Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы исследований в современной психологии




Выделяют четыре группы методов познания психологических явлений (по Б. Г. Ананьеву):

Организационные методы: 1) сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т. д.); 2) лонгитюдный метод (обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); 3) комплексный метод (в исследовании объекта участвуют представители разных наук).

Эмпирические методы: 1) наблюдение и самонаблюдение; 2) экспериментальные методы; 3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); 4) анализ продуктов деятельности; 5) биографические методы.

Методы обработки данных: 1) количественный (статистический); 2) качественный (дифференциация материала по группам, анализ).

Интерпретационные методы: 1)генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов); 2) структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).

Основные методы психологии. Наблюдение. Метод научно объясняет причины психологического явления, и Проводится в естественной ситуации (достоинство метода) по программе, в которой Перечислены ожидаемые действия и реакции наблюдаемых с фиксацией частоты их появления. Недостаток метода — трудоемкость.

Эксперимент — вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт.

Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях с использованием аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях при изучении познавательных возможностей на разных этапах возрастного развития.

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора эксперимент может быть констатирующим и обучающим, или формирующим (осуществляется воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств).

К методам психологии можно отнести методы опроса, среди которых: 1) метод беседы; 2) анкетирование, интервьюирование; 3) метод экспертных оценок; 4) метод тестов.

В последнем методе но качеству тесты делят на стандартизованные и не стандартизованные, а по назначению — на общедиагностические, профессиональной пригодности, специальных способностей и тесты достижений. По материалу оперирования — на бланковые, предметные и аппаратурные.

Тесты бывают индивидуальные и групповые. По комплексности тесты делятся на изолированные тесты и тестовые наборы. По характеру ответов тесты подразделяют на тесты с предписанными и со свободными ответами. По области охвата психической активности их разделяют на тесты личности и интеллектуальные тесты.

Этапы психологического исследования.
Любое психологическое исследование предполагает наличие определенных этапов: первый этап — подготовительный (сбор сведений, составление логической к хронологической схемы исследования, выбор контингента испытуемых, составление плана математической обработки и описания исследования); второй — эксперимент в соответствии с методикой исследования, состоящий из экспериментальных серий; третий — обработка данных с применением статистических приемов для проверки достоверности выводов; четвертый — интерпретация данных, окончательное выяснение правильности или ошибочности гипотезы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных