Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аграрные преобразования в России и других странах СНГ




 

Проводимые в странах СНГ радикальные аграрные рыночные реформы в стратегическом плане характеризуются принципиальными изменениями в формах собственности, социальной структуре, методах и механизме хозяйствования. При этом нельзя не отметить, что в тактике реформирования, его темпах, в масштабах приватизации, в использовании рыночных инструментов и регулирующих функций государства, а также в правовом обеспечении аграрной реформы нередко принимались поспешные, непродуманные подходы и решения. Во многом такие решения обусловлены политическими факторами, низким уровнем научного обоснования самой концепции реформы, недоучетом степени созревания ее социальной базы, шоковыми мерами в осуществлении аграрной политики. Это не могло не сказаться на результатах экономического и социального развития сельского хозяйства.

Регулирование аграрных отношений в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) и иных странах, расположенных на постсоветском пространстве, характеризуется поисками новых форм хозяйствования и сочетания свободы и ограничений предпринимательства на земле, внедрением наряду с административными гражданско-правовых способов воздействия.

В Украине в развитии аграрной реформы большое значение уделяется возрождению аренды земель сельскохозяйственного назначения, запрещенной в 1937 г. Центральное место в регулировании аренды земли принадлежит Конституции 1995 г., Гражданскому и Земельному кодексам, а также Закону Украины «Об аренде земли».

Гражданский кодекс (гл. 33) наряду с арендой предусмотрел с 2004 г. эмфитевзис – право на земельный участок сельскохозяйственного назначения на неопределенный срок на основании гражданско-правовой сделки. Эмфитевзис делает право собственности на земельный участок почти номинальным и в большей степени гарантирует права сельхозпроизводителя, нежели аренда.

В Республике Казахстан, как и в других государствах на постсоветском пространстве, оказывается правовая поддержка крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим институтам аграрного права.

Основополагающими нормативными правовыми актами в этой области являются: Закон от 31 марта 1998 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс 2003 г., Гражданский кодекс, Закон «О земле», указы и послания президента республики и другие акты, создающие основу для функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств, использования и охраны ими земли, регулирования важнейших общественных отношений, в том числе аграрных и включенных в них земельных отношений.

Реформы в Республике Казахстан направлены, как это отмечается в указанных и иных нормативных правовых документах, на развитие рыночноориентированной аграрной отрасли экономики, определение ее новых направлений и приоритетов, преодоление исключительно административных мер регулирования и негативных социально-экономических и экологических последствий предыдущего периода 1990-х годов в условиях чрезмерного динамизма и противоречивости аграрного, земельного и иного законодательства республики.

Как и другим странам на пространстве бывшего Союза ССР, Казахстану предстоит преодолеть социально-психологические, административные и иные препятствия для проведения рыночно ориентированной аграрной и земельно-правовой политики. В 1990-х годах устанавливалось соотношение государственной и частной собственности на землю и другие средства производства в аграрной сфере, отражались в правовых предписаниях суверенные права народа на природные ресурсы, задачи устойчивого развития, обеспечение баланса общенациональных и частных интересов.

В современный период главными, по мнению ученых, становятся проблемы обеспечения стабильности и преемственности аграрного законодательства, его упорядоченности и предупреждения пробелов, коллизий и противоречий; повышения эффективности аграрного производства; определения степени применения публичных средств правового воздействия, необходимых для обеспечения приоритетности частных интересов1.

Показателем аграрных преобразований в Республике Казахстан стало развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, которым в 1990 г. предоставили право пожизненного наследуемого владения землей, в 1995 г.

- право постоянного и отчуждаемого землепользования, в 2001 г. – право временного землепользования.

Закон 1998 г. под крестьянским (фермерским) хозяйством понимает семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции.

Крестьянское (фермерское) хозяйство функционирует в трех формах:

- семейное предпринимательство, основанное на базе общей совместной собственности с созданием крестьянских (фермерских) хозяйств. Здесь отношения супругов регулируются нормами брачно-семейного, гражданского законодательства, брачным договором. Нерешенным остается вопрос о возрасте детей, с которого они могут быть членом крестьянского (фермерского) хозяйства;

- личное предпринимательство с созданием крестьянского фермерского хозяйства, т. е. частного предприятия индивидуального предпринимателя;

- предпринимательская деятельность в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности с созданием фермерского хозяйства в соответствии с Законом от 19 июня 1997 г. «Об индивидуальном предпринимательстве» и гл. 12 ГК РК1.

Актуальны для Казахстана, как и для России, проблемы обеспечения земельных прав при изъятии участков для государственных нужд, где государство не должно злоупотреблять лоббированием бизнес-проектов, а обязано использовать рыночные механизмы и справедливую компенсацию потерь собственника, ограничить свое неоправданное и незаконное вмешательство в землевладение и землепользование, равно как и установить пределы частной собственности на землю в соответствии с ее функционально-целевым назначением.

По Конституции Республики Казахстан 1995 г. (п. 3 ст. 6) земля находится в частной собственности на условиях и в пределах, установленных законодательством. Приемлемыми процедурами разрешения земельных споров признаются административная и внесудебная, призванная быть оперативной и не предрешающей судебный исход рассмотрения дела.

В настоящее время в Республике Казахстан аграрное и земельное право не стало исключительно частноправовым; оно сохранило в общественно значимых случаях публичный контроль и надзор, а также другие формы публично-правового воздействия на участников аграрных правоотношений.

В государствах Содружества Независимых Государств обоснованно увязываются развитие и совершенствование аграрного законодательства с целями обеспечения правопорядка и реализации провозглашенных прав физических и юридических лиц, изучаются причины и способы предупреждения правонарушений в аграрной сфере. В актах правового регулирования развития сельского хозяйства немало места уделяется организационным, экономическим и даже моральным факторам с преамбулами, декларациями и призывами, содержащимися в законах.

Законодательство призвано оперативно реагировать на изменения в экономике и обществе и обязано быть главным регулятором и стабилизатором общественных отношений. Законотворчество не должно становиться самоцелью, оно лишь начальная стадия осуществления режима законности и наведения порядка в регулируемых правом сферах общественных отношений, включая аграрную. После принятия законов необходимы их опубликование, разъяснение, ораганизационно-исполнительская, контрольно-надзорная и юрисдикционная формы деятельности, привлечение к юридической ответственности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных