Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чередующиеся гласные в корне слова. Спишите, вставьте орфограммы, выделите корень и объясните написание.




Спишите, вставьте орфограммы, выделите корень и объясните написание.

Тв_рь, тв_рчество – тв_рить, сотв_рить, претв_рить, притв_риться, утв_рь.

З_рево, з_рька – з_ря, з_рница, оз_рять, з_ревать, з_рянка. Зап_рать – зап_реть, отп_рать – отп_реть, вып_рать – вып_реть.

2. Ь после шипящих в различных частях речи

Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите окончание в словах, объясните написание.

Плющ_, нож_, из-за туч_, много рощ_, проч_, настеж_, сплош_, удивляеш_, выжеч_, точ_-в-точ_, пригож_, хорош_, замуж_.

3. О-Е (Ё) после шипящих и Ц

Спишите, вставьте орфограмму, выделите соответствующую часть слова.

Трущ_ба, щ_точка, чащ_ба, бесш_вный, разоблач_нный, чуж_й, каблуч_к, парч_вый, ч_рт, реш_тка, смягч_нный, возвращ_нный, боч_нок, камыш_вый, суш_ный, груш_вый, подслащ_нный, утонч_нный, морж_вый, посвящ_нный.

4. Правописание Ъ и Ь

Спишите, вставьте пропущенную букву, подчеркните.

С_.язвить, об_.ятия, н_.юанс, б_ющийся, транс_европейский, из_ян, с_ѐжиться, с_язвить, п_еса.

5. Ы-И после Ц

Спишите, вставьте орфограмму.

Ц_ган, ц_пленок, ц_кать, ц_почка, ц_ц, ц_вилизация, ц_фра, ц_рк, ц_ркуль.

6. Приставки на З, С


Перепишите. Вставьте приставку и объясните ее написание.

Пока ра...горался бур...ян, Кирюха и Вася ходили за водой куда-то в балочку; они и...чезли в потемках, но все время слышно было, как они звякали ведрами и ра...говаривали. А ночь была темная, (з,с)ги не видать, хоть не гляди вовсе.

7. Приставки ПРЕ-, ПРИ- Вставьте приставку при- или пре- В пр_красном замке на горе

Жила-была приставка пр_- Особа пр_отважная, Важная-пр_важная,

Гордая-пр_гордая, Добрая-пр_добрая.

Еѐ считали очень мудрой

И называли все Пр_мудрой.

8. НЕ или НИ

Спишите, вставьте не - или ни -, подчеркните.

Жив буду, немцам, дай бог, голову свернем, чего я только для вас (н...) сделаю! В городе оставалось еще много детей и стариков, которых надо было вывезти на Большую землю во что (бы) то (н...) стало. Каких только ему басен про щуку (н...) наплели, а она рыба как рыба!

9. НН-Н в различных частях речи

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс, корень и окончание в слове.

По мечен_ой флажками трассе, неглажен_ое бельѐ, желан_ый гость,


прощѐн_ое воскресенье, лебедин

10. Употребление букв Е-Ё


ая шея.


Прочитайте, определите, какая буква должна стоять в слове. Спишите, подчеркните вставленную букву. Составьте с каждым словом словосочетание.

Жж_нки, ж_луди, да_т, огн_м, зар_й, Сер_жа, _жик, щ_тка, сер_жки, бел_сый, вруч_н, довед_нный, план_рка.

11. Употребление числительных

Просклоняйте словосочетания с числительными

1) 20 000 лье под водой

2) 4 прекрасных альбома

3) 87 известных журналистов

4) 51 знакомый студент

5) ¾ от бархатного рукава

12. Употребление иностранных слов и фамилий

Раскройте скобки, поставьте в нужную форму имена, фамилии, названия.

Сделавшись регентом после смерти императрицы Анны в силу еѐ завещания (в октябре 1740), (Бирон) искал популярности среди русского общества и стал добросовестно заниматься делами. Не любивший его французский посланник (Шетарди) пишет: «Он непрерывно занят тем,


что может его сделать угодным народу; последний много терпел от затруднений и медлительности, которыми отличалось ведение здешних дел; для того чтобы сократить срок делопроизводства, (Бирон) отправился третьего дня в сенат, оставался там по крайней мере четыре часа и будет туда являться отныне каждый четверг». И действительно, первые меры регента отличались, как отмечает и С. М. Соловьѐв, гуманностью. Александр Пушкин высказал по этому поводу такое замечание: «Он (Бирон) имел несчастие быть немцем; на него свалили весь ужас царствования Анны, которое было в духе его времени и в нравах народа».

13. Работа с текстом

Прочитайте внимательно текст. Составьте по нему аннотацию.

Напишите свое эссе на эту тему.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо третье

САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед


Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями:

«Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде- истине и правде-справедливости.

14. Омонимы

Дайте определение термину «омоним-омограф». Составьте словарь омонимов-омографов (не менее 10 эпитетов), определите их лексическое значение, запишите. Составьте с каждым словом предложение.

15. Фразеологизмы

Составьте словарик из 10 фразеологизмов, которые вы наиболее часто употребляете в своей речи. Напротив каждого фразеологизма напишите значение. С помощью словаря «Фразеологизмов русского языка» проверьте правильность их употребления.

16. Профессионализмы

Составьте словарик (не менее 5 слов) профессионализмов по вашей специальности с указанием правильного ударения и лексического значения (по словарю). Составьте с каждым словом предложение, прочитайте вслух. Запишите в тетрадь.

17. Заимствованные

Объясните с помощью словаря лексическое значение слов, запишите. С каждым словом составьте предложение:

инкогнито, спонсор, брокер, колосс, стагнация, брутальный, имидж, интернет, факс, урбанизация.

18. Уместность, логичность, точность, чистота речи

В каких случаях можно использовать словосочетание «как бы»? Можно ли заменить его другими словами, или не использовать совсем?

Какой смысловой оттенок несѐт «как бы»? Спишите, исправив предложения.

Познакомьтесь, пожалуйста – это, как бы, моя жена. Я, как бы сам готовился к семинару.

Вот это платье мне, как бы, идет.

Советский союз, как бы, выиграл эту войну.


Я, как бы, сдал уже этот предмет.

19. Паронимия

Выясните лексическое значение слов по словарю. Составьте предложения со словами-паронимами.

этический — этичный гарант — гарантия

20. Речевая избыточность

Выявите речевую избыточность. Исправьте предложения. Команда КВН нашего завода лидировала первой.

Мемориальный памятник был установлен в центре нашего города. Я лично считаю, что нужно научиться быть дисциплинированным.

21. Канцелярит

Найдите в любой периодической печати, художественной литературе, объявлениях и т.д. проявления канцелярита (не менее 5 предложений). Спишите, выделив канцелярит. Отредактируйте, предложив собственный вариант. Ответьте на вопрос письменно: почему канцелярит – это раковая опухоль на теле русского языка? Употребляете ли Вы канцеляризмы? См. приложение IX.

22. Научный стиль речи. Виды компрессии текста

Внимательно изучите раздел 5 методического пособия «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с. 67- 87 «Культура научной письменной речи». Отреферируйте любой раздел, текст из любого вузовского учебника (КСЕ, физика, математика, история, химия, геология, культурология, менеджмент и т.д.). Правильно оформите все части реферата. Определите основной и вторичный тексты, выделите главные мысли. Проверьте библиографический список, соответствует ли он ГОСу?

Ответьте устно на вопросы: каковы особенности научного стиля речи и где он применяется? Какие бывают виды компрессии текста? Чем реферат отличается от конспекта, какие части реферата и конспекта вы знаете? Чем один вид реферата отличается от другого? Какие части реферата вы использовали в своей работе? Будьте готовы ответить на эти вопросы на зачѐте.

23. Нормы произношения

Прочитайте вслух орфоэпический, лексический, морфологическийи синтаксический минимумы в приложении к методическому пособию

«Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с.99-107. Обратите внимание на слова, которые вы произносите неверно. Запомните правильное произношение. Будьте готовы показать своѐ мастерство на семинарском занятии.

24. Риторика

Упражнение позволяет улучшить качество устной речи (дикцию), отработать точность и правильность произношения, укрепить речевую память.


Выучите наизусть 10 скороговорок (приложение VIII). Научитесь правильно и четко их произносить сначала с открытым, а затем с закрытым ртом. Будьте готовы показать своѐ мастерство на семинарском занятии.

25. Риторика

Любое выступление, речь должны быть хорошо подготовлены. Современная риторика рассматривает следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы, определение цели речи, подбор материала, развертывание, завершение речи, овладение материалом.

Изучите раздел 6 «Культура публичной речи» из методического пособия

«Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с. 88- 98.

Ответьте на контрольные вопросы устно.

Прочитайте внимательно раздел «Чистое слово». Информация к размышлению (приложение IX). Выявите основную мысль, аргументы, сделайте вывод.

Составьте план собственной речи по теме: «Чистое слово вповседневной жизни». Отдельно выпишите опорные слова и фразы; при необходимости выпишите значения неизвестных вам слов, дополните текст собственными мыслями, выразительными словами, фразами. Произнесите вслух.

 

 

Вариант контрольной работы № 8






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных