ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общая характеристика зарубежного опыта аграрной реформыВ законодательстве, практике и правовой доктрине зарубежных стран сложилось несколько юридических моделей реформирования сельского хозяйства. Если говорить о реформировании сельского хозяйства в странах Восточной Европы, то там речь идет о радикальной перестройке аграрных отношений, основу которой составляют аграрные законы, обеспечивающие ликвидацию монополии государственной собственности на землю, перераспределение земли, существенное изменение социально-экономической структуры сельского хозяйства. В Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Хорватии, восточных землях Германии основу либерализации аграрных отношений составляет частная собственность на землю и имущество крестьян и хозяйственные связи между независимыми частными собственниками. Исходя из принципа равных возможностей частной и публичной собственности, законодательство признает и поддерживает право аграрного предпринимательства и свободу конкуренции, которая может быть ограничена лишь конституционным законом. Естественно, развитие законодательства о земельной и аграрной реформах в восточно-европейских странах и России осуществлялось и осуществляется неодинаково. Однако надо отметить, что земельный строй и социально-экономическая структура сельского хозяйства в этих странах во многом изменились. Российское аграрное законодательство движется сейчас в том же направлении, что и законодательство рыночно-ориентированных стран Восточной Европы, в котором получила отражение первая юридическая модель реформирования сельского хозяйства. Совпадают более или менее и направления этого движения, связанного с приватизацией земельной собственности, перераспределением государственного и общественного земельного фонда, акционированием государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий, формированием частнопредпринимательских структур в сфере агробизнеса, созданием рыночного механизма управления аграрной экономикой. Важно и другое обстоятельство. В процессе реализации земельной и аграрной реформ Россия, Беларусь, другие страны СНГ, государства Восточной Европы сталкиваются с одинаковыми трудностями и препятствиями. Практический ход трансформации земельных отношений идет довольно медленно и противоречиво. Во-первых, основная часть земель и имущества огосударствленных сельскохозяйственных кооперативов и части государственных хозяйств распределяется только между их членами; во-вторых, удовлетворение претензий бывших собственников затруднено их множественностью и нечеткостью организационно-правовых механизмов приватизации; в-третьих, при передаче сельскохозяйственных земель в частную собственность в большинстве восточно-европейских стран не всегда соблюдались принципы последовательности, эволюционности процесса реформирования земельных отношений, что породило серьезные нарушения всего воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, вызвало социальную напряженность на селе. С этих позиций правовой опыт земельной и аграрной реформ в восточно-европейских странах является не только ориентиром для создания действенного механизма регулирования земельной и аграрной реформ на Украине, но и позволяет избежать многих ошибок и просчетов при моделировании и прогнозировании развития процессов по переводу украинского сельского хозяйства на рыночную основу. Таким образом, первая юридическая модель реформирования сельского хозяйства основана на понимании того, что прежние идеологические постулаты (национализация земли, монополия государственной собственности на землю, безальтернативность коллективных форм хозяйствования, централизованная система административно-командного управления сельским хозяйством), на которых базировался ранее земельный строй восточно-европейских стран, возникший в результате послевоенных земельной и аграрной реформ, несовместим с рыночной аграрной экономикой. Это послужило побудительным мотивом для радикального изменения системы землевладения, связанного с восстановлением и обновлением права частной собственности на землю, которая открыла наиболее быстрый путь вхождения сельского хозяйства в рыночную аграрную экономику (развитие частных предпринимательских структур в сфере агробизнеса, поощрение различных кооперативов новых земельных собственников и акционирование государственных сельскохозяйственных предприятий) [3]. Вторая юридическая модель реформирования земельных отношений и социально-экономической структуры сельского хозяйства закреплена законодательством Китая, легализовавшим раздачу земли крестьянским хозяйствам. Особая ценность этого правового опыта, который восприняли Вьетнам, Лаос, другие страны Юго-Восточной Азии, состоит в том, что несмотря на приверженность законодателя государственной и коллективной собственности в сельском хозяйстве и отрицание какой-либо эволюции в сторону частной собственности на землю и частнопредпринимательской деятельности, он содержит много полезного в вопросах публично-правового регулирования аграрных отношений в рамках таких правовых институтов, как государственное регулирование ценообразования, кредитования, финансирования, налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Третья юридическая модель аграрного реформирования, связанного с изменением форм собственности и хозяйствования на селе, закреплена законодательством стран Латинской Америки. Государства проводят политику, направленную на "поощрение, в соответствии с особенностями каждой страны, проведение программ всеобъемлющих земельных реформ, ведущих к преобразованию, где это необходимо, несправедливых структур и систем землевладения и землепользования, с тем, чтобы с помощью современного и адекватного кредитования, технической помощи и системы сбыта и распределения продуктов сделать землю для обрабатывающего ее человека основой экономической стабильности, фундаментом его растущего благосостояния, гарантией свободы и достоинства" [4]. Правовое оформление этих положений программы преобразований земельной собственности было осуществлено изданием специальных нормативных правовых актов о земельных реформах, устанавливающих ряд юридически обязательных условий по наделению землей безземельного крестьянства либо через механизм принудительного отчуждения крупной собственности (Мексика и Перу), либо через механизм освоения (колонизации) незанятых земель (Эквадор и Бразилия). Специальное законодательство ряда латиноамериканских стран решительно изменило отношение к вопросу о коллективной (общинной) собственности крестьян, которая традиционно рассматривались в качестве безальтернативных форм организации земельных отношений. В ряде латиноамериканских стран положения о реформировании земельной собственности возведены в ранг конституционных норм, гарантирующих права частной собственности крестьян на землю, социальные функции земельной собственности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|