Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция. Коллектив – объект и субъект воспитания




ЦЕЛЬ: сформировать у студентов понятие о коллективе и его полифункциональном предназначении; раскрыть технологию создания детского коллектива в современных условиях.

ПЛАН

1. Детский коллектив как объект и субъект воспитания.

2. Типология и структура коллективов в условиях учебно-воспитательного учреждения.

3. Концепции воспитательного коллектива (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов, Л. И. Новикова, Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин и др.).

4. Динамика развития детского коллектива.

5. Формирование межличностных отношений в детском коллективе. Педагогическое взаимодействие в коллективе.

6. Органы ученического самоуправления.

7. Развитие личности в коллективе.

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: коллектив, детский коллектив, воспитательный коллектив, первичный и вторичный воспитательные коллективы, самоуправление, закон параллельного действия, принцип перспективных линий, группа, конформизм, нонконформизм.

тезисы лекции

1.Детский воспитательный (ученический) коллектив это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, ведущих совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.Здесь выделены четыре главных признака воспитывающего коллектива:

- постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив);

- включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий;

- формирование коллективистских отношений или отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива;

- организация действенной работы органов управления.

Педагогическое значение коллектива определяют его функции:

- организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее);

- воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношений к миру и к самим себе, выработку ценностей, привычек, воли, характера);

- стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально-значимого общения и формирования потребности в самовоспитании учащихся, для корректировки их поведения).

2. Наукой выделены виды коллективов: постоянные и временные, первичные, разновозрастные, классные и др.

Первичный коллектив – это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок, другие группы, которые входят в общешкольный коллектив.

Согласно исследованиям психологов, группа в своем движении к коллективу проходит этапы развития: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, группа-коллектив (Л.И. Уманский, А.В. Петровский и др.).

Группа - конгломерат – объединение ранее незнакомых людей, например, отряд в детском лагере, вновь созданный класс; их отношения носят внешний, ситуативный характер. Организационное оформление группы, её название, планируемая деятельность является стартом развития.

Группа-ассоциация – если группа приняла цели деятельности, требования педагогов, то началось формирование коллектива, происходят изменения в межличностных отношениях в сторону взаимодействия и взаимовлияния; это более высокий уровень организации.

Группа-кооперация – её характеризует успешная деятельность, образование организационных структур, внутригрупповое общение постепенно обуславливается отношением к делу.

Группа-автономия – достигается внутреннее единство в деятельности, в отношениях; класс или отряд осознает себя как общность («мы», «наш класс»), активно развиваются межличностные отношения. На данной стадии есть, однако, опасность пойти по пути крайнего обособления и превратиться в группу-корпорацию, в которой развит групповой эгоизм, что ведет к асоциальному пути развития, к замкнутости, сосредоточению только на своих интересах, к противостоянию всем остальным.

Группа-коллектив – наряду с высоким уровнем внутригрупповой сплоченности, есть межгрупповые связи, возникает коллективистская направленность, появляются и все названные выше особенности коллектива.

3. А.С. Макаренко сформулировал главный закон воспитания в коллективе - закон параллельного действия.

Закон означает, что в коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, названные выше коллективистские отношения. Педагог воспитывает косвенно, через коллектив. Товарищи по коллективу подскажут, как надо себя вести, а иногда и очень жестко скажут провинившемуся всю правду на общем собрании. Общественное мнение коллектива, воля коллектива – сильнейшее воспитательное средство, но оно может быть и орудием подавления индивидуальности. Это лишний раз доказывает, что в педагогике нет универсальных методов, которыми легко решать любые задачи. Согласно учению А.С. Макаренко, коллектив в зависимости от характера требований и позиции педагога в воспитательном и внутригрупповом процессе проходит три стадии развития. Требование он понимал широко, как общий взгляд педагога на то, как надо жить и развиваться группе, будущему коллективу, воспитанникам, чтобы быть достойными гражданами страны, что предполагает предъявление конкретных требований в виде правил, норм отношений, деятельности и пр. Он предлагает начинать воспитание коллектива путем предъявления искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования педагога.

На первой стадии развития группа организуется под влиянием воспитателя, на основе выдвижения личностно и социально значимых целей, а также ясных и категоричных требований-правил. Формируется актив из наиболее сознательных ребят, принявших требования воспитателя. Показателями становления коллектива на первом этапе являются наличие целей, общая деятельность, формирующийся актив.

Вторая стадия развития. Члены актива становятся организаторами деятельности воспитанников, они постепенно предъявляют требования к личности. Развиваются деловые, коллективистские отношения, наряду с межличностными, дружескими связями, которые все более определяются общей деятельностью и нормами жизни коллектива. Деятельность педагога направлена на постановку более сложных задач, обучение актива, формирование общественного мнения, закрепление положительных традиций. Вторая стадия развития коллектива считается состоявшейся, если актив и значительная часть группы принимают социально значимые цели и деятельность как свои, если деятельность для них имеет личностный смысл, если развивается самоуправление, складываются отношения ответственной зависимости между воспитанниками, формируется здоровое общественное мнение.

На третьей стадии развития коллектива большинство членов группы принимают требования и нормы, ценности группы, как свои, требования предъявляются самим коллективом ко всем его членам, сформировано общественное мнение. Путь от категорического требования организатора до свободного требования каждой личности к себе А.С. Макаренко считал главным в развитии детского коллектива. Собственно именно на этом этапе развития группы проявляется закон параллельного действия: члены коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны воспитывать новичков.

В жизни коллектива есть ещё один важный закон - движение коллектива вперед. Это значит, что педагог вместе с детьми должен видеть, определять перспективы, цели в жизни всей группы как социального и педагогического феномена. А.С. Макаренко называл это системой перспективных линий: близкие, средние, дальние цели. Наличие целей, планов мобилизует воспитанников, делает жизнь каждого осмысленной, содержательной, толкает к действию. Без перспективы, движения вперед коллектив умирает.

4. Для развития коллектива класса важна реализация комплекса однородных задач, решаемых классными руководителями в своей педагогической деятельности; их можно назвать функциями управления коллективом.

Среди них можно выделить целевые и процедурные функции, обеспечивающие реализацию поставленных педагогом целей.

Исходя из того, что перед педагогом стоит цель обеспечить благоприятное для каждого развитие отношений в коллективе, в качестве целевых функций выделяют:

- формирование гуманистических норм отношений;

-организационное сплочение коллектива;

- создание условий для адаптации и самореализации каждого учащегося в системе коллективных отношений;

- стимулирование лидерства;

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

К процедурным функция относят:

- диагностика уровня развития коллектива и отношений в нем;

- организация деятельности;

- подготовка организаторов.

Динамичность структуры коллектива позволяет развивать не только межгрупповые, но и межличностные отношения.

5. Большое значение для развития коллектива имеет сотрудничество педагогов и учащихся.

Важно создать в коллективе учебного заведения обстановку взаимного доверия и взаимопомощи, взаимной ответственности.

Только при условии, что все члены коллектива хорошо знают свои права и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий на коллектив.

Будучи наделенным соответствующими правами и гарантиями, каждый педагог или учащийся получает возможность реализовать себя в конкретной деятельности, что способствует его творческому и социальному росту. Оказанное доверие создает такую систему мотивации, при которой в процессе реализации управленческих функций как субъект, так и объект управление получает растущее удовлетворение. Решение о делегировании полномочий и ответственности только тогда будет не формальным, а осознанным, воспринятым обеими сторонами, когда оно принимается не на основе волевого решения, а с согласия подчиненного.

6.Детское самоуправление – одна из форм организации жизнедеятельности детей, которые можно классифицировать по тому, кто является субъектом этой организации.

В качестве системообразующего фактора процесса развития самоуправления выступает цель деятельности, которая одновременно является одной из сторон основного противоречия, обусловливающего развитие детского самоуправления. Цель работы органов самоуправления определяется общей целью, стоящей перед ученическим коллективом.

Цели, реализуемые органами самоуправления:

а) в учебной деятельности – организация взаимопомощи в учебе, коллективной познавательной деятельности;

б) в общественно-трудовой деятельности цели предполагают реализацию задач самообслуживания, благоустройство территории, шефскую работу и др.;

в) в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других мероприятий;

г) в сфере решения бытовых проблем – благоустройство территории вокруг школы, создание уюта, обеспечение учащихся необходимым инвентарем и т.д.

Обязательным условием развития детского самоуправления является реализация управленческого решения.

7. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный. Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта.

Выделяют три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:

- личность подчиняется коллективу (конформизм);

-личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

- личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

В каждой из этих моделей выделяется множество линий взаимоотношений (коллектив отвергает личность, личность отвергает коллектив, сосуществование по принципу невмешательства и др.).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных