Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие ассоциативной психологии во второй половине 19 века




Одним из первых попытку перестроить ассоциативную психологию предпринял немецкий психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Его «Учебник психологии», выпущенный в 1834 г. стал новым этапом в развитии ассоцианизма.
Душа, согласно Гербарту, непознаваема. Поэтому она не может быть предметом науки. Им могут быть феномены, доступные опытному изучению – представления. Этим термином он заменил термин «ощущение», подчеркнув тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Говоря об ассоциации представлений, Гербарт пришел к выводу, что представления не являются пассивным элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.
Представления могут быть в областях: «ясного сознания» - апперцепция, «сознания» - перцепция и бессознательного. Между этими областями пролегают границы, которые Гербарт называл «порогами». Одно и то же представление может в разное время находиться в разных областях; никаких особых препятствий для проникновения тех или иных представлений в сознание не существует.
Легче всего проникают в «ясное сознание» представления, которые для субъекта более значимы, обладающие большим зарядом, интенсивностью, а также те, которые имеют больше связей с прошлым опытом. Более ясные представления, «накопившись» в поле «ясного сознания», вытесняют другие за его порог.
Представления могут сливаться друг с другом, образуя комплексы, могут вытеснять друг друга.
Эта концепция Гербарта, которую он назвал «теорией статики и динамики представлений», сыграла большую роль в теории обучения.
Впоследствии Джон Стюарт Милль (1806-1873) предложил свою систему ассоцианизма, которую стали называть «ментальной химией».
Милль-младший утверждал, что законы духовных явлений иногда аналогичны механическим, иногда же химическим законам.
Если на дух одновременно воздействуют много впечатлений или идей, то иногда имеет место процесс, подобный химическому соединению, точно так же, как при быстрой смене перед глазами цветов спектра получается ощущение белого цвета. В этом случае правильно будет сказать, что семь цветов спектра производят белый цвет.
Точно также и относительно сложной идеи надо сказать, что она есть результат или порождение простых идей, а не то, что она состоит из них. Здесь мы имеем случаи психической химии: простые идеи порождают, а не составляют своею совокупностью идеи сложные. Милль пересмотрел законы ассоциаций, выделив из них три главных:
1) сходства (сходным идеям присуще возбуждать друг друга);
2) смежности (если два впечатления часто переживаются одновременно, то в тех случаях, когда одно из них возвращается в сознание, оно создает тенденцию к появлению и другого впечатления);
3) интенсивности (сила впечатления делает более вероятной частоту его слияния с другими).
Теория «ментальной химии» Милля-младшего знаменует собой этап начала кризиса ассоцианизма.
Дальнейшее развитие психологии связано с эволюционной теорией Дарвина. С теорией эволюции в психологии появились два новых постулата – об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, т.е. о том, что все психические процессы не появляются в готовом виде, но проходят закономерные этапы в своем развитии.

Эволюционный подход в психологии отразился в концепции Александра Бэна (1818-1903). В работах «Ощущения и интеллект», «Эмоции и воля» он доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании человека, но и те, которые лежат в основе его поведения. Большое внимание Бэн уделял рефлексам, инстинктам, навыкам. Именно в теории Бэна в предмет ассоциативной психологии было включено реальное поведение живого существа.
Истолковывая движущие силы поведения, Бэн противопоставил рефлексу спонтанное действие. Спонтанными он называл действия, для возникновения которых прямых физических причин недостаточно.
Навык образуется в результате спонтанных движений, т.е. беспорядочно повторяющихся случайных движений, из которых отбираются и закрепляются путем повторения те, что привели к успеху.
Человек отбирает путем проб и ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакции на определенные события и предметы окружающего мира, которые и закрепляются в виде навыка или волевого, разумного действия.
Так появилась в психологии модель проб и ошибок, которая в дальнейшем была положена американской психологией в основу объективного исследования поведения.
Если Бэн способствовал фактическому изменению предмета психологии, то теоретическое обоснование этому было сделано социологом Гербертом Спенсером (1820-1903). Спенсер был основателем позитивизма, в русле которого он и пытался трансформировать методологию ассоциативной психологии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает теорию эволюции.
Спенсер определил предмет психологии как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Т.о., он расширил предмет психологии, включив в него не только ассоциации между внутренними факторами, т.е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с внешним миром.
В генезисе психики Спенсер выделял несколько этапов (частных форм адаптации к среде):
ощущение рефлекс
чувства инстинкт
память навык
разум волевое поведение
сознание поведение
Идея о связи интеллекта с адаптацией стала ведущей для психологии в начале ХХ века. Теория Спенсера способствовала созданию экспериментальной психологии.

Вопрос






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных