ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность основных дидактических принципов и их реализация в деятельности специалиста социокультурной сферыК числу принципов, наиболее актуальных для системы художественного образования можно отнести: НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ – требует опоры на современный уровень научных достижений в области содержания предмета и методики его преподавания. ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ – требует интеграции учебной и практической деятельности. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – (на практике разработан и внедрен Коменским)Для преподавания точных и естественных наук характерен линейный вариант реализации этого принципа. В преподавании предметов эстетического цикла этот принцип реализуется циклично. ДОСТУПНОСТЬ – следует различать доступность на интеллектуальном и эмоциональном уровне: материал изучаемых (а в особенности исполняемых) произведений искусства должен соответствовать уровню ученика НАГЛЯДНОСТЬ. Можно выделить виды наглядности в соответствии с каналами поступления информации: аудиальная, визуальная, аудио-визуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая и др. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Уже Коменский пытался выделить типологию учеников. Ныне наука предлагает нам множество типологических рядов, которые в сумме обеспечивают индивидуальный подход. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. данный принцип тесно связан с мотивацией учения. У процесса учения всего два ведущих мотива. 1. Все принципы классической дидактики необходимо учитывать и реализовывать в процессе обучения теории и истории искусств, а также практике художественного творчества. Однако, для артпедагогики характерно свое, специфическое понимание и применение большинства дидактических принципов. Незнание этой специфики нередко приводит к типичным педагогическим ошибкам. Принцип научности требует в артпедагогике соотнесения, а иногда и сопоставления фактов, добытых с помощью достоверных научных методов исследования, и художественных образов, созданных на основе этих же фактов, творческим воображением деятелей искусства или просто дошедших до нас в форме легенд, мифов или исторических анекдотов. Принцип единства теории и практики может быть реализован в нескольких плоскостях: через эволюцию решения проблемы в истории искусств; через историю постижения проблемы в творчестве того или иного мастера; через творческий опыт педагога; через личный опыт ученика. В любом случае ученик должен видеть и понимать пользу осваиваемого материала для своего творческого процесса. Принцип систематичности и последовательности в преподавании искусства реализуется иначе, чем в преподавании точных и естественных наук. В преподавании наук он реализуется линейно. Это обеспечивается постепенным усложнением рационального содержания. Прочность усвоения учебного материала позволяет исключить возвращение к темам, которые уже освоены. В преподавании искусств этот принцип реализуется циклично: возвращение к одному и тому же материалу (например, к шедеврам искусства) целесообразно и даже необходимо на каждом новом уровне личностного роста и развития. При этом усложняется гамма эмоциональных и эстетических характеристик произведения, доступных восприятию и самостоятельной трактовке ученика. Принцип доступности в артпедагогике также понимается более многогранно. Следует различать доступность на интеллектуальном и эмоциональном уровне: материал должен соответствовать уровню эмоционального опыта ученика. Принцип наглядности очень активно используется во всех процессах артпедагогики. При этом преподавателя не просто используют все виды наглядности – визуальную, аудиальную, аудио-визуальную, тактильную, органолептическую, – но и стремятся совмещать разные виды наглядности, стремясь достичь эффекта синергии. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей требует глубокой аналитической работы с учетом комплекса всех характеристик, о которых мы говорили в теме 5. При этом следует учитывать, что богатый эстетический опыт, включавший эмоциональное и творческое освоение высоких образцов мировой художественной культуры, обеспечивает воспитанникам ускоренное личностное становление. И – напротив – отсутствие качественного эстетического опыта приводит к инфантильности восприятия искусства. Напомним, что одной из важнейших задач артпедагога является выявление творческой индивидуальности ученика и вооружение ученика адекватными выразительными средствами для творческого воплощения своей индивидуальности. С последним положением коррелирует и требование сознательности и активности в учении. Ученик, понимающий, какие способы творческого самовыражения ему «к лицу» и «по фигуре», способен испытать ощущение творческого успеха, что, в свою очередь, является мощным стимулом дальнейшей творческой деятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|