Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетическая ценность итогов детс. художествен. Творчества. Детск. художественн. Творчество в контексте детской субкультуры




Дети могут выступать в качестве субъектов и объектов художественно-творческого процесса.

Образы детства в искусстве – воплощение в произведении всех тех феноменов и ценностей, которые связаны в сознании общества с периодом «невзрослости» (неопытность, наивность восприятия, образность и креативность мышления, спонтанность деятельности и др.). Они возникают в процессе художественного осмысления антитезы взрослый/невзрослый. В европейском искусстве можно выделить две группы образов детства:

традиционные

ребенок – объект внимания и заботы взрослого,

ребенок – модель взрослого

ребенок – символ базовых ценностей человечества

культурно-инновационные

ребенок – реципиент произведений искусства;

ребенок – интерпретатор произведений искусства;

ребенок – автономная самоценная развивающаяся личность;

ребенок – творец эстетических ценностей.

 

В трактовке образа ребенка – объекта внимания и заботы искусство делает акцент на деятельности взрослого Дети выполняют в произведениях этого типа служебную функцию, принимая направленную на них активность (чаще всего это образы матери с младенцем).

В художественной интерпретации образа ребенка – модели взрослого дитя предстает как человек, отличающийся меньшими физическими размерами и объемом знаний, умений, навыков. Воплощение в искусстве этого образа эволюционирует от моделирования размеров и физических черт старших младшими к моделированию психологических характеристик и стиля поведения.

Символические образы детства воплощают представление о высших духовных ценностях.

В образе ребенка-реципиента изобразительное искусство, литература, а позже кинематограф воплощают и подчеркивают существенные психологические отличия детского восприятия от поведения взрослых зрителей, читателей, слушателей.

Появление произведений, предназначенных для исполнения детьми, обусловило возникновение образа ребенка-интерпретатора: юного музыканта, актера, танцора.

Образ ребенка, понимаемого как автономная развивающаяся личность, начинает складываться в русле европейского романтизма и достигает расцвета в реалистическом искусстве ХХ в.

Принципиально новым явлением художественной педагогики и искусства ХХ в. стало осознание, что детское творчество интересно прежде всего своей «детскостью». Особую ценность приобретают характерные для детства эмоциональные краски и специфические средства выразительности. Образ ребенка-творца современная художественная культура не столько воссоздает, сколько включает в свой контекст. Юные поэты, художники, музыканты, актеры привлекают внимание публики всех возрастов: взрослый зритель обнаруживает, что даже неизбежная ограниченность художественно-творческих возможностей ребенка оборачивается неповторимыми в своей выразительности чертами.

Художественное образование и художественное творчество также становятся темами произведений искусства. Образы учеников и учителей в произведениях искусства служат отражением важнейших тенденций эволюции артпедагогики.

Открыв для себя эстетическую ценность детского творчества, общество столкнулось вопросом о целесообразности педагогического руководства художественным творчеством детей. Проблемы спонтанного детского творчества одной из первых начала изучать швейцарский педагог Мария Монтессори.

Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Наши исследования показывают: первоначально трехлетние дети только в 30-40 процентах случаев могут воплощать задуманное. Остальные в основном меняют замысел и, как правило называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое. Порой замысел меняется несколько раз. Лишь к концу года и то при условии, если занятия проводятся систематически (в 70-80 процентах случаев), замысел и воплощение у детей начинают совпадать. В чем причина? С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным. С другой - называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности. По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились. Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.

Известно, в своих рисунках, лепке, аппликациях дети отражают впечатления, полученные от окружающего мира. Значит, у них сложились разнообразные впечатления об этом мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшее условие творчества - развивать восприятие у детей (зрительное, осязательное, кинестезическое), формировать разнообразный сенсорный опыт.

Спонтанное художественное творчество как педагогическая проблема. Впервые эта проблема была осмыслена в статье Л.Н.Толстого «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» (1862). Однако осознать важность и практическую значимость проблемы общество в ту пору было не в состоянии. Лишь спустя полстолетия, в начале ХХ века, во многом благодаря работам Марии Монтессори, идея спонтанного детского творчества обретает горячих сторонников и пропагандистов. Спонтанное творчество детей начинает противопоставляться академическому «штудированию» профессиональных умений и навыков.

Увлечение спонтанным творчеством приводило нередко к полной потере традиций профессиональной «школы». Ныне педагоги стремятся найти разумный компромисс между приемами, стимулирующими творческую свободу и инициативу и методами обучения академическим умениям и навыкам художественно-творческой деятельности (с учетом сензитивных периодов для освоения указанных навыков)

Самобытное детское творчество ценится в современном обществе, в том числе и как хорошо «продаваемый» товар. Поэтому остро стоит проблема выявления подлинной индивидуальности маленького творца. А не навязывания ему эффектного, но чуждого образа.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных