Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Устав любительского коллектива, студии как средство воспитания высоких моральных этических норм жизни и творчества




 

22 билет

Содержание и направления процесса воспитания

Если подойти к воспитанию с позиции психического развития личности, то следует отметить, что на протяжении всего существования человечества остаются неизменными:

1) цели воспитания: становление человека через освоение телесно-душевно-духовной культуры;

2) формы воспитания и задачи в рамках этих форм: социализация и индивидуализация;

3) средства воспитания: через авторитет воспитывающего.

Каждый человек проходит через воспитывающее воздействие общества. Воспитание ведется по трем направлениям -- культурам: физической, социально-психологической и духовной. Вопрос о том, что должен освоить в этих культурах человек, решается каждый раз по-разному в зависимости от того, для жизни в какой социальной группе (сообществе) он готовится. Физическая культура -- система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом совершенствовании. В соответствии с современной концепцией целью физического воспитания является здоровье и здоровый образ жизни. Физическая культура не только формирует здоровый образ жизни, она развивает социально и профессионально значимые личностные черты, стремление к самореализации в различных сферах, способность к переключению и продуктивному отдыху. В учебном процессе средством физического воспитания служат еженедельные учебные занятия физической культурой, включающие гимнастику и другие виды спорта, туризм. К основным методам физического воспитания относятся физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример, соревнования. Социально-психологическая культура -- этот термин как синоним «культуры души» стал широко употребляться сравнительно недавно. Прежде его место занимала общественно-политическая идеология, еще раньше религия. Социально-психологическая культура включает в себя культуру интеллектуальную, коммуникативную, поведенческую, культуру личностных качеств. В результате такого воспитания формируется человек: знающий и разбирающийся в ценностях, интересах, особенностях мышления и поведения людей различных сообществ (социальных, политических, национальных, религиозных, экономических и т.д.);имеющий собственную социальную, политическую и другие позиции; владеющий правовыми нормами; обладающий социально значимыми личностными качествами. В современном обществе становятся востребованными: культура системного мышления, гибкого и креативного; культура организационного поведения и умение работать в команде; коммуникативная культура, оптимальный стиль поведения, толерантность; высокая профессиональная ответственность, умение представлять свои профессиональные и личностные, организаторские и лидерские качества; устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам; стремление к самообразованию и саморазвитию. Для гуманистической, демократической педагогики целью выступает сам человек и его всестороннее, гармоничное развитие. Поэтому конкретный воспитательный процесс необходимо строить на основе единства природных дарований человека, его личностных устремлений и требований развивающейся общественной жизни, в том числе производства, иными словами, использовать как факторы социализации личности, так и факторы ее индивидуализации. В воспитании человека как целостной, гармонически развитой личности приоритет неизменно остается за духовной культурой. Цель освоения духовной культуры -- овладение «завершенными творениями духа», общим духовным достоянием, к которому относятся:

1) мировоззрение (мифология, религия, философия);

2) нравы, тип взглядов и настроений, ценности, мораль;

3) традиционная форма воспитания и образования;

4) место и состояние познания и науки;

5) действующее право, язык, производство и техника;

6) задающие тон вкус, мода, направление искусства и художественного понимания.

Культура -- это система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей, охватывающая все стороны жизни человека, определяющая то, что называется духом нации, страны, ее отличительными особенностями. В свое время граф С.С. Уваров, министр народного образования, так сформулировал цель: «Учредить воспитание соответственно нашему порядку вещей и не чуждое европейскому духу». Воспитание как педагогический процесс представляет собой сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, стимулирующее активную деятельность последних по овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Подчеркнем, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника, в результате которого у детей формируется система определенных социально значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. По существу, воспитывать -- значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и у других свои роли, цели, взаимные отношения. Это трактовка понятия воспитания в узком, сугубо педагогическом смысле. Воспитание -- процесс долговременный и непрерывный, а его результаты носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Процесс воспитания раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделено несколько этапов педагогической деятельности -- системы действий по реализации процесса воспитания: диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);организация педагогического взаимодействия (реализация планов);проверка, оценка результатов. Воспитательный процесс не имеет жесткой регламентации, но строится в соответствии с определенными принципами. Все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его следует организовать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике. К основным принципам можно отнести следующие: связь воспитания с жизнью, социокультурной средой -- воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям; комплексность, целостность и единство всех компонентов воспитательного процесса -- организация многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса; педагогическое руководство и самостоятельная деятельность, активность школьников -- опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности; гуманизм, уважение к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему -- отношения педагогов и воспитанников предполагают взаимное доверие, взаимное уважение, авторитет учителя, сотрудничество, любовь, доброжелательность; опора на положительное в личности ребенка; воспитание в коллективе и через коллектив -- предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников -- учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников и в соответствии с ними выбирать средства и методы работы с конкретным воспитанником; единство действий и требований школы, семьи и общественности. Об эффективности воспитательного процесса судят в двух планах -- результативном и процессуальном. Первый означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который фиксируется в показателях наблюдаемых признаков поведения и сознания, определяемых методами диагностики. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно в деятельности педагога определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы, учтены психологические условия и многое другое. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных мероприятий, проводимых в школе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных