Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Столкновение цивилизаций




Западную и восточную цивилизации принципиально различают культура, наука, религия. Запад сейчас на излете и находится в поиске новых ценностей, которые, возможно, обеспечат выживание человечества.

Требуется исследовать опыт основных типов философствования различных культур:

- запад – поиск истины,

-востокпоиск вечности, слияние с вечностью,

-русская религиозная философия – поиск абсолютного добра; Бахтин подчеркивал, что чужая культура раскрывается лишь при встрече с другой культурой. Восточная и западная культуры высвечивают свои специфические черты. Западный человек ради истины может отказаться от многого.

Парадигма европейской философии:

- дуальный принцип мышления (бинарность всего);

- принцип изначального несовершенства мира (мир хаотичен);

- понятие активности (идеи революции);

- принцип прогресса (линейный прогресс, истина и польза);

- антропоцентризм европейской культуры (человек – центр всего, идеал - личная свобода).

Когда выделяют индустриальную цивилизацию, то в ней подчеркивают приоритет

 

Парадигма восточной философии:

- отрицают наличие противоположностей (все различия относительны);

- признают изначальное совершенство мира (значит, нужно приспосабливаться к миру);

- принцип не деяния (нужно согласовывать свои действия с мировой гармонией);

- принцип нелинейного типа связей на основе принципа взаимного притяжения (все взаимосвязано, все вещи сходятся в одной точке, все в одном, одно во всем, понятие части отсутствует, все из Будды);

- идеал - освобождение от вещей;

- не моноцентрический тип мышления.

Современная западная философии пытается решать свои проблемы с опорой на основные положения восточной философии.

 

  1. Культура и цивилизация

Культура и цивилизация: типологические черты.

Под культурой в философии понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех направлениях и сферах самореализации личности.

В современной теории культуры существует три основных подхода к трактовке понятия «культура»: аксиологический, деятельностный и близкий к последнему семиотический. Исходя из этих подходов, сформулируем основные концепции, раскрывающие универсалии культуры.

 

ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Название: Авторы: Краткая характеристика

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Просветительские Дж.Вико Термину «культура» впервые придано отвлеченное значение – это характеристика уровня об-

концепции Ж.-Ж. Руссо щественного состояния человечества, измеряющегося развитием искусств, наук, просвещен-

культуры Г.Ф. Гердер ностью нравов, прогрессом в области образования. Осознаны истоки и границы европейской

Конец 17-18 вв. И.Кант культуры. Заложены основы культурфилософии и предложены проблемы поступательного

прогресса культуры, автономной природы культуры, критики культуры, природных циклов и

круговорота цивилизаций.

 

Этнологические Э.Тейлор Сформирована на базе изучения традиционных обществ и применения эволюционного метода.

концепции к-ры Л. Леви-Брюль В фокусе внимания оказался человек как носитель культуры – отсюда название течения «антро-

19-20 вв. Ф.Боас пология». Подразделилась на культурную, социальную и структурную. Преимущественное

А.Радклифф-Браун внимание – проблемам генезиса культуры, как поступательного совершенствования всех ее

Б.Малиновский сфер, роли языка, мышления, мифа и символа в осуществлении межкультурной

Р.Мертон коммуникации

Т.Парсонс

К. Леви-Строс

 

Марксистская К. Маркс Культура – непосредственный процесс человеческой трудовой деятельности, важнейший вид

концепция Ф. Энгельс которой – материальное производство. Отправной момент – отделение умственного труда от

культры В. Ленин физического, явившегося первым проявлением неравенства. Культура меняется вместе с ма-

териальным производством, восходит к все более развитым ступеням свободы посредством

преобразования природной и социальной обусловленности человека. Предложены структурные

различия между культурными институтами общества и его производительными силами: базис

(экономическая сфера производственной деятельности) и надстройка (искусство, политика,

идеология и пр).

 

Теория Н.Я. Данилевский Отрицает идею культурного прогресса и взаимообогащения культур разных народов. Каждая

культурно-истори - О. Шпенглер культура строго локальна, самобытна, не передает своих начал другим, движется по замкнутому

ческих типов и А.Тойнби кругу, внутри которого эволюционирует подобно живому организму, проходя стадии возмужа-

круговорота П. Сорокин ния, зрелости, дряхления, гибели, имеет определенный срок существования. Сущность культу-

локальных ры усматривается в религии. Большое значение придается духовной сфере

цивилизаций

 

Морфология К. Брейзинг Культурные формы изучаются как самостоятельные организмы с закономерным ходом разви-

культуры, учение Л. Фробениус тия, определяемым внутренней силой каждой культуры. Используется метод аналогий и сравне-

о «культурных Э. Шпрангер ний, применяется теория возрастов. Теория Л.Фробениуса культурные формы ограничивает

кругах» конкретным жизненном пространстве, в рамках которого каждая культура обладает максималь-

ной силой воздействия

 

Концепции Я. Буркхард В истории действуют три основные силы – государство, религия и культура – и две величины –

истории куль- индивид и общество, подверженные загадочной игре счастья-несчастья и не оставляющие, в

туры и искусства силу этого, возможности конструирования закономерностей и надежды на прогресс

 

Культурантропо- Э. Ротхаккер Теория человека как творца и носителя культуры сводится к изучению духовной деятельности,

логия М. Ландман причем последняя ставится в зависимость от иррациональной ситуации – судьбы. Историко-

культурное развитие – анализ ценностных ориентаций.

 

Теология П. Тиллих Решается задача преодоления противоположности между культурой и церковью на основе вос-

культуры становления диалога христианства с наукой и искусством. Ставится проблема культуры как

отношение к безусловному в конечном смысле.

 

Концепия А. Швейцер Человек приближает к себе мир благодаря не познанию, а переживанию его. Человек, думаю-

«Благоговения щий о себе и своем месте в мире, утверждает себя как волю к жизни среди других:«Я есть жизнь,

перед жизнью» желающая жить среди жизни». Благоговение перед жизнью – основной принцип нравственного

и мировоззрения культуры.

 

Тейярдизм П. Тейяр де Шарден Создатель понятия «ноосфера», теологической теории эволюции, разработал феноменологию,

Призванную снять противоположность науки и религии. По пути эволюции мир влечет

психическая энергия людей, двигателем которой выступает божественный дух. В ходе движения к

Богу человечество проходит стадии преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Общественная

жизнь – разновидность биологического процесса

 

Ницшеанская Ф. Ницше Интуитивно-иррациональная концепция культуры нигилистического толка основана на проти-

Концепция вопоставлении двух типов культур: дионисийской и аполлоновой. Критикует современную ему

Европейскую аполлонову культуру, утратившую человеческую индивидуальность. Развитие

Культуры культуры – самоопределение человека в дионисийском творческом начале.

 

Франфурктская Т. Адорно Построена на критике «массовой культуры» и «одномерного человека» в условиях растущей

Школа Г. Маркузе стандартизации жизни западного об-ва середины ХХ века. Регресс культуры связывается с тен-

М.Хоркхаймер денцией развития глобализма, тоталитаризма, индустрии развлечений.

 

Философия Особый интерес современная философия проявляет к символическим свойствам культуры, сосре-

Культуры ХХ века дотачивается на поисках универсального смысла культуры, эксплуатирует кантианскую идею об

автономной сущности культуры, опирается на феноменологический подход, возрождает интерес

к мифомышлению. В ентре внимание человеческая жизнь и личность как поле приложения без-

личных стихий. Культурная цель человека – приблизиться к прасостоянию как к подлинности

посредством экстатического погружения в бессознательное.

Феноменология Э. Гуссерль К-ра – результат человеческого конструирования мира с помощью смыслообразующих пережива-

М. Шелер ний В своем развитии она ориентирована на нормативный образ (в бесконечности). Но этот образ

Н. Гартман реален в силу направленности сознания значительного числа индивидов. Каждая культура имеет

внутреннюю присущую ей разумную цель и создает высшую ценность – духовность, поднимаю-

щуюся над всеми видами различий и противостояний.

 

Экзистенциа - М. Хайдеггер Философия существования. В центре внимания – человек как иррациональное начало свободы, пре-

лизм К. Ясперс вышающее все природные и социальные границы мира. Путь к свободе открывается человеку в по-

Н. Бердяев граничном состоянии (болезнь, чувство вины, смерть), на грани потери ценностных, смысловых,

Л. Шестов жизненных ориентиров.Бессилие человека пере абсурдом современного мира трактуется как антигу-

А. Камю манное. Трагизм мироощущения, свойственный экзистенциальному человеку, не есть безысход-

Ж-.П. Сартр ность. Граница, к которой подводится человек, открывает для него новые невиданные горизонты

бытия и свободы в виде творчества.

 

Игровая И. Хейзинг Инстинктивно-игровое начало построения истинной культуры, основой которой является творчество.

концепия к-ры Х.Ортега-и-Гассет Противопоставляется потребительской массовой культуре. Тенденция игры – ее элитизация, отчуж-

Г. Гессе дени от жизни, что опасно.

 

Психоанали- З. Фрейд Культура символически кодирует реальность, создавая универсальные образцы поведения и мышле-

тическая конц. К. Юнг ния, посредством которых осуществляется социализация человека.

культуры Э.Фромм

 

Символическая Э. Кассирер Человек упорядочивает окружающий его хаос путем создания символических форм культуры:

Концепция Л.Уайт зыка, религии, искусства, науки. Каждая из этих форм открывает для людей новые границы свободы

Культуры и индивидуальности. Самоосвобождение человека заканчивается на основе овладения людьми своей

Историей. «Идеальная Вселенная» - мир культуры, который важнее для человека мира природы.

 

Теория Н. Федоров Утверждается тесная связь между культурной историей человечества, космическими явлениями и

«Русского К. Циалковский геологическими процессами. Сам космологический процесс является последовательным развертыва-

космизма» А.. Чижевский нием циклических усовершенствований человеческого бытия (коэволюция). Наука, одна из ведущих

В. Вернадский форм кльтуры, проявляет смебя как мощная геологическая сила, создающая ноосферу.

Л.Гумилев

 

Концепция Культура сводится к проблеме человека. Пытается примирить задачу духовного совершенствования

Культуры человека с идеей построения совершенного общества. Насильственное устроение человечества невоз-

Ф.М.Достоевского можно, даже ради истины. Путь «русского социализма» - добровольное бескорыстное служение

духовной истине. Фундамент культуры – самоценность личной свободы. Свобода ориентирована на

религиозный этический идеал, иначе превращается в произвол.

 

Концепция Л.Н. Толстого Центральный вопрос – смысл жизни, который связывается с бессмертием, с духовностью, творсеством,

истиной, Богом. Т.О. основы культуры – нравственная функция религии, которая сводится к этике

любви и непротивлению злу насилием. Нравственное самоусовершенствование не может быть делом

общественным, так как любые организованные институты препятствуют духовному освобождению

человека.

 

Одной из центральных теоретических проблем современности является корреляция понятий «культура» и «цивилизация», их взаимодействие и соотношение. Цивилизация, как теоретическое понятие, стало рассматриваться в 18 веке в работах просветителей и по сей день является дискуссионным, многоуровневым и эклектичным. Само слово имеет латинские корни и переводится как гражданский, государственный. На сегодняшний день можно выявить следующие подходы к трактовкам понятия «цивилизация» и «культура».

Параметры Культура Цивилизация
Время возникновения Культура предшествует цивилизации, является ее матрицей, кодом Цивилизация возникает на определенном, как правило, заключительном этапе культурной эволюции сообществ
Базисные понятия Универсальные, общечеловеческие ценности и прежде всего духовность Прогресс, польза, выгода, рационализм
Соотношение со сферами культурной деятельности Духовно-практической, синоним сфер духовной культуры, искусства, религии, философии, науки Предметно-практический и духовно-практический синоним хозяйственно-технических и общественно-политических сфер культуры, экономики, политики, права, техники
Функциональное назначение Выражает человеческую деятельность как явление позитивное, творческое и уникальное Обеспечивает технологические и организационные средства развития культуры на основе массового тиражирования
Результаты воплощения В шедеврах и памятниках культуры, становящихся народным достоянием В достижениях научно-технического прогресса, росте индустрии, религиозном и нравственном плюрализме, продуктах массовой культуры

 

3.В поисках «русской идеи».

По мнению Сагатовского В.Н. в основе русской идеи лежит следующая цепочка ключевых ценностей, которые раскрывают существо русской идеи:

- соборность;

- всеединство;

- софийность;

-общее дело.

Соборность. Взаимно дополняют друг друга ценности свободы (Запад) и единства (Восток) и преодолеваются крайности воли к власти (примат человека над миром) и ухода, слияния с Абсолютом (примат мира над человеком). Гармонизация взаимоотношения ценностей осуществляется не на основе рационального решения (“общественного договора ”), но на основе любви, как изначально присущего человеку сердечного принятия Другого (Ты), и Целого (Мы).

Всеединство. Выступает как такое состояние мира и человека, в котором воплощается идеал соборности. Гармонизация Единого и многого преодолевает крайности тоталитаризма и индивидуализма, по отношению к другим культурам выступает как всечеловечность.

Софийность. Путь достижения всеединства через взаимодополнительность внутренних тенденций мира к соборности, его духовной основы (“замысла Бога о мире”) и человеческой души, настроенной в резонанс с этим мировым законом. Здесь преодолеваются крайности забвения себя в мире (абсолютизация трансценденции) и навязывания миру только своих проектов бытия (абсолютизация экзистенции).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных