Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика зарубежного опыта аграрной реформы




В законодательстве, практике и правовой доктрине зарубеж­ных стран сложилось несколько юридических моделей рефор­мирования сельского хозяйства. Если говорить о реформирова­нии сельского хозяйства в странах Восточной Европы, то там речь идет о радикальной перестройке аграрных отношений, ос­нову которой составляют аграрные законы, обеспечивающие ликвидацию монополии государственной собственности на зем­лю, перераспределение земли, существенное изменение соци­ально-экономической структуры сельского хозяйства.

В Поль­ше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югосла­вии, Хорватии, восточных землях Германии основу либерализа­ции аграрных отношений составляет частная собственность на землю и имущество крестьян и хозяйственные связи между не­зависимыми частными собственниками. Исходя из принципа равных возможностей частной и публичной собственности, за­конодательство признает и поддерживает право аграрного пред­принимательства и свободу конкуренции, которая может быть ограничена лишь конституционным законом.

Естественно, развитие законодательства о земельной и аг­рарной реформах в восточно-европейских странах и России осу­ществлялось и осуществляется неодинаково. Однако надо отметить, что земельный строй и социально-экономи­ческая структура сельского хозяйства в этих странах во многом изменились. Российское аграрное законодательство движется сейчас в том же направлении, что и законодательство рыночно-ориентированных стран Восточной Европы, в котором полу­чила отражение первая юридическая модель реформирования сельского хозяйства. Совпадают более или менее и направления этого движения, связанного с приватизацией земельной соб­ственности, перераспределением государственного и обществен­ного земельного фонда, акционированием государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий, формиро­ванием частнопредпринимательских структур в сфере агробиз­неса, созданием рыночного механизма управления аграрной экономикой.

Важно и другое обстоятельство. В процессе реализации зе­мельной и аграрной реформ Россия, Беларусь, другие стра­ны СНГ, государства Восточной Европы сталкиваются с одина­ковыми трудностями и препятствиями. Практический ход трансформации земельных отношений идет довольно медленно и противоречиво. Во-первых, основная часть земель и имущес­тва огосударствленных сельскохозяйственных кооперативов и части государственных хозяйств распределяется только между их членами; во-вторых, удовлетворение претензий бывших собственников затруднено их множественностью и нечеткос­тью организационно-правовых механизмов приватизации; в-третьих, при передаче сельскохозяйственных земель в час­тную собственность в большинстве восточно-европейских стран не всегда соблюдались принципы последовательности, эволюционности процесса реформирования земельных отноше­ний, что породило серьезные нарушения всего воспроизвод­ственного процесса в сельском хозяйстве, вызвало социальную напряженность на селе.

С этих позиций правовой опыт земельной и аграрной реформ в восточно-европейских странах является не только ориентиром для создания действенного механизма регулирования земель­ной и аграрной реформ на Украине, но и позволяет избежать многих ошибок и просчетов при моделировании и прогнозирова­нии развития процессов по переводу украинского сельского хо­зяйства на рыночную основу.

Таким образом, первая юридическая модель реформирования сельского хо­зяйства основана на понимании того, что прежние идеологичес­кие постулаты (национализация земли, монополия государ­ственной собственности на землю, безальтернативность коллек­тивных форм хозяйствования, централизованная система адми­нистративно-командного управления сельским хозяйством), на которых базировался ранее земельный строй восточно-европей­ских стран, возникший в результате послевоенных земельной и аграрной реформ, несовместим с рыночной аграрной экономи­кой. Это послужило побудительным мотивом для радикального изменения системы землевладения, связанного с восстановле­нием и обновлением права частной собственности на землю, ко­торая открыла наиболее быстрый путь вхождения сельского хо­зяйства в рыночную аграрную экономику (развитие частных предпринимательских структур в сфере агробизнеса, поощре­ние различных кооперативов новых земельных собственников и акционирование государственных сельскохозяйственных пред­приятий) [3].

Вторая юридическая модель реформирования земельных от­ношений и социально-экономической структуры сельского хо­зяйства закреплена законодательством Китая, легализовавшим раздачу земли крестьянским хозяйствам. Особая ценность этого правового опыта, который восприняли Вьетнам, Лаос, другие страны Юго-Восточной Азии, состоит в том, что несмотря на приверженность законодателя государственной и коллективной собственности в сельском хозяйстве и отрицание какой-либо эволюции в сторону частной собственности на землю и частно­предпринимательской деятельности, он содержит много полез­ного в вопросах публично-правового регулирования аграрных отношений в рамках таких правовых институтов, как государ­ственное регулирование ценообразования, кредитования, фи­нансирования, налогообложения сельскохозяйственных това­ропроизводителей.

Третья юридическая модель аграрного реформирования, связанного с изменением форм собственности и хозяйствования на селе, закреплена законодательством стран Латинской Америки. Государства проводят политику, направленную на "поощрение, в соответствии с особенностями каждой страны, проведение программ всеобъемлющих земельных реформ, веду­щих к преобразованию, где это необходимо, несправедливых структур и систем землевладения и землепользования, с тем, чтобы с помощью современного и адекватного кредитования, технической помощи и системы сбыта и распре­деления продуктов сделать землю для обрабатывающего ее че­ловека основой экономической стабильности, фундаментом его растущего благосостояния, гарантией свободы и достоинства" [4].

Правовое оформление этих положений программы преобра­зований земельной собственности было осуществлено изданием специальных нормативных правовых актов о земельных рефор­мах, устанавливающих ряд юридически обязательных условий по наделению землей безземельного крестьянства либо через ме­ханизм принудительного отчуждения крупной собственности (Мексика и Перу), либо через механизм ос­воения (колонизации) незанятых земель (Эквадор и Бразилия).

Специальное законодательство ряда латиноамериканских стран решительно изменило отношение к вопросу о коллектив­ной (общинной) собственности крестьян, которая традиционно рассматривались в качестве безальтерна­тивных форм организации земельных отношений. В ряде латиноамериканских стран положения о реформиро­вании земельной собственности возведены в ранг конституцион­ных норм, гарантирующих права частной собственности крестьян на землю, социальные функции земельной собственности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных