ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Столкновение цивилизацийЗападную и восточную цивилизации принципиально различают культура, наука, религия. Запад сейчас на излете и находится в поиске новых ценностей, которые, возможно, обеспечат выживание человечества. Требуется исследовать опыт основных типов философствования различных культур: - запад – поиск истины, -восток – поиск вечности, слияние с вечностью, -русская религиозная философия – поиск абсолютного добра; Бахтин подчеркивал, что чужая культура раскрывается лишь при встрече с другой культурой. Восточная и западная культуры высвечивают свои специфические черты. Западный человек ради истины может отказаться от многого. Парадигма европейской философии: - дуальный принцип мышления (бинарность всего); - принцип изначального несовершенства мира (мир хаотичен); - понятие активности (идеи революции); - принцип прогресса (линейный прогресс, истина и польза); - антропоцентризм европейской культуры (человек – центр всего, идеал - личная свобода). Когда выделяют индустриальную цивилизацию, то в ней подчеркивают приоритет
Парадигма восточной философии: - отрицают наличие противоположностей (все различия относительны); - признают изначальное совершенство мира (значит, нужно приспосабливаться к миру); - принцип не деяния (нужно согласовывать свои действия с мировой гармонией); - принцип нелинейного типа связей на основе принципа взаимного притяжения (все взаимосвязано, все вещи сходятся в одной точке, все в одном, одно во всем, понятие части отсутствует, все из Будды); - идеал - освобождение от вещей; - не моноцентрический тип мышления. Современная западная философии пытается решать свои проблемы с опорой на основные положения восточной философии.
Культура и цивилизация: типологические черты. Под культурой в философии понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех направлениях и сферах самореализации личности. В современной теории культуры существует три основных подхода к трактовке понятия «культура»: аксиологический, деятельностный и близкий к последнему семиотический. Исходя из этих подходов, сформулируем основные концепции, раскрывающие универсалии культуры.
ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Название: Авторы: Краткая характеристика ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Просветительские Дж.Вико Термину «культура» впервые придано отвлеченное значение – это характеристика уровня об- концепции Ж.-Ж. Руссо щественного состояния человечества, измеряющегося развитием искусств, наук, просвещен- культуры Г.Ф. Гердер ностью нравов, прогрессом в области образования. Осознаны истоки и границы европейской Конец 17-18 вв. И.Кант культуры. Заложены основы культурфилософии и предложены проблемы поступательного прогресса культуры, автономной природы культуры, критики культуры, природных циклов и круговорота цивилизаций.
Этнологические Э.Тейлор Сформирована на базе изучения традиционных обществ и применения эволюционного метода. концепции к-ры Л. Леви-Брюль В фокусе внимания оказался человек как носитель культуры – отсюда название течения «антро- 19-20 вв. Ф.Боас пология». Подразделилась на культурную, социальную и структурную. Преимущественное А.Радклифф-Браун внимание – проблемам генезиса культуры, как поступательного совершенствования всех ее Б.Малиновский сфер, роли языка, мышления, мифа и символа в осуществлении межкультурной Р.Мертон коммуникации Т.Парсонс К. Леви-Строс
Марксистская К. Маркс Культура – непосредственный процесс человеческой трудовой деятельности, важнейший вид концепция Ф. Энгельс которой – материальное производство. Отправной момент – отделение умственного труда от культры В. Ленин физического, явившегося первым проявлением неравенства. Культура меняется вместе с ма- териальным производством, восходит к все более развитым ступеням свободы посредством преобразования природной и социальной обусловленности человека. Предложены структурные различия между культурными институтами общества и его производительными силами: базис (экономическая сфера производственной деятельности) и надстройка (искусство, политика, идеология и пр).
Теория Н.Я. Данилевский Отрицает идею культурного прогресса и взаимообогащения культур разных народов. Каждая культурно-истори - О. Шпенглер культура строго локальна, самобытна, не передает своих начал другим, движется по замкнутому ческих типов и А.Тойнби кругу, внутри которого эволюционирует подобно живому организму, проходя стадии возмужа- круговорота П. Сорокин ния, зрелости, дряхления, гибели, имеет определенный срок существования. Сущность культу- локальных ры усматривается в религии. Большое значение придается духовной сфере цивилизаций
Морфология К. Брейзинг Культурные формы изучаются как самостоятельные организмы с закономерным ходом разви- культуры, учение Л. Фробениус тия, определяемым внутренней силой каждой культуры. Используется метод аналогий и сравне- о «культурных Э. Шпрангер ний, применяется теория возрастов. Теория Л.Фробениуса культурные формы ограничивает кругах» конкретным жизненном пространстве, в рамках которого каждая культура обладает максималь- ной силой воздействия
Концепции Я. Буркхард В истории действуют три основные силы – государство, религия и культура – и две величины – истории куль- индивид и общество, подверженные загадочной игре счастья-несчастья и не оставляющие, в туры и искусства силу этого, возможности конструирования закономерностей и надежды на прогресс
Культурантропо- Э. Ротхаккер Теория человека как творца и носителя культуры сводится к изучению духовной деятельности, логия М. Ландман причем последняя ставится в зависимость от иррациональной ситуации – судьбы. Историко- культурное развитие – анализ ценностных ориентаций.
Теология П. Тиллих Решается задача преодоления противоположности между культурой и церковью на основе вос- культуры становления диалога христианства с наукой и искусством. Ставится проблема культуры как отношение к безусловному в конечном смысле.
Концепия А. Швейцер Человек приближает к себе мир благодаря не познанию, а переживанию его. Человек, думаю- «Благоговения щий о себе и своем месте в мире, утверждает себя как волю к жизни среди других:«Я есть жизнь, перед жизнью» желающая жить среди жизни». Благоговение перед жизнью – основной принцип нравственного и мировоззрения культуры.
Тейярдизм П. Тейяр де Шарден Создатель понятия «ноосфера», теологической теории эволюции, разработал феноменологию, Призванную снять противоположность науки и религии. По пути эволюции мир влечет психическая энергия людей, двигателем которой выступает божественный дух. В ходе движения к Богу человечество проходит стадии преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Общественная жизнь – разновидность биологического процесса
Ницшеанская Ф. Ницше Интуитивно-иррациональная концепция культуры нигилистического толка основана на проти- Концепция вопоставлении двух типов культур: дионисийской и аполлоновой. Критикует современную ему Европейскую аполлонову культуру, утратившую человеческую индивидуальность. Развитие Культуры культуры – самоопределение человека в дионисийском творческом начале.
Франфурктская Т. Адорно Построена на критике «массовой культуры» и «одномерного человека» в условиях растущей Школа Г. Маркузе стандартизации жизни западного об-ва середины ХХ века. Регресс культуры связывается с тен- М.Хоркхаймер денцией развития глобализма, тоталитаризма, индустрии развлечений.
Философия Особый интерес современная философия проявляет к символическим свойствам культуры, сосре- Культуры ХХ века дотачивается на поисках универсального смысла культуры, эксплуатирует кантианскую идею об автономной сущности культуры, опирается на феноменологический подход, возрождает интерес к мифомышлению. В ентре внимание человеческая жизнь и личность как поле приложения без- личных стихий. Культурная цель человека – приблизиться к прасостоянию как к подлинности посредством экстатического погружения в бессознательное. Феноменология Э. Гуссерль К-ра – результат человеческого конструирования мира с помощью смыслообразующих пережива- М. Шелер ний В своем развитии она ориентирована на нормативный образ (в бесконечности). Но этот образ Н. Гартман реален в силу направленности сознания значительного числа индивидов. Каждая культура имеет внутреннюю присущую ей разумную цель и создает высшую ценность – духовность, поднимаю- щуюся над всеми видами различий и противостояний.
Экзистенциа - М. Хайдеггер Философия существования. В центре внимания – человек как иррациональное начало свободы, пре- лизм К. Ясперс вышающее все природные и социальные границы мира. Путь к свободе открывается человеку в по- Н. Бердяев граничном состоянии (болезнь, чувство вины, смерть), на грани потери ценностных, смысловых, Л. Шестов жизненных ориентиров.Бессилие человека пере абсурдом современного мира трактуется как антигу- А. Камю манное. Трагизм мироощущения, свойственный экзистенциальному человеку, не есть безысход- Ж-.П. Сартр ность. Граница, к которой подводится человек, открывает для него новые невиданные горизонты бытия и свободы в виде творчества.
Игровая И. Хейзинг Инстинктивно-игровое начало построения истинной культуры, основой которой является творчество. концепия к-ры Х.Ортега-и-Гассет Противопоставляется потребительской массовой культуре. Тенденция игры – ее элитизация, отчуж- Г. Гессе дени от жизни, что опасно.
Психоанали- З. Фрейд Культура символически кодирует реальность, создавая универсальные образцы поведения и мышле- тическая конц. К. Юнг ния, посредством которых осуществляется социализация человека. культуры Э.Фромм
Символическая Э. Кассирер Человек упорядочивает окружающий его хаос путем создания символических форм культуры: Концепция Л.Уайт зыка, религии, искусства, науки. Каждая из этих форм открывает для людей новые границы свободы Культуры и индивидуальности. Самоосвобождение человека заканчивается на основе овладения людьми своей Историей. «Идеальная Вселенная» - мир культуры, который важнее для человека мира природы.
Теория Н. Федоров Утверждается тесная связь между культурной историей человечества, космическими явлениями и «Русского К. Циалковский геологическими процессами. Сам космологический процесс является последовательным развертыва- космизма» А.. Чижевский нием циклических усовершенствований человеческого бытия (коэволюция). Наука, одна из ведущих В. Вернадский форм кльтуры, проявляет смебя как мощная геологическая сила, создающая ноосферу. Л.Гумилев
Концепция Культура сводится к проблеме человека. Пытается примирить задачу духовного совершенствования Культуры человека с идеей построения совершенного общества. Насильственное устроение человечества невоз- Ф.М.Достоевского можно, даже ради истины. Путь «русского социализма» - добровольное бескорыстное служение духовной истине. Фундамент культуры – самоценность личной свободы. Свобода ориентирована на религиозный этический идеал, иначе превращается в произвол.
Концепция Л.Н. Толстого Центральный вопрос – смысл жизни, который связывается с бессмертием, с духовностью, творсеством, истиной, Богом. Т.О. основы культуры – нравственная функция религии, которая сводится к этике любви и непротивлению злу насилием. Нравственное самоусовершенствование не может быть делом общественным, так как любые организованные институты препятствуют духовному освобождению человека.
Одной из центральных теоретических проблем современности является корреляция понятий «культура» и «цивилизация», их взаимодействие и соотношение. Цивилизация, как теоретическое понятие, стало рассматриваться в 18 веке в работах просветителей и по сей день является дискуссионным, многоуровневым и эклектичным. Само слово имеет латинские корни и переводится как гражданский, государственный. На сегодняшний день можно выявить следующие подходы к трактовкам понятия «цивилизация» и «культура».
3.В поисках «русской идеи». По мнению Сагатовского В.Н. в основе русской идеи лежит следующая цепочка ключевых ценностей, которые раскрывают существо русской идеи: - соборность; - всеединство; - софийность; -общее дело. Соборность. Взаимно дополняют друг друга ценности свободы (Запад) и единства (Восток) и преодолеваются крайности воли к власти (примат человека над миром) и ухода, слияния с Абсолютом (примат мира над человеком). Гармонизация взаимоотношения ценностей осуществляется не на основе рационального решения (“общественного договора ”), но на основе любви, как изначально присущего человеку сердечного принятия Другого (Ты), и Целого (Мы). Всеединство. Выступает как такое состояние мира и человека, в котором воплощается идеал соборности. Гармонизация Единого и многого преодолевает крайности тоталитаризма и индивидуализма, по отношению к другим культурам выступает как всечеловечность. Софийность. Путь достижения всеединства через взаимодополнительность внутренних тенденций мира к соборности, его духовной основы (“замысла Бога о мире”) и человеческой души, настроенной в резонанс с этим мировым законом. Здесь преодолеваются крайности забвения себя в мире (абсолютизация трансценденции) и навязывания миру только своих проектов бытия (абсолютизация экзистенции). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|