивать людей, вести беседы, без которых редко обходится подготовка материала.

4. Социологические способы получения информации
Среди всех видов фактов, с которыми приходиться иметь дело журналисту, особое место занимает аудиторная информация. Без регулярного получения и осмысления сведений о том, кто и как воспринимает ту или иную ситуацию, тот или иной факт, СМИ теряет всякие шансы на конкурентоспособность своей продукции на рынке. «Изучение аудитории – необходимая и важнейшая сторона профессиональной работы в СМИ. Профессиональной не только в смысле исполнения служебных обязанностей, но и с точки зрения квалифицированного, грамотного подхода к аудитории».[36]

По мнению Д. В. Туманова, «массовое анкетирование – это метод получения данных о состоянии общественного сознания общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью устного опроса многих лиц. Главная трудность для журналиста здесь заключается в формулировке вопросов, которые позволяли бы получить от опрашиваемых не отговорку, а ответ по существу»[37].

Анкетирование – это метод получения тех же самых данных с помощью заочного (письменного) опроса посредством закрытых или открытых вопросников. Закрытые вопросники предполагают выбор ответов на них из предлагаемых в анкете, а открытые дают возможность свободной формулировки ответа на вопрос. Грамотность составления вопросника – это первейшие условие надёжности полученных в результате сведений. В таком случае оправданным является обращение к социологу для консультации по этому поводу, особенно если предмет изучения сложный и требует от составителя анкеты высокой квалификации.

В последние годы социологи печати все чаще применяют телефонные опросы. Это уместно для исследования аудитории на небольшой территории – в городе, районе, и т.п. «Однако здесь от интервьюера требуется максимум такта и корректности, поскольку его ближайшей задачей становится завоевание доверия и поддержание внимания собеседника»[38]. У опросов и анкетирований очень большие возможности, свобода: в принципе, можно получить ответ на любой вопрос (конечно, если вопрос правильно задан). Однако это достаточно субъективный источник информации, поскольку у каждого человека существуют индивидуальные особенности восприятия, избирательность внимания и свойств памяти.

5. Эксперимент

К эксперименту журналисты прибегают значительно реже, поскольку этот метод требует больших затрат – временных, ресурсных, материальных, организационных.

«Эксперимент – это метод получения сведений об объекте через выявление реакции на экспериментальный фактор, в качестве которого выступает одна или несколько его изменяемых характеристик» – так считает Г. В. Лазутина[39]. Интуитивно журналисты давно нащупали возможность открывать для себя таким образом новое о людях и ситуациях, однако это были отдельные эпизоды в профессиональной практике. А вот во второй половине нашего века эксперимент стал использоваться интенсивно и – с ориентацией на социологические разработки. Первые научные описания эксперимента как метода журналистского познания появились не так давно, причём опять же с учетом социологических рекомендаций.

Суть журналистского эксперимента заключается в том, что журналист создает ситуацию, которая заставляет людей проявлять свои «законсервированные» до эксперимента качества. Эксперимент позволяет также обнаружить неочевидные процессы, закономерности в работе учреждений и предприятий.

Краткие выводы

В разновидности современного информационного репортажа главной целью является констатация факта. Для этого вида репортажа важны такие параметры, как эффект присутствия, событийность, выраженное «Я» автора. Обязательно должны быть обозначены пространственные и временные рамки. Для разновидности аналитического репортажа основной задачей стоит анализ факта, при сохранении основных жанровых черт информационного репортажа.

Для репортажа характерна особая техника: целью выступает не изображение какого-либо события или факта, а рассуждения и комментарии по поводу события. В аналитической разновидности репортажа используются самые разные элементы рассуждения: различные способы аргументации, композиционное решение репортажа часто усложняется, соединяя событие и строгое логическое рассуждение.

Как показывает анализ материалов современной российской прессы, жанр репортажа может изменяться в зависимости от типа издания.

Характеризуя трансформацию репортажа в целом, отметим, что изменению подвергается признак «эффект присутствия», который усложняется различными композиционными приемами, выполняющими функцию аргументации.

Жанровая структура современной периодической печати меняется. Репортаж, являясь отражением сугубо субъективного авторского видения, приобретает новые особенности. В отдельных типах изданий репортаж даже вытесняется из жанровой структуры более объективными жанрами. Конечно, нельзя сказать, что печатный репортаж полностью вытесняется другими информационными жанрами. Напротив, в журналистских печатных текстах, таблоидной и качественной прессы, преобладает информационная разновидность репортажа.

Благодаря исследованию теоретической литературы было выявлено, что для российской журналистики особенно важной была и остается проблема жанровой структуры. Это одно из актуальнейших направлений теории журналистики как науки. Извечными вопросами для теории жанров по-прежнему являются: что такое жанр? В чем его функции? Насколько он устойчив? Не обошла эта проблема и репортаж. И сегодня у учёных и журналистов нет единого мнения насчёт данного жанра. Во многом это объясняется его многогранностью. Точно можно сказать только то, что репортаж претерпевает изменения и подстраивается под современный медиарынок.

жанр репортаж творчество журнал соколов

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных