Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория государственного устройства




При подготовке вопроса следует изучить теоретические подходы к определению понятия «государственное устройство». Термин в литературе используется в двух смыслах: в широком – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройство всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов); в узком - для характеристики территориальной организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями)[148]. С.А. Авакьян понимает под государственным устройством внутреннюю структуру государства, его статус в целом, положение отдельных частей государства, их взаимоотношения и предлагает рассматривать государственное устройство как в статике (в плане конституционно-правового закрепления), так и в динамике (как практику государственного строительства)[149]. А.В. Малько определяет форму государственного устройства как элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей[150].

По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации). С точки зрения распределения власти в центре и на местах основными являются федеративная и унитарная. Унитарное государство – это простое, единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (области, города, районы и т.д.), не обладающих признаками государственного суверенитета. Его существование зависит от воли унитарного центра[151]. Иногда унитарное государство предоставляет своим территориям статус автономий, расширяя его права по сравнению с обычными административно-территориальными единицами. Как и субъекты федерации, автономии (области, республики) часто наделяются признаками государственности (не только административной, но и определённой политической самостоятельностью). Студентам нужно раскрыть статус автономий, привести примеры, рассмотреть причины их создания, а также определить фактический статус РСФСР и СССР.

В государственно-правовой науке федерация (от латинского foederatio - «объединение, союз») трактуется как форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью; «единое союзное государство, созданное на основе добровольного объединения государств и национальных образований»[152].

Затем необходимо изучить теоретические подходы к определению федерации (С.А. Авакьян, В.Е. Чиркин, М.В. Баглай, О.Г. Румянцев и др.), учитывая доминирующее мнение о том, что федерация строится на основе союза, соглашения или договора между заинтересованными государственными и подобными им образованиями[153].

В науке конституционного права федерации различают: по способу правового регулирования (договорные, конституционно-договорные и конституционные); исходя из соотношения статуса субъектов и их отношений с центром (симметричные и ассиметричные); по характеру взаимоотношений федерации с субъектами (централизованные и децентрализованные); по степени централизации (интеграционные и деволюционные); по способу распределения компетенции (дуалистические, кооперативного федерализма) и др. Студентам нужно определить особенности таких федераций и привести примеры.

Затем необходимо сравнить понятия «федерация» и «федерализм, выявив общее и частное, учитывая при этом, создатели общей теории федерализма усматривали в нем демократическую форму государственного устройства, обеспечивающего совместное решение вопросов жизнедеятельности образующих единое государство субъектов, поддержание мира между членами федерации, преодоление конфликтов между ними и центральной властью, гарантирующего права и свободы человека и гражданина. В соответствии с этой концепцией формировались названные понятия, научное значение которых с определенными различиями дается в работах отечественных и зарубежных ученых и словарях. В них федерализм рассматривается как одна из форм государства с утвержденной системой главных принципов организации и функционирования. Федерация - тип реальной государственной организации, соответствующей всем принципам федерализма и являющейся воплощением его философии. Иначе говоря, федерализм отражает теорию специфичной формы государственного устройства, а федерация - реальный институциональный механизм ее создания и функционирования[154]. Таким образом, если федерализм олицетворяет собой идеологию, принципы государственного устройства территории, то федерация выступает государственно-правовой формой этой идеологии. Иначе говоря, федерализм и федерация соотносятся как содержание и форма.

Студентам рекомендуется сделать сравнительный анализ признаков унитарных и федеративных государств и привести примеры, а также различных моделей федерализма («американский федерализм», «канадский федерализм», «российский федерализм») с характерными признаками и принципами.

2. Государственное устройство РФ: понятие, принципы, особенности

При подготовке вопроса следует исходить из того, что Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но и как одну из основ конституционного строя. Федерализм в России является, по мнению Е.И. Козловой, государственной организацией национальных отношений[155]. Аналогичную позицию высказывает и Д.Л. Златопольский: «главная цель создания РФ состояла в том, чтобы она стала государственным средством разрешения национального вопроса»[156].

Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных её демократической сущностью, которые являются исходными началами территориального устройства самой Федерации и её субъектов (ст. 5 Конституции): государственная целостность; равноправие и самоопределение народов; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между центром и субъектами федерации; равноправие субъектов. С.А. Авакьяна, к принципам относит принцип построения РФ на сочетании национально-территориального и территориального начал[157]. Принципы государственного устройства России взаимосвязаны, они способствуют успешному государственному строительству в нашей стране.

На основе классификации федераций рекомендуется определить Россию по способу правового регулирования; исходя из соотношения статуса субъектов; по характеру взаимоотношений между федерацией и субъектами; по степени централизации; по способу распределения компетенции и др.). Поскольку по этому вопросу нет единого мнения ученых, студенты должны высказать свою обоснованную позицию по этой проблеме.

3. Модель федеративного устройства России: история и современность

При изучении вопроса следует учесть, что в своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа: 1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936 гг.); 2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 гг.); 3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года. Российская Социалистическая Республика в 1918 г. была провозглашена федеративным государством, до этого была унитарным. Затем следует остановиться на некоторых аспектах данной проблемы:

1) РСФСР относительно недолго была самостоятельным государством: в 1922 г. РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская республика создали СССР. С этого времени и многие десятилетия РСФСР развивалось лишь как одна из союзных республик в составе Союза ССР, подпав под опеку не только государственных, но прежде всего партийных органов.

2) Роль СССР в развитие союзных республик (в том числе и РСФСР): вхождение России в состав другого государства, утеря ею суверенитета затормозили её развитие как реальной жизнеспособной федерации. Сложная, многоуровневая система организации власти в СССР отдавала крайне мало места для самостоятельности РСФСР[158].

3) Несмотря на наличие слова «федеративная» в названии, в тот период практически отсутствовали юридические признаки федерации, поскольку все они были перенесены на уровень Союза. Не было даже ясности, кто субъекты федерации и как разграничиваются полномочия между ними.

4) Постепенное приобретение РСФСР признаков федерации: а) избрание Совета народных депутатов РСФСР по территориальным и национально-территориальным округам; б) преобразование Верховного Совета РСФСР в постоянно действующий двухпалатный орган (1989 г.).

5) В 90-х гг. укрепляется положение России в составе СССР, после прекращения существования которого, она приобретает характер независимого государства (Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» (12.06.1990 г., О денонсации Договора об образовании СССР от 12.12.1991 г.).)

6) В 1992 г. в России сформировалась принципиально новая модель федеративного устройства: ее субъекты созданы как по национально-территориальному, так и территориальному принципу. 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который 10 апреля 1992 г. был включен в качестве составной части в Конституцию РФ, что явилось началом современного этапа развития федеративного устройства России.

Долгое время в РСФСР не было ясности – кто же субъекты РСФСР как федеративного государства: бесспорно, ими были автономные республики; субъектами РФ стали считать автономные единицы области (из пяти четыре преобразованы в республики: Адыгейская; Карачаево-Черкесская; Горно-Алтайская; Хакасская) и автономные округа. Затем возникла идея считать субъектами крупные территориальные единицы (края, области и города федерального значения). Таким образом, субъектами РФ были провозглашены: республики (государства); национально-территориальные (автономные) и территориальные образования.

Рассматривая вопрос о современной модели федерации в Рос­сии, следует принять во внимание то, что это конституционная федерация, поскольку первостепенную роль в ре­гулировании федеративных отношений играют Конституция РФ и федеральные законы.

 

4. Предметы ведения и полномочий: понятие, содержание

При изучении вопроса следует учесть, что любая федеративная система эффективна, когда её деятельность осуществляется в рамках Конституции, когда чётко разграничены сферы деятельности и компетенции центральных государственных органов и государственных органов субъектов Федерации. К способам распределения компетенции между федерацией и субъектами относятся: 1) закрепление определенного круга полномочий за федерацией и оставление всех остальных вопросов в ведении субъектов; 2) закрепление определенного круга полномочий за субъектами и оставление всех остальных вопросов в ведении федерации; 3) использование принципа, по которому федерация преимущественно осуществляет нормативно-правовое регулирование общественных отношений, а к ведению субъектов относится правоприменение; 4) закрепление вопросов исключительного ведения федерации, вопросов совместного ведения, с оставлением всех остальных вопросов в ведении субъектов[159]. Студентам нужно привести примеры государств, где используется тот или иной вариант разграничения, определив его достоинства и недостатки.

Конституция РФ указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий: собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11) и законодательный (ст. 76). Конституционная модель разграничения компетенции включает в себя сферу ведения РФ (ст. 71), сферу совместного ведения (ст. 72), сферу ведения субъектов, формирующуюся по остаточному принципу (ст. 73).

Разграничение компетенции включает разграничение предметов ведения и разграничение полномочий. Многие сложности в этом процессе возникают в связи с отсутствием единого понимания понятий «компетенция», «предметы ведения» и «полномочия». Рекомендуется проанализировать теоретические подходы к определению указанных понятий, при этом следует иметь ввиду, что. в самом общем виде: компетенция – это совокупность предметов ведения и полно­мочий; предметы ведения - круг вопросов (сферы государст­венной и общественной жизни внут­ри которых их органы осуществляют те или иные полномочия;полномочия - совокупность прав и обязанностей субъектов по конкретным предметам ведения. Для более полного понимания сути вопроса следует обратиться к работе Ю.А. Тихомирова «Теория компетенции»[160].

Затем нужно определить предметы ведения РФ, совместного ведения и собственного ведения субъектов РФ, исходя из того, предметы ведения РФ - это круг вопро­сов, которые Конституция относит к исключительному ведению России как федерального центра (ст. 71); предметы совместного ведения РФ и ее субъектов - это тот круг вопросов, которые решают феде­рация и субъекты (ст. 72); предметы собственного ведения субъектов РФ - это круг вопросов, которые субъекты решают самостоятельно (ст. 73). Далее необходимо подробно проанализировать указанные предметы ведения: 1) в сфере государственного строительства: 2) в сфере экономической, социальной и культурной политики: 3) в сфере внешних сношений, обороны и безопасности: 4) в сфере охраны общественного порядка, прав граждан и правосу­дия. Студентам необходимо самостоятельно определить предметы ведения по перечисленным сферам.

На семинаре необходимо подробно обсудить положения ст. 71, 72, 73 Конституции РФ. Учитывая, что Конституция РФ не содержит исключительного перечня предметов ведения субъектов РФ, студенты должны определить их, ссылаясь на положения законодательства.

Реко­мендуется обратить внимание на следующие правовые проблемы: 1) соотношение понятий «разграничение предметов ведения и пол­номочий между РФ и субъектами РФ» и «разграничение предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти РФ и субъектов РФ»; 2) законность закрепления в законодательстве субъектов РФ предметов исключительного ведения РФ, а также предметов совместного ведения РФ и ее субъектов; 3) централизация государственной власти и сокращение предме­тов исключительного ведения субъектов РФ; 4) определение круга предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных