Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Потребности как источник активности личности





Человек живет в сложном и многообразном мире физических, социальных, политических, идеологических и других явлений и событий. Не на все эти явления он реагирует одинаково, не все они становятся для него интересны. Источник активности личности — ее потребности.
Потребность— это переживание человеком нужды в каком-либо объекте, условиях среды, необходимых для его существования и развития. Поэтому потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Обычно процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Удовлетворяя потребности и достигая цели, человек тем самым создает новые объекты, новые условия среды, которые в свою очередь порождают и новые потребности.
Активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения мотивов - непосредственных побудителей поведения.
Потребности человека очень многообразны. Н. Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:
- по характеру и природе возникновения: естественные, социальные, интеллектуальные;
- по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;
-по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;
- по степени конкретизации: общие и конкретные;
- по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные;
- по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;
-по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;
- по степени активности: активные и пассивные;
- по степени рациональности: рациональные и иррациональные («псевдопотребности»);
- по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;
- по степени перспективности: социально перспективные и бесперспективные.

Потребности есть основной источник активности в познавательной и практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен найти для этого пути и средства в сложном социальном мире, он должен уметь ставить перед собой и решать практические и теоретические задачи. В связи с этим мышление выступает в качестве такого психологического процесса, который обеспечивает поиск необходимых средств, способов и методов удовлетворения возникших потребностей.
Не только мышление, но и воля побуждается потребностями. Благодаря волевому усилию, целенаправленности, настойчивости, упорству человек преодолевает трудности, препятствия, встающие на пути удовлетворения потребностей.
Потребности становятся главными причинами определенных психологических состояний, переживаний, чувств человека. В зависимости оттого, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, человек переживает состояния напряжения или спокойствия, эмоции — радость или горе, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.
Потребности человека многообразны по своей природе, однако для каждой личности характерна определенная система потребностей, включающая доминирующие, преобладающие потребности и потребности, подчиненные им. Доминирующие потребности могут подавлять все остальные и в связи с этим определять основное направление поведения и деятельности. Так, человек, испытывающий постоянную потребность в успехе, все свои поступки и действия подчиняет этой потребности. Порой ему важен успех сам по себе, без учета средств и способов его достижения, их морально-нравственной ценности. Этой главной потребности могут быть подчинены потребности в познании, общении, труде и т.д.
Ведущей потребностью человека должна стать потребность в труде. Она проявляется в стремлении к труду как жизненно необходимой деятельности, концентрирующей вокруг себя все духовные и физические возможности человека. Хотя эта потребность имеется практически у каждого современного человека, но далеко не всегда она становится доминирующей.

Структура деятельности человека. В любом виде деятельности можно выделить общие структурные компоненты — цели, мотивы и действия. Цель выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Мотив побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

В процессе развития человека деятельность становится более сложной, самостоятельная деятельность может превращаться в действие, а отдельные действия могут превращаться в самостоятельную деятельность.

П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Э. А. Асратяп, Б. Г. Ананьев и др., исследуя механизмы планирования, контроля и регулирования действий, установили, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психического образа, базирующегося на своеобразной нейропсихической модели. Обратная связь — информация о результатах совершаемого действия н сравнения их с заданной моделью — обеспечивает корректировку действия по ходу его выполнения. Этот механизм назвали акцептором действия.

Способы выполнения действий, составляющих данный вид деятельности, принято называть приемами действий. Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций, подчиненных задаче решаемой в тех или иных конкретных условиях.

Действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называются предметными. Они складываются из определенных движений, в большинстве случаев — из грех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Выделяются и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д. Во всех случаях необходимы координация и согласованность движений.

Разнообразные действия человека выполняемые во внутреннем плане сознания, называются умственными. Экспериментально установлено, что умственные действия обязательно включают в себя моторные двигательные компоненты.

Существуют четыре вида умственной деятельности: перцептивная, мнемическая. мыслительная и имажитивная.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производив от внешней (предметной). По мере накопления опыта приобретается способность совершать те же действия в уме (интериоризация, благодаря которой психика человека способна совершать операции с образами предметов, находящимися вне поля зрения). Затем действия в уме, направленные па преобразование предметной деятельности, сами подвергаются обратному преобразованию (зкетериоризация. реализующаяся в форме движений, воздействий па предметы, манипулирование с ними).

Интериоризация и экстериоризация

admin - Сб, 21/03/2009 - 11:56

 

Опорные слова к вопросу №18 — здесь

 

В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона - движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир - определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью: мотивационной, познавательной и регуляторной. С другой стороны, вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемыми.

Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.

Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного.

Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Экстериоризация (от лат. exterior - внешний) - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.

Вопрос

Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Деятельность имеет сложную структуру, в ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операции, психофизиологические функции.
Действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, они складываются из определенных движений.
Н.А. Бернштейном был предложен принцип управления движениями, он назвал его принципом сенсорной коррекции, имея ввиду, коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с этим выделяют различные структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.
Умения – способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности, они всегда опираются на знания.
Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.
Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические, а также на:
— двигательные (складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебе);
— умственные (складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений и т.д.).
Значение умений и навыков велико: они облегчают физические и умственные усилия, вносят в деятельность человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
Функциональные компоненты навыка:
1. Обученность, как чистая составляющая навыка (система реакции, координации и др.).
2. Адаптация к конкретным условиям.
В формировании навыка выделяются 3 основных этапа:
1. Аналитический – первоначальное знакомство с движением и овладение отдельными элементами действий.
2. Синтетический – объединение элементов в целостное действие.
3. Автоматизация – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снять напряжение.
Этапы формирования двигательных навыков:
1. Осмысление навыка. (Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения, грубые ошибки при по пытках выполнения действий.)
2. Сознательное, но неумелое выполнение (Несмотря на интенсивную концентрацию, произвольного внимания, множество лишних движений, отсутствие положительного переноса данного навыка).
3. Автоматизация навыка (все более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка).
4. Высокоавтоматизированный навык (точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия).
5. Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок.
6. Вторичная автоматизация навыка – восстановление особенностей 4-го этапа.
Таким образом, видно, что навык образуется в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий, причем по мере упражнения количественные изменения переходят в качественные.
Приобретенные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос – выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка), так и отрицательным (интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством).
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и др. качества автоматизированного действия.
Навык может быть сформирован через:
— простой показ;
— объяснение;
— сочетание показа и объяснения.
К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыка можно отнести: число упражнений, их темп и распределение во времени, а также знание результатов.
Причины, влияющие на продуктивность навыка:
— объективные (конструкция оборудования, его состояние, условия работы);
— субъективные:
— физиологические (утомление, состояние здоровья);
— психические (отношение к деятельности, уверенность в своих силах, настроение, динамика навыка).
Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но
не всегда бывают разумными и полезными.
Пути формирования привычек:
— через подражание;
— в результате многократного повторения действий;
— через сознательные целенаправленные усилия, например, путем положительного подкрепления желаемого поведения.

Дополнительный вопрос:
Теория уровней построения движений Н.А. Бернштейна.
Суть теории: в зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями понимаются морфологические слои в ЦНС. Каждый уровень имеет сови моторные проявления и каждому уровню соответствует свой класс движений. В организации сложных движений, участвуют, как правило, сразу несколько уровней – тот, на котором строится движение – ведущий уровень. В сознании человека представлены только компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, работа фоновых уровней, как правило, не осознается. Формально одно и тоже движение может строиться на разных уровнях. Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, задачей движения.
Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний; не имеет самостоятельного значения, но отвечает за важный аспект движения – тонус мышц. На него поступают сигналы, сообщающие о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия. Собственные движения уровня: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха и др.
Уровень В – уровень синергий. На нем перерабатываются сигналы, сообщающие о взаимном положении и движении различных частей тела. Уровень решает задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. Собственные движения уровня: движения, не требующие учета внешнего пространства, например, мимика, потягивание и др.
Уровень С – уровень пространственного поля, на него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о внешнем пространстве. Собственные движения уровня: движения, приспособленные к пространственным свойствам объекта, к их форме, положению, весу и др., например, ходьба, прыжки, акробатика, стрельба и др.
Уровень D – уровень предметных действий, корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами (почти монопольно принадлежит человеку). Собственные движения уровня: орудийные действия, манипуляции с предметами, например, шнуровка ботинок, чистка картошки и др. Характерная особенность движений этого уровня – они сообразуются с логикой предмета; скорее это уже действия, а не движения, поскольку в них не совсем фиксирован двигательный состав движения, а задан лишь конечный предметный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действий.
Уровень Е – уровень интеллектуальных двигательных актов, таких как речевые движения, письмо и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а вербальным смыслом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных