Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экологическое образование и воспитание школьников при обучении географии




География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера». Это также единственный предмет, знакомящий учеников с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.Все это позволяет отнести географию к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. Успех в воспитании экологической культуры обеспечивается при условии, что школьники имеют ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности. Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. На уроках географии необходимо целенаправленно, планомерно, последовательно осуществлять экологическое образование и воспитание. «Урок- «клеточка» педагогического процесса. И от того, каким он будет, зависит будущее ребенка; его знания и умения, любовь и бережное отношение к матери, Родине, природе. Практически на каждом уроке желательно обращать внимание школьников либо на проблемы малой родины, либо - большой, при этом показывая их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины - России, а та в свою очередь - частью земного шара или мирового сообщества. В настоящее время задача учителя географии заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для учащегося, представляющий непосредственный, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня, те события, которыми живет вся страна, а не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Такой подход к обучению давно закрепился в зарубежной школе и получил название «реального» обучения. Географическая наука позволяет рассматривать экологические и глобальные проблемы человечества в режиме «хорошо - плохо»Большое значение в формировании экологической культуры учащихся играет кабинет. Учителям, заведующим кабинетами, рекомендуем стараться использовать все его возможности. В кабинете собираются творческие работы учащихся: поделки, рефераты, доклады, композиции, коллекции, выжигания, летние задания.Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа. Через кружки, клубы идёт углубление экологической культуры образования и воспитания школьников. Задача кружка, клуба - помочь детям увидеть и выбрать посильные экологические проблемы для самостоятельного решения.

23.. Педагогическая технология применения ЛОК (ЛОС) Технология опорных сигналов (логических опорных конспектов). В основе применения данной технологии лежит принцип опоры, который хорошо известен и давно применяется в практике обучения географии. Традиционно в качестве опоры используются яркие словесные описания, рисунок на доске, схемы, картографические пособия и многое другое. Системное использование ЛОС и ЛОК не только на отдельных уроках, но и при изучении отдельных разделов и целых курсов осуществляется в последние десятилетия.

ЛОС и ЛОК учат выделять главное и основное, устанавливать логические связи, помогают ученикам усваивать материал, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.Основная идея технологии заключается в применении опорных конспектов - наглядных схем, в которых представлены основные единицы информации и взаимосвязи между ними, а также символы, напоминающие о примерах и служащие конкретизации учебного материала.Использование ЛОК имеет большое значение в формировании географического мышления, для организации дифференцированного и индивидуального обучения, многократного повторения изучаемого материала, развития всех видов памяти школьников.Внедрение ЛОС и ЛОК в обучение требует систематичности в применении, так как предполагает создание определённой системы символов, нуждающихся в запоминании. Кроме того, И.В. Душина и Д.П. Финаров указывают на следующие особенности подготовки уроков с использованием ЛОС и ЛОК:- необходимо определить цели урока как планируемые результаты, которые будут достигнуты в конце урока и проверить их усвоение учащимися;- следует разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки;- нужно тщательно продумать взаимосвязь всех смысловых блоков по содержанию и создавать условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями;- общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.Безусловно, логические опорные конспекты не должны быть слишком объёмными, а при их создании целесообразно опираться на материал учебника, чтобы школьники могли соотнести содержание конспекта с текстом параграфа. Необходимо акцентировать внимание на главных идеях, понятиях, закономерностях и положениях.При включении определённых символов и знаков следует использовать обозначения, которые знакомы школьникам из повседневной жизни, карт, рабочих тетрадей, других учебных предметов. Например, вместо слов «температура» можно использовать знак - tєC, «время» - t', «минимальное» - min, «максимальное» - max. Если их ввести ещё в начальном курсе географии, то затем можно применять во время всех лет обучения.Обычно опорные конспекты школьники воспроизводят в тетрадях вслед за рисунком учителя на доске (с плаката, демонстрируемой плёнки кодоскопа, компьютерного слайда). Целесообразно использовать разные цвета, геометрические фигуры, толщину и форму линий, так как у большинства школьников хорошо развита зрительная память. В старших классах у этих приёмов меньшее значение - преобладает текст, стрелки, линии. Ряд методистов (А.В. Шатных) советует применять опорные конспекты одновременно с чтением лекций в системе лекционно-зачётного обучения. опорный конспект географияЛОК и ЛОС можно создавать не только с целью обучения, но и с целью проверки знаний, для чего на опорных конспектах информационное содержание заменяется знаками вопросов. В другом случае учитель просит воспроизвести содержание опорного конспекта на доске или листе бумаги.При самостоятельной работе опорные конспекты школьники могут создавать индивидуально или в группах, затем представлять результат своей работы для обсуждения или проверки знаний учащихся из других групп.

24. Межпредметные связи и пути осуществления в обучении географии Методика преподавания географии связана с множеством других дисциплин. Основную роль при разработке содержания школьной географии играет связь с географическими науками. Школьный учебный предмет - это педагогическая проекция науки на основе учёта возрастных особенностей школьников и их подготовки. В современной школе изучают физическую и экономическую географию.Внутрипредметные связи обеспечивают согласованность изучения разных курсов географии, обеспечивают преемственность в формировании ЗУН Они заключены в системе знаний геолого-геоморфологических, климатологических, гидрологических, и др.Межпредметные связи предполагают согласованное изучение разных учебных предметов. Они отражают процесс интеграции различных дисциплин, а также основываются на системе методов.Среди методов обучения особую роль играет картографический (в виде системы приёмов работы с картой), карта - один из главных источников информации, что отражает связь методики преподавания географии и картографии.Широко используется работа со статистическими материалами, что соответствует статистическому методу исследований.Полевые методы работы представлены в школе экскурсиями, наблюдениями и др.Наиболее тесными связями методика преподавания географии обладает с дидактикой. Она опирается на дидактику как на общую научную основу методики всех учебных предметов. В соответствии с дидактическими законами и принципами строится система методов обучения, форм обучения. В свою очередь, методика географии обогащает дидактику выявляя пути и особенности успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии.Безусловно, важна и закономерна связь методики преподавания географии с психологией. Она опирается на данные педагогической и возрастной психологии о психофизиологических особенностях учащихся разных возрастов. Знание психологических особенностей и закономерностей способствует выбору наиболее эффективных средств и методов обучения и воспитания. Данные используются при разработке мотивов учения, развития познавательного интереса, опыта творческой деятельности. (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина (о поэтапном формировании умственных действий), Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский (о стимулировании умственного развития), В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин (о роли обобщений в усвоении теоретических знаний).Также укрепляются связи методики преподавания географии с логикой. Законы логики используются при построении системы понятий и умений в школьном курсе географии, при разработке системы средств обучения и т. д.

 

25.Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Функции экскурсий Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями; экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой; экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве; экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.

Виды экскурсий В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов. К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии учащихся по физике, химии, экономической географии, посещение учащихся промышленных предприятий (заводы и фабрики), в колхозы, совхозы, новостройки и т. д. производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся. Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии. Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк. К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов. Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края. Пятый вид - комплексные экскурсии,

Методика проведения экскурсий
1учитель напомин учащимся о цели и зад э,дает объяснения2Общее знакомство с объектами эксурсии3Работа групп по своим задания. В последующем-смена объектовт4 подведение итогов работы

26. Анализ урока географии ДатаКлассКол-во учащихся в классеТема урока Показатели:

1. Дидактический анализ а) тема урока и ее соответствие программе;б) дидактическая цель урока, ее определённость;в) тип урока (овладение новыми знаниями; формирование и усвоение умений и навы­ ков; обобщение и систематизация знаний; повторение и закрепление ЗУН; контрольно- проверочный; комбинированный);г) основные структурные компоненты урока, его этапы;д) задачи каждого этапа урока и их решение в ходе урока;е) методы обучения, применение их на каждом этапе урока, их эффективность и раз­ нообразие;ж) средства обучения, применяемые на уроке, их уместность и технологичность;з) результаты урока, их соответствие поставленным целям (образовательной, воспита­ тельной и развивающей).

2. Содержательный анализ а) соответствие содержания урока учебной программе;б) оптимальность объема содержания урока;в) единицы содержания урока (представления или понятия), их системность и после­ довательность (индукция и дедукция);г) доступность содержания урока для учащихся;д) способы представления содержания урока, их адекватность;е) наглядность содержания, его связь с жизнью учащихся;ж) актуальность содержания урока в обучении и повседневной жизни учащихся;з) степень усвоения содержания урока учащимися, наличие обратной связи на уроке.

3. Психологический анализ а) педагогический стиль работы учителя (авторитарный, либерально- демократический, гуманный);б) общая психологическая атмосфера на уроке, интенсивность и темп урока (ком­ фортная, удовлетворительная, дискомфортная);в) использование приемов активизации познавательной активности учащихся;г) использование приемов релаксации;д) наличие интриги, коллизии, проблемы урока;е) возможности диалогического и полилогического общения на уроке;ж) учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся;з) педагогический такт, «вес», мобилизация и «пристройка» учителя;и) соответствие атмосферы урока его целям и задачам.

После открытого урока учитель проводит его самоанализ, в котором освещает пра­вильность выбора целей урока, типа урока, его структуры, содержание, формы, приемы и ме­тоды на каждом этапе урока, итоги урока и оценку результативности урока.

28Формирование представлений Географические представления относятся к географически знаниям и образуют чувственную основу. Географические представления – это чувственно-наглядный образ, который в данный момент не воспринимается. Если понятие отражает сущность предмета и явления, то представление их внешнее проявление. Так, например, после просмотра саван Африки летом у школьников остается представление о том, как выглядят саванны; после просмотра саван зимой остается представление соответствующее ее внешнему виду и лишь после анализа двух слайдов, после выявления существенных признаков, связей субэкваториального леса формируется понятие саванны.Представления не только чувственная основа понятий, они имеют и самостоятельное значение, как живые образы изучаемого мира. Лучшие условия доля формирования представлений – использование местного краеведческого материала. Многие объекты непосредственно на местности отсутствуют, не доступны наблюдениям, тогда представления формируются с помощью наглядных пособий: кинофильмов, фотографий, красочных картинок, объемных моделей.Специфическим источником образования географических представлений служит пространственное расположение объекта. Если ученики умеют читать условные знаки, то с каждым из них связан соответствующий образ (ровная зеленая окраска на карте соответствует правильному представлению о равнине или низменности).Географические представления могут быть образованны на основе устного рассказа учителя, чтения текста. Для этого нужно воображение и мышление (представление об армянском нагорье – на основе текста в учебнике: высота 1500-2000м, лавовое плато, обособленные хребты, жаркое сухое лето, растительность степи; на карте – географическое расположение армянского нагорья относительно горных хребтов горного Кавказа, граница Армении; картина, фотография «Армянское нагорье» – пересеченная безлесная равнина, котловина заполнена домами и садами, по краям безлесные невысокие горы). На основе всех этих представлений создается образ Армянского нагорья в сознании учащихся. Он связывается с отдельным местом на карте. Процессом восприятия руководит учитель.

30отдельные части урока 1. Начинается урок с установки, способствующей мотивации, организующей познавательную деятельность учащихся. На этом этапе урока уделяется внимание и подготовке рабочего места ученика (организационный момент). Установка на уроке может осуществляться вступительным рассказом учителя, например, о практической роли изучаемых знаний и их необходимости для овладения содержанием последующих тем курса и т. д.2. Почти на всех уроках географии планируется изучение нового материала, формирование новых знаний и умений. Проводится при помощи комплекса методов и средств обучения. Чаще всего на эту работу отводится большая часть урока. Изучение нового материала расширяет и углубляет знания учащихся, раскрывает сущность изучаемых явлений, показывает практическую значимость географических знаний и умений.Объяснение учителем теории показывает школьникам путь научного познания, раскрывает логику процесса познания.Изучение нового материала опирается на уже известное учащимся, т.е. при его изучении на уроке должны устанавливаться внутрипредметные и межпредметные связи.Изучение нового эффективно, если учитель соблюдает последовательность введения его отдельных частей, устанавливает между ними тесную связь. Новое, изучаемое на уроке, необходимо связывать и подтверж дать краеведческими сведениями.3. Важным элементом большинства уроков географии является проверка знаний и умений, а также актуализация опорных знаний, необходимых для успешного изучения нового на уроке. Должна осуществляться не столько с помощью репродуктивного метода, сколько с помощью самостоятельной познавательной деятельности.Проверке подлежит основной материал, через его воспроизведение и применение в сходных и новых учебных ситуациях. С целью проверки знаний и умений на уроке применяются различные формы проверки и виды заданий. Проводится тематическая и текущая проверка, а на уроках в конце четверти и года итоговая. По форме проверка знаний на уроках географии бывает индивидуальная, уплотнённая и фронтальная, устная и письменная и т. д.В ходе проверки традиционно на уроке географии требуют от ученика развернутого ответа с показом на карте, логичного по форме и доказательного по существу. Учитель оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся.4. Подведение итогов урока и закрепление знаний и умений — важный элемент большинства уроков географии. Различают поэтапное закрепление и итоговое, проводимое в конце урока, когда учитель подчёркивает, что учащиеся узнали нового, какими овладели новыми способами, как усовершенствовали старые (или учащиеся делают это сами).Закрепление выполняется с помощью заданий разного типа. Одни из них требуют воспроизведения, другие преследуют цель переноса усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, что основано на творческом мышлении школьников. Учитель должен использовать разноуровневые задания.Закрепление знаний происходит и при выполнении программных практических работ, формирующих географические умения.5. Постановка домашнего задания имеет место почти на каждом уроке. Может занимать разное место в структуре урока. Оно должно быть правильно подготовлено и объяснено. Если оно дается «под звонок», то эффективность его невелика; не все учащиеся его могут понять, а значит, и выполнить. Задание на дом можно давать в начале или в середине урока, в соответствии с логикой учебного материала. Но лучше ставить задание после проверки знаний, перед изучением нового материала или перед закреплением изученного на уроке. При постановке домашнего задания надо раскрыть его задачи и дать инструкцию как его выполнить, работая с различными источниками знанийз.6. При постановке домашних заданий осуществляется индивидуальный подход к учащимся. Например, среди заданий учебника одни рекомендуются выполнить хорошо успевающим учащимся, а другие — слабоуспевающим. Целесообразно давать задания, которые выполняются учащимися по желанию. Обычно они рассчитаны на тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к изучению географии.

31Формы внеклассной работы Особенность внеклассной работы проявляется и в формировании внутренней мотивационной установки учащихся направленной на удовлетворение повышенного интереса учащихся к географическим знаниям, к проблемам взаимоотношения природной среды и общества, к исследовательской деятельности в области географического краеведения. Внеклассная работа — это необходимая дополнительная работа к учебным занятиям. Она дает возможность более глубоко изучить отдельные вопросы по географии, сочетать изучение с занимательностью, отдыхом, трудовой и общественной деятельностью. Во внеклассной работе развиваются умения и навыки по научно-исследовательской работе.Формы внеклассной работы по географии различаются по дидактическим целям, по периодичности проведения, количеству занятых в них учащихся, по методики подготовки и проведения. Так в зависимости от дидактических целей различают формы внеклассной работы направленные на расширение кругозора и на углубление знаний учащихся по отдельным отраслям географии: факультативы, соответствующие секции географического кружка, исследовательские проекты и др. По периодичности проведения формы внеклассной работы объединяются в две классификационные группы: эпизодические и систематические. Эпизодическими формами внеклассной работы по предмету являются географические олимпиады, вечера, викторины, походы. экскурсии, предметные недели др. К систематическим формам относятся работа географического кружка, географических клубов, школьных географических научных обществ, работу факультативов Классификация форм внеклассной работы на эпизодические и систематические в определенной степени является условной, так как многие из эпизодических форм (викторины, конкурсы, олимпиады, вечера, и др.) проводятся в рамках систематических форм внеклассной работы по географии. По количеству учащихся занятых внеклассной работой различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы. Массовые формы работы предусматривают занятость в их проведении учащихся всех классов, в которых изучается курс школьной географии. Примером массовой формы внеклассной работы является проведение в школе географической недели. Групповые формы внеклассной работы объединяют наиболее заинтересованных и увлекающихся географией учащихся. К ним относятся географические кружки, клубы, объединения, школьные научные географические общества, факультативы, походы, экскурсии, географические викторины, олимпиады и др. Единичные формы работы, как правило, реализуются при проведении массовых форм внеклассной работы по географии. Это индивидуальные задания по подготовке рефератов, докладов, презентаций, заданий исследовательских проектов и др. [4] Географический кружок. На заседании географического кружка по определенным темам могут быть географические сообщения (краткие устные изложения небольших очерков, рассказов, описания самого разнообразного содержания по географии из литературных источников, газет, журналов). На одном заседании заслушивается и обсуждается не более трех сообщений. Могут быть на заседании и географические информации (от сообщений отличаются тем, что излагаются наиболее новые сведения по материалам печати, радио, телевидения), доклады и рефераты по самым разнообразным темам (реферат пишется по одному литературному источнику, доклад — по нескольким). На занятиях географического

32Объяснителньо-иллюстративный метод Предназначен для передачи учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности. С помощью этого метода закладывается основной запас знаний, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу школьников. Учитель передает знания, учащиеся усваивают их в готовом виде. Этот метод необходим при введении теоретических знаний, усвоение которых слабо обеспечено знанием фактов (например, сведения о циркуляции атмосферы, о движении литосферных плит, видах и формах урбанизации и т.д.). Этот метод - один из наиболее экономных способов передачи знаний: за небольшой отрезок времени можно передать большой объем знаний. Учебную информацию можно передавать и современными техническими средствами - с помощью компьютера, магнитофона, телепередач, видеофильмов. Однако деятельность учащихся протекает лишь на первом уровне, они усваивают и воспроизводят готовую информацию. Степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности очень мала. Тип познавательной деятельности характеризует уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении На этом основании выделяют пояснювальноилюстративний, репродуктивный, проблемного изложения, ч частично-поисковый, исследовательский методы Каждый из них может проявляться в словесной, наглядной и практической формах Система этих методов раскрывает динамику познавательной активности учащихся от восприятия готов их знаний, их запоминание, воспроизведение в творческой познавательной труда, которая обеспечивает самостоятельное овладение новыми знаниямиями.Объяснительно-иллюстративный метод - метод обучения, направленный на сообщение готовой информации различными средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой информации ее ученикам.Он имеет следующие характерные признаки:1) знания ученикам предлагают в \"готовом\" виде;2) учитель организует восприятие знаний различными способами;3) учащиеся воспринимают и осмысливают знания, фиксируют их в памяти;4) прочность усвоения знаний обеспечивается через их многократное повторениеИзложение учебного материала может осуществляться в процессе рассказа, упражнения, беседы с опорой на усвоение правила, практической работы на применение знаний, законов и др.При использовании этого метода доминируют такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память и репродуктивное мышление Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в современной школе том, щ что он обеспечивает системность знаний, последовательность изложения, экономит время Однако этот метод имеет некоторые недостатки, потому ограничивает учебную деятельность ученика процессами запоминания и

33 Самостоятельные и практическиеОдна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего школа. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении различных школьных предметов. Неотъемлемая часть обучения географии – это самостоятельные и практические работы. Они способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике, воспитывают такое качество, как трудолюбие. В ходе выполнения самостоятельных и практических работ школьники учатся работать с различными источниками географической информации. В Стандарте школьного географического образования зафиксирована рубрика «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения. Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. В современной методической науке сложились различные классификации практических работ. По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют обучающие, тренировочные и итоговые работы. Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий учащимися.Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условиях, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия. В зависимости от цели практической работы следует рассматривать и роль учителя. Если в процессе тренировочной работы учитель индивидуально занимается с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний, то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности. Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям.Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий. Зная определения теоретических понятий, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте. Для проведения практической работы не всегда необходим целый урок. Например, для обучающих и тренировочных работ бывает достаточно выделить от 5 до 7 минут, а на проведение итоговой работы – от 15 до 20 минут учебного времени. Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление развитие теоретических знаний в комплексе. Самостоятельная работа как, правило, носит творческий характер и выполняются на третьем уровне развития самостоятельной познавательной деятельности. Каждый отдельный блок географических знаний (климатических, геолого-морфологических, гидрологических) должен включать тренировочные, итоговые, практические и самостоятельные работы.Практические и самостоятельные работы должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга и усложняться от одного курса к другому. Не закрепленные в процессе практической деятельности знания остаются для учащихся мертвым грузом и быстро забываются. К выполнению итоговых практических работ, рассчитанных на применение новых знаний и умений, целесообразно приступать только после того, как учащиеся овладевают необходимыми приемами, последовательностью действий, работая с картой, диаграммой, статистической таблицей. Самостоятельные и практические работы позволяют решать следующие задачи: образовательные задачи (формирование системы географических знаний умений и навыков), воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда) Самостоятельные работы охватывают значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Они включают выполнение не только предусмотренных программой практических работ, но и работу с учебником, дополнительной литературой, с различными иллюстрациями, картографическими и статистическими материалами, подготовку докладов, выступлений и многое другое. Самостоятельные работы можно также классифицировать и по компонентам знаний, направленных на формирование общих понятий, единичных понятий, на знание географических фактов, географических закономерностей. По дидактическим целям выделяют самостоятельные работы с целью: воспроизведения опорных знаний и умений; закрепления изученного учебного материала; приобретения новых знаний и умений; повторение и обобщения знаний и умений; проверка знаний и умений; Самостоятельную работу можно классифицировать по источникам знаний: с картами, учебником, раздаточными наглядными пособиями (образцыполезных ископаемых, гербарии), цифровым материалом, дополнительной литературой. Одним из необходимых условий успешной методики проведения самостоятельных работ является постепенное усложнение заданий и усиление самостоятельности учащихся. Анализ передового педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем на уроке самостоятельная работа учащихся способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операции, развитию познавательных сил и способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приёмам самостоятельной работы. Самостоятельная работа на уроке ведёт к развитию всей системы саморегуляции

34Изучение географии в профильной школе К онцепция модернизации российского образования одним из приоритетных направлений называет переход к профильному обучению на старшей ступени общего образования. В связи с этим была разработана и утверждена Концепция профильного обучения, которая своей основной целью ставит индивидуализацию обучения в соответствии с наклонностями и способностями подростка, а также с возможностями муниципальных образовательных учреждений. Продуманная и грамотно построенная модель профильного обучения может дать ребенку возможность построения своей индивидуальной осознанной образовательной траектории. Пока же, по статистике, только 10% подростков, выбирая школу, класс, вуз, профессию, никогда потом не жалеют о своем выборе. Часть школьников, не особенно думая, делают выбор в пользу «модных» профессий (экономист, юрист, программист). Чаще же всего выбор происходит так: идут в 10-й класс с другом (подругой) или выбирают ту школу, что ближе к дому. Концепция профильного обучения предполагает изучение на старшей ступени общего образования учебных предметов трех типов:1. Базовые общеобразовательные предметы (50% учебного времени) — предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих предметов должен быть функционально полным, но минимальным. Предполагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-математического, технологического профилей, естествознания — для гуманитарного, филологического, социально-экономического профилей. География среди предметов первого типа может быть представлена обобщающим курсом «География мира» или «Общая география». 2. Профильные общеобразовательные предметы (30% учебного времени) — предметы повышенного уровня (фактически — углубленные курсы для старшей ступени), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, география, физика, биология — профильные курсы в естественнонаучном профиле. 3. Элективные курсы (20% учебного времени) — обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени. Элективные курсы могут выполнять три основные функции. Одни из них могут выступать в роли дополнения содержания профильного курса. Например, в естественно-математическом профиле предлагается в качестве профильного курс «Физическая география» (4 часа в неделю), элективным может быть курс «Основы геологии». Другая группа элективных курсов может развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Третья группа служит удовлетворению познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного профиля. Например, вполне естественна ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу «Экология города», а школьник из класса естественно-математического или технологического направления захочет расширить свои знания в области литературы или искусства.Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся. Предлагается модель из 5—6 курсов, из которых учащийся выбирает 3. Профильное обучение должно начинаться еще в основной школе (9-й класс). Основная задача предпрофильной подготовки в 9-м классе — сориентировать ребенка на определенный профиль в своей школе или другой, помочь ребенку самоопределиться (с помощью родителей и учителей).Предпрофильная подготовка включает курсы по выбору, которые реализуются за счет школьного компонента (70 часов). По продолжительности элективные курсы короткие (8—12 часов), возможно, что они будут «безотметочными». Курсы по выбору могут быть организованы в школе, где непосредственно учится девятиклассник, в соседней, в учреждениях дополнительного, а также начального и среднего профессионального образования (часть подростков будет ориентирована на дальнейшее обучение в таких учреждениях). 2/3 учебного времени, отведенного на предпрофильную подготовку учащихся 9-х классов, занимают курсы по выбору. По содержанию они должны быть интересными, занимательными. Элемент занимательности должен содержаться уже в названии того или иного курса. Остальное время, отводимое на предпрофильную подготовку, — это информация о карте образовательных учреждений муниципалитета и профильная ориентация. Работа проводится как с учащимися (беседы, экскурсии), так и с родителями (собрания).В настоящее время планируется проведение формирующего эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов в школах десяти субъектов Российской Федерации. Начало эксперимента — сентябрь 2003 г. В 2004—2006 гг. эти регионы проведут эксперимент по введению профильного обучения в 10—11-х классах.3—5 апреля 2003 г. был проведен семинар для регионов — участников формирующего эксперимента. Представители регионов получили пакет материалов для организации курсовпо выбору в 9-х классах. Например, для учащихся, ориентированных на социально-экономический профиль, учителям географии предложены курсы «Статистика знает все» (разработчик Н.Н. Петрова) и «Россия — особая страна» (разработчик А.С. Ермошкина). Эти курсы органично 35.Проблемное изложение (лекция, рассказ) Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений.Сила проблемного изложения в его прогностических качествах. По мере стройного изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг учителя в рассуждениях или строят его иначе, по – своему, проявляя тем самым творческое мышление. Учитель формулирует проблему исследования, поставленную учёными, излагает гипотезы, которые были выдвинуты исследователями, намечает способы их проверки [4]. При изучении темы «Климат Австралии» предлагаю следующее задание: «Сопоставьте средние температуры лета в субэкваториальном и тропическом климатических поясах». В ходе работы с картой атласа и определения средней температуры лета двухклиматических поясов перед учениками встаёт проблема. Ребята знают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше и наоборот. Но в ходе анализа карты ученики выясняют, что в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в субэкваториальном поясе. Возникает противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами. В дальнейшем большая роль принадлежит учителю, который должен так изложить материал, чтобы ученики усвоили логику движения к решению проблемы. «Летом в субэкваториальном поясе господствуют экваториальные воздушные массы, которые приносят большое количество влаги. В тропическом климатическом поясе круглый год господствуют тропические воздушные массы, которые по своим свойствам сухие. А так как большое количество тепла расходуется на испарение, то в экваториальном поясе, где летом повышенная влажность, средние температуры лета будут ниже, чем в тропическом поясе».

37. Методы исследования методической науки Метод – система принципов, правил, приемов и требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Метод включает в себя 3 аспекта:предметно-содержательный;операциональный;аксиологический.Существуют 4 группы методов:специальные, которые применяются только в рамках отдельных наук и основываются на специальных основах и теориях.,общенаучные, которые основываются на общеметодологических законах познания.,универсальные, которые основываются на общефилософских закономерностях понимания действительности (например, принцип диалектической противоречивости).,теоретические и практические методы.Теоретические методы исследования: Анализ = разложение на составные части. Различают: анализ литературных источников (как правило, ретроспективный) и анализ нормативных документов, таких как УП, образовательные стандарты, программы. В большинстве случаев анализ предшествует синтезу или обобщению.Моделирование используется для схематического изображения исследуемых систем. Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала и способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте. Можно смоделировать педагогическую систему, ситуацию общения, речевые образцы. Обобщение данных Практические методы исследования:Опросные методы (беседы, интервью, анкетирование) – эти методы часто используются для предварительных заключений при постановке гипотезы исследования.Наблюдение должно быть направленным и фиксированным.Тестирование используется, как правило, для диагностики уровня владения ИЯ (до, в течении и после изучения).Пробное обучение построено в основном на эрудиции и педагогической интуиции учителя. Проверяется первичная рабочая гипотеза исследователя.Опытное обучение основано на проведении массового обучения.ЭкспериментМетодический эксперимент – это организованная для решения методической задачи совместная деятельность испытуемых и исследователей, неотъемлемыми признаками которой являются:точная организованность во времени;наличие предварительно сформулированных гипотез;план и организованная структура;возможность изолированного учета методического воздействия исследуемого факта;измерение исходного и заключительного состояния знаний.Категории бывают первичными, вторичными и третичными.Структура эксперимента состоит из 3 блоков:до-экспериментальная дедуктивная экспер часть: на этом этапе формируется гипотеза, обосновывается структруа, методика эксперимента.экспериментально-теоретическая часть: решается вопрос о достоверности эксперимента, проведение эксперимента и описание его хода, изложение и анализ итоговых данных, интеграция процесса эксперимента, синтез результата и данных о процессе, решение проблемы.

формулирование теорий по теме исследования: обобщение теоретических выводов, определение их значения, изложение системы практических рекомендаций.

39предмет и проблемы модернизации обучении географииОсновные направления модернизации школьного географического образования. Совершенствование обучения с учётом требований современности: использование компьютерных средств обучения, телекоммуникационных средств глобального масштаба.Основные направления модернизации: гуманитарная направленность, личностно-ориентированное обучение, вариативность, преемственность и др.Основная задача и уникальность географии.УЭ№2 Структура и содержание предмета на I, II, III ступенях обучения (1-4 кл.,5-9 кл., 10-11кл.)III ступени профилирования по трём типам образовательных учреждений: гимназии, лицеи, школы.Уровни(А.В.С) преподавания географии в учебных заведениях разного типа.Перечень основных курсов и курсов по выбору в общеобразовательной школе, гимназии, лицее.УЭ№3 Требования к методической подготовке учителя.Роль учителя в решении главной цели образования- воспитание активной, творческой личности.Решение профессиональных задач с опорой на психолого-педагогические и методические знания, ориентирование на личность ребёнка, разрабатывать авторские программы, использовать краеведческий принцип обучения, решать задачи воспитательного характера, связывать обучение с жизнью, использовать современные средства обучения, заниматься самообразованием и др.Учитель должен знать цели школьной географии,современные требования к организации учебной познавательной деятельности, типологию методов обучения, уникальную роль карты, особенности современного урока и тенденции его развития, др..УЭ№4 Современный урок географии.Признаки современного и традиционного уроков. Изменения в постановке целей урока, отношения между учеником и учителем, логики построения учебного процесса, использование межпредметных связей.УЭ№5 Развитие глобального мышления учащихся.Формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, создания целостного представления о мире на основе широкого использования межпредметных связей, воспитание чувства причастности каждого к жизни человеческого сообщества, установления гармоничных отношений человека с природой, миром,с самим собой.Принципы глобального образования: ориентация на развитие личности ребёнка, активизация познавательной деятельности,поиск эффективных технологий, достоверность, интегративность, др..Характеристика урока глобальной ориентации: наличие целей глобального образования, реализация задач образования, соответствие принципам такого типа образования.

40. Частично – поисковый (эвристическая беседа). Беседа – диалог между учителем и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся.Черты:1. Целевая направленность беседы на решение новой для учащихся проблемы.2. Логическая взаимосвязь вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы.3. Проблемный характер большей части вопросов, включённых в беседу.4. Самостоятельность учащихся в поиске ответов на вопросы.5. Доказательное целостное решение проблемы, поставленной в начале беседы [1]. Изучая тему «Климат Австралии», прошу учеников проанализировать климатическую карту Австралии и определить количество осадков в пределах тропического пояса.* Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса? (нет).* В какой части этого пояса выпадает осадков больше? (в восточной части выпадает 2000 – 1000 мм в год, а в центральной и западной 250 – 500 мм в год). * В ходе изучения темы «Общие закономерности климата» мы изучали, что в пределах тропического климатического пояса преобладает область повышенного атмосферного давления. Поэтому над тропиками осадков выпадает мало. (возникает проблема).* Какие ещё климатообразующие факторы кроме географической широты будут влиять на выпадение осадков? (горные хребты, течения, постоянные и переменные ветры и т. д.).* Обратите внимание на карту, какой географический объект протягивается в восточной части Австралии с севера на юг? (горы).* Как горы повлияют на распределение осадков? (они будут задерживать движение влажных воздушных масс с Тихого океана, и большая часть осадков будет выпадать на восточныхсклонах гор, т. е. в восточной части тропического пояса). Задача этого метода - постепенно приобщить школьников к творческой деятельности. Применение частично-поискового метода учит школьников самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного познания. Учитель предлагает школьникам часть учебного материала освоить самостоятельно. Например, поставить вопрос к учебной картине, к материалу, изложенному учителем, провести сопоставление карт и сделать вывод, сравнить объекты и т.д. Предлагает высказать предположение на основе изученных фактов. Например, сформулировать определение понятия «вертикальная поясность» на основе изучения смены природных поясов в Андах на разной широте. В ответ на это задание ученик 7 класса одной из школ сформулировал такое определение: «Вертикальная поясность - это произведение высоты гор на географическую широту», проявив при этом свои математические способности.Задача учителя при применении частично-поискового метода - научить школьников самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у школьников знания и умения, полученные в предшествующих курсах, темах и по другим предметам. Чаще всего метод реализуется с помощью проблемных, творческих заданий, способ выполнения которых учащимся заранее не известен. Большую роль в этом методе играет эвристическая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов. Ее содержание и последовательность вопросов должны быть хорошо продуманы учителем, чтобы школьники могли самостоятельно решать часть предлагаемых им познавательных задач. Примером может служить беседа об изменении равнин под действием внешних и внутренних процессов, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на знания о процессах выветривания, работе текучих вод, ветра, моря, приобретенных в курсе природоведения (или естествознания) и при изучении предшествующей темы «Изменение гор».Эвристическую беседу можно строить по результатам выполнения практических работ по картам, таблицам, на основе предварительного знакомства с текстом учебника, просмотра учебного видеофильма и т.д.При всех своих достоинствах частично-поисковый метод не включает школьников в целостный процесс познания, так как отдельные этапы этого процесса в их сознании «разорваны». Большинство учащихся не понимают, не осознают связи между познавательными этапами. Таким образом, этот метод только

47Сравнительная характеристика традиционного и современного уроков Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –– формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования. Розница в формулировке целей убедительно представлена Л.М. Панчешниковой:Целью современного урока географии является воспитание у учащихся социальной активности, умения осмыслить события, принимать самостоятельные решения, анализировать, прогнозировать, способность и желание к непрерывному самообразованию.В реализации целей обучения ведущая роль принадлежит мотивации обучения, суть которой в том, чтобы учащиеся четко представляли себе для чего они изучают данную тему, почему эти знания необходимы лично для каждого из них. Успех реализации мотивации обучения несомненно в руках учителя, т.е. в его компетентности, уровня творческого педагогического мастерства.Второй показатель заключается в изменении роли и функции учителя на уроке. Если на традиционном уроке учитель –– передатчик информации, то на современном –– организатор учебной деятельности, помощник, консультант.Изменяются и отношения между учителем и учащимися: если на традиционном уроке преобладает авторитарный стиль общения, то на современном –– имеет место сотрудничество, которое выражается в выборе различных форм проведения урока, оценки результатов, а, возможно, передача некоторых функций учителя ученику.Логика построения процесса обучения на современном уроке заключается в ином распределении времени, т.е. основная обучающая часть урока приходится на самую её продуктивную часть –– начало урока. Возможно слияние отдельных этапов урока с целью научить применению знаний и умений в процессе решения учебных задач, осуществления проверки усвоения, осмысления запоминания нового.Современный урок может выходить за рамки расписания, если он носит межпредметный характер.В практике учителей географии школ г. Иркутска (ср. шк. № 80) проводятся межпредметные (интегрированные) уроки географии в рамках двух и более предметов (биология, история, английский язык, музыка).Урок может быть проведен и в музее, библиотеке, пришкольном участие, на экскурсии.Велика роль коллективной учебной деятельности учащихся, т.к. в процессе сотрудничества учащихся, т.к. в процессе сотрудничества у детей формируется чувство коллективизма, ответственности, коммуникабельность, возможности оценить себя в роли руководителя и подчиненного, что важно не только для школьного возраста, но и сослужит хорошую службу в жизни.

42Приемы активизации познавательной деятельности учащихся Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.1. Создание проблемных ситуацийЗдесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. 2. Технология опорных конспектовСхемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. 3. Дидактические игры: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.4. Творческие работыСила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.5. Использование на уроке дополнительной литературыВсякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе.6. Работа с картойКарта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

 

44. Средства обучения – материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусств созданные человеком используемые педагогами и учащимися в УВП в качестве инструмента их деятельности и для решения задач развития и воспитания личности. Это различные виды источников знаний, включающиеся в учебный процесс с целью. Функции средств обучения в географии:1. Наглядность: предполагает создание системы в работе с СО. Их использование должно осуществляться целенаправленно с учётом познавательных, иллюстративных и информативных возможностей.2. Источника знаний: а) Средства обучения используются для формирования теоретических или эмпирических знаний. б) при наблюдении объектов природы, их изображений, при знакомстве с их описанием у школьников возникают единичные представления. в) представление в памяти формируется при изучении конкретных явлений или макетов. г) представления воображения создаются без непосредственного восприятия. д) при анализе сущностных признаков, характерных для геогр. объектов, процессов, явлений; в основном, обобщённые представления.3. Управления операционной деятельностью. Проявляются в процессе формирования у школьников практических умений и навыков.4. Воспитания. Развитие мировоззрения школьников.5. Развития – интеллектуальные умения наблюдать, сравнивать, обобщать и на основе этого делать выводы.Классификация по Душиной и Понуровой:1. Вербально-информационные (учебники, пособия)2. Наглядные (карты, картосхемы, аэрофотоснимки, картины, разд. мат-л)3. Аудиовизуальные (диапозитивы, кинофильмы, передачи, программы)

45Формирование географических умений и на выковУмения - практические действия, сознательно выполняемые учащимися на основе имеющихся знаний и жизненного опыта.Навыки - практические действия, выполняемые автоматически. В географии преобладают умения, которые подразделяются на географические (специальные) и общеучебные.К физико-географическим умениям относятся: умение работать с источниками географической информации (карты, диаграммы), умение определять географическое положение объектов, обозначать и подписывать их на контурной карте, умение составлять типовые характеристики компонентов природы, умение наблюдать, фиксировать данные, объяснять изменения.В экономической географии: умение оценивать природные ресурсы для хозяйственного использования, умение анализировать статистические данные, составлять характеристики населения, основных отраслей хозяйства, городов, промышленных узлов, экономических районов. В современной школе роль этого компонента образования усилена. Наряду с географическими умениями формируются общеучебные умения и навыки. Особенности умения:умение неразрывно связана с сознанием;умение связано с применением источников географических знаний.Этапы формирования умений и навыков:показ значения умения, постановка целей овладения им, знакомство с источниками знаний, на основе которых умение применяетсяознакомление составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действийпоказ и объяснение учителем образца выполнения действийтренировочные упражнения для овладения умениемсамостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новых задач.Количество умений и навыков зависит от многочисленных причин:наличие оборудования, индивидуальная особенность учащихся,от учителя (учитель должен отразить процесс формирования умений и навыков в тематическом планировании).Программа - это основной государственный документ, по которому работает учитель в процессе обучения курсу географии.

46проектная деятельность Одним из эффективных способом социализации учащихся, активизации процесса самоопределения, актуализации целеполагания и планирования деятельности - является технология проектной деятельности.Методов проект не является принципиально новым в мировой педагогике В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Яаптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления [2].Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить учебный процесс. Одним из таких направлений является проектная технология.Проектная технология может обеспечить проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта - прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов [1].Это может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. При этом учитель решает:педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);практические задачи (реализация компетентностного подхода к результатам обучения);социальные задачи (удовлетворение какой-либо социальной потребности Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможно- сти; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельно- сть, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащими ся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Среди школьников особенно популярны проекты по историко-географической, экологической, краеведческой, комплексно-географической тематике. Ценность работы над проектом в том, что в процес- се выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.

 

 

48) Компонентысодержаниягеогр.школь.географии Знание-отражение внешнего мира. Делятся на:Теоретические: сущность предметов и явлений. К ним ним относятся общ.понятия, ПСС, геогр.закономерности, науч.гипотезы, науч.теории, науч.концепции Общ.понятия, ПСС, геогр.закономерности, науч.гипотезы, науч.теории, науч.концепции.Эмпирические: отражают внешние особенности объектов и явлений. Это единичные понятия, науч.факты, представления.Теоретич. Знания:Понятия: отражение в сознании общих и существенных признаков, свойств, связей и отноений предметов и явлений.общие понятия: охватывают целый класс однородных предметов и явлений, носящих одно и тоже наимеование. (река, озеро, экон.район и др.)Причинно следсвенн.связи(ПСС) – выражают причинные отношения между объектами, явлениями,процессами. Пример: зависимость между темп.воздуха и давлением; связь между истор.развитием страны и совр.чертами её хо-ва.Закономерности- выражают наиболее существенные, повторяющиеся и относительно устойчивые связи между геогр.объектами, явлениями и процессами. Пример: целостность,круговорот ыеществ,зональность.Теория – система идей и форма научного занния, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях дейсвительности. Прмер: теория физгео районированиянауч.концепция – особый спосов понимания и трактовки каких-либо явлений, основаная точка зрения. Пример: концепция урбанизации, эконом.геогр. положениянаучные. Гипотезы – предположение или проедрол.суждения о закономерности явлений. Прим: гипотеза о происхождении материков и океанов.Эмпир.знания: чувственно-наглядные образы предметов и явлений, в данный момент человеком непосредственно не воспринимаемых.пример: представления о горах, реках.Факты: науч.занния,достоверность которых доказана. Пример: велчина территоииЕдиничные понятия: понятия о конкретных геогр.объектах и регионах, имеющих собствеене геогр.название. Пример: Город Казань, гора Килиманджаро Умения и навыкиУмения: практи.действия,сознательно выполняемые учащимися на основе усвоенных знаний и жизн.опыта.навыки: учебные действия, приобретаемые в результате многократного выполения. Носят автоматиз.характер.например: навыки опред геогр.координат

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных