Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Существуют неосознаваемые восприятия – «малые восприятия» (Лейбниц).




У Локка бессознательное не выделялось. Мы всегда все сознаем актуально. В сознании тождество личности.

Лейбниц выступил против локковско-картезианской идеи об отождествлении всей психики с сознанием и впервые в истории произвел различие между бессознательными и сознательными состояниями духа.

Согласно Лейбницу, все в мире подчиняется закону непрерывности. Природа не делает скачков. Этот закон Лейбниц применяет и к душевной жизни. Она также непрерывна. Наряду с ясно сознаваемыми — апперцепируемыми — восприятиями в душе есть бесчисленные малозаметные восприятия, «которые недостаточно выделяются, чтобы их можно было осознавать или вспомнить, но они познаются по вытекающим из них определенным следствиям. Мы мыслим одновременно о множестве вещей, но обращаем внимание на наиболее выделяющиеся мысли». Все непроизвольные поступки являются результатом действия малых восприятий. Они определяют наши вкусы. Из малых восприятий возникают сознательные желания и страсти. Малые восприятия не сознаются ввиду их недостаточной силы.

Вопрос

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, основанное на принципе, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук (в лице своего основателя, Огюста Конта, позитивизм насчитывает шесть наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология) и их синтетического объединения (в положительной науке, сводящей данные всех наук воедино) и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм оформился в 30-х гг. 19 века. Создатель позитивизма, введший этот термин, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской ("метафизической") традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название "философии"; последняя сводится, т. о., к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку позитивизм не имеет дела с "метафизическими" проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки "метафизики", к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос "почему", а на вопрос "как", и "подчиняет воображение наблюдению фактов" (это основной закон положительной науки, по Конту; его не соблюдают как религия, теология, так и философия, метафизика). Последовательное развитие этого тезиса ведёт к феноменализму (от греч. феноменон - являющееся; научно-философское представление, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов, ощущений, "чувственных данных", а всё содержание познания м. б. сведено к чувственным восприятиям). Наряду с субъективно - идеалистической тенденцией контовский позитивизм сохраняет некоторые элементы естественно-научного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 века. Следуя просветителям, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию. Время науки, по Конту, наступает только в 19 веке, когда завершают формирование все основные положительные науки и возникает их объединение в "положительной философии" (система такой философии и была разработана Огюстом Контом). Положительной стадии в развитии общемировой истории и науки предшествуют две ранних стадии: теологическая (когда объяснение действительности происходит на основании сверхъестественных факторов, веры, авторитета), и метафизическая (объяснение на основании идей, категорий ума, умозрение, оторванное от опыта). Это развитие сознания и составляет содержание "закона трех стадий" (в развитии человечества), одного из основных законов позитивизма О. Конта.

Представителями первой, "классической" формы позитивизма 19 века, кроме Конта, были Э. Литтре, Г.Н. Вырубов, Э. Ренан - во Франции; Дж.С. Милль, Г. Спенсер - в Великобритании).

Джон Стюарт Милль полагает, что всё знание проистекает из опыта (в этом плане он сближает позитивизм с английским традиционным эмпиризмом), а его предметом являются ощущения. Материя есть лишь постоянная возможность ощущений, а сознание - возможность их переживаний. Исходя из своих позитивистских феноменалистких представлений, Милль строит систему логики, стремясь вывести все категории и общие понятия, употребляемые разумом, из различных ассоциаций (соединений, связей) чувственных данных, и отрицает за разумом какую-либо его собственную специфику, независимую от ощущений.

Специфическая особенность позитивизма Герберта Спенсера - его учение о всеобщей эволюции, основанной на интерпретации учения Дарвина, в котором он, однако, отказывался искать глубинные причины, полагая, что эволюционизм есть простое описание фактов действительности. Он развивает также агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, в сущность которой можно проникнуть лишь посредством религии, а не с помощью науки.

Позитивизм оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в). В конце 19 века позитивизм переживает кризис, вызванный прогрессом естественно-научного знания (обесценившим многие из тех "синтетических" обобщений, которые рассматривались самим позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19-20 вв. Кризису первой фазы позитивизма способствовали интенсивное развитие и психологических исследовании, заставлявших предпринимать анализ тех самых "предельных" философских вопросов знания (мышления, воли, идеи, сознания, цели), которых всячески избегал позитивизм, а также неудача всех попыток позитивизма доказать объективную обоснованность предлагаемой им системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу научного исследования, вывести "должное", этику, из "сущего", природы и общества). Это заставило вновь поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный позитивизм вступает в новый, второй этап своей эволюции - махизм (эмпириокритицизм), который носит явно выраженный субъективно-идеалистический характер. Тенденции махизма получают своё дальнейшее развитие в неопозитивизме, появление которого относится к 20-м гг.20 в. и который является современным, третьим этапом эволюции позитивизма.

Вопрос

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В 18 ВЕКЕ.

Общая характеристика психологии в 18 веке.

Анализ развития психологии в течение 18 века показывает, что в этот период начался процесс ее формирования как самостоятельной науки, имеющий свой предмет, свой терминологический аппарат и метод исследования. С возникновением ассоцианизма, т.е. теории Гартли, можно уже говорить о существовании самостоятельной психологии. Это доказывается и появлением работ, посвященных чисто психологической проблематике, и анализом ее места в системе наук и началом чтения курса психологии в учебных заведениях. Поэтому если экспериментальную психологию по праву связывают с именем В.Вундта, то появление психологии как самостоятельной науки можно отсчитывать от работ Д. Гартли.

В этот же период продолжает развиваться своеобразие в подходах к проблемам психологии в разных научных школах (английской, французской, немецкой) при сохранении единства предмета психологии.

(французская психология – Жюльен Ламерти (1709-1751), Э.Кондильяк (1715 - 1780), Ш. Бонне (1720 - 1793), Д.Дидро (1713 - 1784), К. Гальвеций (1715 – 1771), Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778), П.Ж. Кабаниса (1757 - 1808); немецкая психология – Христиан Вольф (1679 - 1754), И. Кант (1724 - 1804),).

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

АССОЦИАНИЗМ, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в 18 веке. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную науку, независимую от философии.

Термин «ассоцианизм» был введен Локком, а само понятие использовалось еще Аристотелем, который разработал и первые законы ассоциаций. Затем, уже в Новое время, это понятие вернулось в психологию, хотя ассоциации трактовались Декартом и Лейбницом, в отличии от Аристотеля, как феномены мешающие истинному пониманию вещей.

Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатывались в трудах Бонне, Беркли и Юма, хотя появление ассоцианизма как психологической школы связано с именем Д. Гартли, который на механизме ассоциативной переработки построил свою психологическую теорию.

Английский философ Д. Беркли (1685 - 1753) положил в основу своей концепции положение Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. Во главу угла Беркли поставил понятие о внутреннем опыте. Его формула познания гласила: «Быть значит быть в восприятии», т.е., по Беркли, то, что люди принимают как независимые от сознания вещи, есть не что иное, как комплекс их внутренних ощущений (идей – по Беркли), которые никак не отражают состояние внешнего мира. Пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза – пропадает не только ощущение, но и объект.

Он утверждал, что существуют лишь те качества, которые испытывает субъект. Поэтому все качества являются вторичными, т.е. придуманными самим субъектом, т.к. качества, реально принадлежащие предметам, не существуют - они непознаваемы для человека.

Он отрицал возможность конкретного человека проверить истинность или ложность его знаний. Он писал, что в нашем познании ум пассивен, он лишь наблюдает смену феноменов, между которыми нет связи, но существует произвольная активность Бога.

Психология восприятия Беркли посвятил трактат «Новая теория зрения» (1709). В нем он использовал принцип ассоциации, чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Образ складывается из опыта человека, а не является врожденным.

В работе «принципы человеческого познания» (1710) он рассматривает отношения между осязательными и зрительными ощущениями. Психические явления связаны между собой не причинными, а символическими знаковыми отношениями. Одно служит знаком другого. Огонь при сближении с ним – не причина боли, а знак, предупреждающий о ней. Одним знаком мы предупреждаем другие. Т.о., ощущения, если и не дают истинных знаний о внешнем мире, во всяком случае, помогают выстраивать поведение.

Идеи Локка и Беркли получили развитие в работах другого известного английского психолога и философа – Давида Юма (1711-1776). Единственным источником познания являются наши восприятия, на основании которых мы создаем свои суждения о внешнем мире и о себе. Т.о. устраняется противопоставление объекта и субъекта, т.к. объект – комплекс восприятий, а субъект – процесс восприятий.

Источник знаний – переживания человека, которые подразделяются на впечатления и представления (идеи). По Юму, разница между впечатлениями и представлениями в их силе и отчетливости, а не в том, что одни (ощущения) отражают реально существующие предметы, а другие (представления) – воспоминания о них.

В основе мышления лежат ассоциации. Он выделял ассоциации по сходству, контрасту, смежности в пространстве и времени и по закону причинной связи.

Ассоциация как универсальное свойство психики лежит в основе создания причинной связи, наших суждений. Ассоциация становится причиной заблуждений, свойственных мышлению человека.

Он доказывал, что без опыта, на основе одного восприятия, невозможно составить картины мира и действовать в нем.

Разрабатывая законы ассоциаций и связывая их с особенностями психики человека, Беркли и Юм, все же рассматривали эти законы как частный случай своей концепции. Основателем же ассоциативной психологии, которая просуществовала как единственное собственно психологическое направление до начала 20 в., по праву считается Д. Гартли. Он стремился создать такую теорию, которая позволяла бы управлять поведением человека. В качестве такого механизма он и выбрал ассоциации.

В основе его теории лежит идея Локка об опытном характере знания и принципы механики Ньютона.

В своей книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749) он изложил учение об ассоциации. Оно базируется на учении о вибрации. Вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. В структуре психики человека он выделил два круга – большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т.е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Т.о., Гартли, по сути, создал свою, вторую после Декарта в психологии, теорию рефлекса, которая объясняла активность человека с помощью законов механики. Внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращение и движение тела.

Большой круг регулирует поведение, а малый – вибрации. Малый круг расположен в белом веществе мозга и является основой психической жизни, процессов познания и обучения. Вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе мозга. Исчезая в большом круге, вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы – основа памяти человека. От силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются. Т.о., он расширил сферу душевной жизни человека, включив в нее сознание и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного.

Психика состоит из нескольких основных элементов – ощущений, которые являются вибрацией органов чувств, представлений (вибрацией следов в белом веществе в отсутствии реального объекта) и чувств, отражающих силу вибрации. В основе психических процессов лежат различные ассоциации. При этом ассоциации вторичны и отражают реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. По его мнению, в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом, а в основе воли – ассоциация слова и движения.

Психика формируется прижизненно и поэтому возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка безграничны. Будущее ребенка определяется материалом ассоциаций, который ему поставляют окружающие. Он доказывал, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, более стойкий, а отрицательное чувство, возникающее при определенном рефлексе, помогает его забыванию. Поэтому для формирования идеально нравственного человека необходимо вовремя подкреплять нужные рефлексы или уничтожать вредные.

Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии. Теория ассоцианизма просуществовала почти два столетия, хотя неоднократно подвергались критике основные ее постулаты, заложенные Гартли.

Вопрос






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных