Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Повторный брак и дети




Дети от предыдущих браков, плохо воспринимают развод родителей и вхождение в семейный круг нового человека. Ребенок должен чувствовать любовь обеих родителей, которые в свою очередь должны осуществлять равноценные вклады в его воспитание.

В подростковом возрасте ребёнку нужна крепкая и понимающая семья, потому что в этом возрасте активно формируется самосознание и взгляды на будущую профессиональную ориентацию, и личную жизнь. Неблагоприятный опыт одного из родителей может навсегда поселить в сознании подростка образ неблагополучной семьи, и нежелание обзаводится собственной.

29. ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ И ДЕТСКИЕ РОЛИ. Тип семейного воспитания - валовая, интегративная характеристика внутрисемейных отношений, отношения родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребёнку, уровня родительской компетентности. Типы семейного воспитания

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, ин-дифферентныи.

Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким - контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.

Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дис-тантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Типы родительских позиций.

1. Чрезмерно оберегающие родители. Преувеличенная, мелочная забота о детях, детям не предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия.

2. Гиперсоциальная требовательная позиция. От детей требуют порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей. Требования, предъявляемые ребенку, чрезмерно высоки.

3. Раздражительный, эмоционально лабильный родитель. Потиворечивость эмоций родителя по отношению к ребенку: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность — с доминантностью, завышенные требования — с родительской беспомощностью.

4. Авторитарный родитель. Больше полагаются на строгость и наказания, редко общаются с детьми, жестко контролируют детей, не побуждают детей выражать свое собственное мнение; категоричность суждений, приказной тон.

5. Устранившийся, раздражительный родитель. Ребенок главная помеха, он постоянно мешает.

6. Либеральный родитель. Снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, не поощряют детей, относительно редко и вяло делают им замечания, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.

7. Гипертрофированная родительская любовь. Выражается в снижении критичности и требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми, когда родители не только не замечают недостатки ребенка, но и приписывают ему несуществующие достоинства.

8. Авторитетные родители. Родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, много с ними общаются, контролируют детей, требуют осознанного поведения.

9. Демократичные родители. Сходна с предыдущей по всем признакам, кроме контроля, так как, не отвергая его, родители редко пользуются им. Дети просто поступают так, как того желают родители, без всякого видимого нажима.

 

31.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕБЕНКА – НЕВРОТИКА. Невротик - человек, которому от всего плохо. В случае новой игрушки ребенок увлечен позитивом, в случае невроза человек увлечен своим негативом.
Невротик - не вполне душевно здоров, но не очевидно, что болен. На стадии невротизма человек считается здоровым.

Ребенок рождается с огромными способностями к адаптации. Если воспитание идет без учета природных составляющих, то это обстоятельство может создать условия для формирования невротической личности.

Главная ошибка многих родителей – игнорирование характеристики темперамента ребенка, которая состоит из следующих параметров:

Степень моторной активности (если ребенок родился активным – ему нужно позволять много двигаться, если пассивным – то навязанное ему требование быть активнее следует рассматривать как невротизирующий фактор);

Ритмичность (темп чередования потребностей ребенка);

Приближение-удаление (способ реагирование на новую ситуацию и отношение ребенка к новым объектам);

Интенсивность (количество энергии, которое используется ребенком для выражения эмоций);

Скорость приспособления к новой ситуации (быстро или медленно);

Порог чувствительности (величина стимула, вызывающего эмоциональную реакцию ребенка);

Качество настроения (в каком эмоциональном настроении ребенок чаще пребывает – «мажорном» или «минорном»);

Способность к сосредоточению (степень отвлекаемости);

Интервал времени, в котором поддерживается активность.

Когда родители навязывают ребенку чуждый ему ритм и интенсивность контактов со средой при удовлетворении потребностей, они создают условия для формирования невротической личности.

Наибольшие трудности в воспитании вызывают следующие типы детей:

«Синички» - дети с высокой эмоциональной чувствительностью.

«Улитки» - не проявляются сразу, замкнуты, мотивы их поведения в новой ситуации часто не понятны, они «не пускают в душу», не обозначают явно свои потребности.

«Черепахи» - долго адаптируются к новым ситуациям, медлительные.

«Нытики» - характерен плаксивый фон настроения, именно им меньше всего достается родительской любви.

На развитие таких детей влияет тип отношения к нему со стороны матери: материнская любовь может компенсировать трудности в развитии ребенка и прогноз относительно развития ребенка будет неутешительный при воспитании его нелюбящей матерью.

 

32. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНИК В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ.

 

33. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. Тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения.

Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.
Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (Например, мать будет провожать подростка до школы, несмотря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто — в виде издевок, иронии, высмеивания.

Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев — или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.
Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойствена повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям. Взаимосвязь между типами воспитания и формируемым типом акцентуации характера можно представить в виде следующей таблицы.

 

34. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Одной из первых задач, решаемых консультантом, является создание доверительных отношений с членами семьи. Для этих целей традиционно используются различные техники (от активного слушания до присоединения).

Выбор времени и места для проведения диагностической процедуры в рамках консультативного процесса определяется в зависимости от предварительно сформулированной гипотезы и общей схемы работы с семьей.

Для диагностики состояния семьи и ее психологического благополучия традиционно используются следующие методы:

· проективный тест «Скульптура семьи»; Суть данной техники, предложенной В. Сатир, состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, рассматривая каждого в роли, которую они играют по отношению к друг другу, и те чувства, которые при этом испытывают. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется на нее. Одним из многих преимуществ метода «скульптура семьи» является его способность преодолеть чрезмерную «завербализованность» и «заинтеллектуализированность» (разнообразные защиты, проекции и обвинения), часто существующие в семейной системе. Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне.

· метод генограммы; Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных отношений в трех—четырех поколениях. Она предложена М. Боуэном в 1978 г. в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее — показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники.

проективный тест «Рисунок семьи». Порядок выполнения теста следующий: испытуемому предлагается нарисовать свою семью карандашом на бумаге без клеточек. В случае, если испытуемый задает вопросы относительно рисования, консультант отвечает неопределенно («Рисуй, как хочешь»), но поддерживая стремление клиента рисовать («Неважно, как ты нарисуешь — главное, чтобы ты что-то нарисовал»).

Испытуемый не должен пользоваться ластиком. По окончании рисования все нарисованные персонажи должны быть обозначены подписями (кто есть кто). Перед началом рисования дается следующая инструкция: «Нарисуй свою семью».

 

35. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Психологическое консультирование -- это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность - личность». Цель консультирования -- помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Принцип добровольности обращения клиента является важнейшим этическим принципом семейного консультирования. Никто не может быть подвергнут психологическому воздействию без добровольного согласия.

Принцип конфиденциальности гарантирует личную и социальную безопасность обращения в консультацию клиента и сохранения в тайне всех сведений, полученных в процессе консультированияПринцип личной ответственности клиента означает признание права личностного выбора клиентом того или иного решения проблемы, ответственности за реализацию принятого решения. Обратной стороной медали данного принципа является готовность клиента к саморазвитию, рефлексии своих семейных отношений, действий и их причин.

Принцип профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Семейное консультирование является чрезвычайно ответственным видом практической деятельности психолога. От его профессиональной компетентности зависит благополучие семьи и её будущее развитие.

Принцип стереоскопичность диагноза определяет требования исследования психологических особенностей семьи с позиций всех её членов, «глазами» всех участников семейного процесса. Этот процесс позволяет построить объёмную картину семьи, в которой соотнесены образы семьи у каждого её члена и объективная ситуация семейного взаимодействия.

Принцип реконструкция истории семьи воссоздание генезиса семьи и развития истории семейных отношений. Как правило, реконструкция истории семьи сочетается в семейном консультировании с направленностью на установления причинно - следственных зависимостей. Важно выявить не только сами события, но и особенности их переживания и восприятия каждым из членов семьи.

Принцип привлечение широкого социального окружения предполагает опору на социальные, межличностные и внутрисемейные ресурсы помощи семье в решении возникающих проблем.

Принцип совместная выработка решений является продолжением принципов личной ответственности клиента, профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Решения и рекомендации нельзя давать клиенту в готовом виде - это основной постулат психологического консультирования.

Принцип комплексности в работе с семьёй заключается в совместной деятельности семейного консультанта со специалистами по возрастной и детской психологии, социальными работниками, педагогами и воспитателями, врачами, юристами, сексологами. Это связано с тем, что не всегда проблемы семьи замыкаются в кругу собственно психологических проблем семейного контекста.

Принцип единство диагностики и коррекции означает, что любая диагностическая процедура имеет коррекционное значение, обладающее определённым эффектом для личности и семьи. Коррекционное воздействие и его эффект, в свою очередь, предоставляет важную диагностическую информацию для проверки гипотез о причинах возникновения трудностей семейной жизни.

Этапы:

Установление контакта. На этом этапе создается атмосфера душевного тепла и поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентами. Консультанту необходимо внимательно выслушать всех участников взаимодействия, проявляя искренность, симпатию и заботу.

Сбор информации. На этом этапе уточняются проблемы семьи, так как они видятся участниками процесса. Очень важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему может помочь умение точно и своевременно задавать открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы: «Что?» («Что случилось», «Что вас привело к психологу», «Что бы вы хотели обсудить со мной» и т. д.) –

Определение целей консультирования, психологический контракт. На этом этапе целесообразно обсудить с клиентами следующие вопросы: как они представляют себе результат психологического консультирования; что будет для них являться результатом; как они поймут, что результат достигнут.

Клиенты должны знать, как пойдет процесс консультирования, сколько понадобится встреч. Обсуждается время и место консультаций; вопросы, связанные с конфиденциальностью (требование конфиденциальности относится не только к психологу, но и ко всем членам семьи).

Выработка альтернативных решений. На этом этапе открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями творческого процесса. Будучи погруженными в свои проблемы, люди часто оказываются в плену стереотипов (привычных способов поведения и реагирования). Консультант помогает клиентам обозначить все возможные (подходящие и реальные для данной семьи) варианты решения проблемы, а также отобрать те из них, которые наиболее приемлемы как с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменению, так и с учетом прошлого опыта. Здесь же консультант находит форму, в которой выбранный способ решения может быть опробован членами семьи (моделирование эксперимента, психодраматические процедуры, ролевые игры и т. п.).

Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультирования результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

 

36.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕМЕЙНОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ. Существует множество определений семьи в социологии А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Боуэн широко использует в своей теории и практике семейной терапии представления о жизненном цикле семьи, а также считает необходимым учитывать национальные особенности клиента.

Другой вариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, - структурная семейная терапия С. Минухина.

В основе этого подхода лежат три аксиомы. Осуществляя психологическуюпомощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как ее подсистема.

Терапия семьи изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы.

Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.

Семья предстает как дифференцированное целое, подсистемы которого - отдельные члены семьи или несколько ее членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская, детская) имеет специфические функции и предъявляет к своим членам определенные требования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу нужна определенная свобода от влияния детей и внесемейного окружения. Поэтому важное значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами.

С. Минухин выделяет два типа нарушения границ: п е р в ы й - их спутанность, нечеткость, размытость; в т о р о й - излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и ребенком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы: "мать - ребенок (дети)" и "отец". У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семей с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в семье важнейшую из человеческих потребностей - в доверии, тепле и поддержке.

Анализ многочисленных теоретических построений и практики работы семейных консультантов породил яркую и удобную для повседневного употребления типологию, где все многочисленные системы работы с семьей (в зависимости от избранного психологом подхода к целям работы и понимания собственных функций) разбивают на три группы: "ведущие", "реагирующие" и "чистильщики".

"Ведущие" терапевты авторитарны. Стремясь создать здоровые отношения в семье, они воздействуют из позиции "супер-родителя", который лучше членов семьи знает, что для ее членов хорошо или плохо и активно действует. Это полностью избавляет клиентов от самостоятельных усилий, снимает с них ответственность. Справедливости ради отметим, что для человека или семьи, обратившихся за помощью в период глубокого кризиса, такое отношение на начальном этапе консультативного процесса является не только проблемным, но и единственно возможным, так как люди, только что пережившие жизненную катастрофу, нередко находятся в состоянии возрастной регрессии, когда возвращаются формы реагирования, свойственные испуганному беспомощному ребенку. В случае работы с такими клиентами (семьями или отдельными личностями) консультант сознательно принимает "родительскую позицию" и избирает стратегию дородительствования, постепенно "доращивая и довоспитывая", помогая поверить в свои силы, обрести точку опоры в себе, научиться продуктивно, взаимодействовать сначала с самим собой, а затем и с окружающими. Именно этот подход представлен в данном ранее описании структурной семейной терапии (С. Минухин).

"Реагирующие" семейные психотерапевты для того чтобы добиться позитивных изменений в семье, стараются мобилизировать ее собственный внутренний потенциал развития. Они "включаются" в обстановку и атмосферу семьи, с которой проводится работа. Такую терапию удобно выполнять вдвоем: один из психологов дает втянуть себя в создавшуюся семейную ситуацию (при этом он чаще всего принимает на себя роль ребенка), второй выступает в роли наблюдателя и держится несколько более отстраненно (как бы вне семейной системы).

Если вспомнить, что реагирующие психотерапевты теоретически ориентируются, прежде всего, на психоанализ, то нетрудно понять и истоки такой работы, и ее сущность. Психоаналитический подход предполагает, что в своей деятельности терапевт выполняет обе эти функции (и идентификацию с клиентом, и обособление, отстранение от него). В процессе взаимодействия с клиентом он попеременно то идентифицируется с ним, глубоко проникает в его проблемы, то отстраняется от клиента и его ситуации с целью объективного суждения. Здесь же эти функции как бы "разделены" между двумя психологами.

"Чистильщики систем" прежде всего, стремятся навести порядок в правилах, по которым живет семья. Консультант старается противодействовать неправильному поведению, заставить отказаться от незрелых и патологических форм поведения. Этот метод характерен для стратегической семейной терапии и системной семейной терапии миланской научной школы.

 

37. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУПРУГОВ ПО МЕЖЛИЧНОСТНЫМ ПРОБЛЕМАМ. Как правило, семья обращается в психологическую консультацию в трудные периоды жизни, когда ощущается напряжение, нарушаются взаимоотношения между ее членами, возникают конфликты.

Анализируя проблемы, с которыми супруги часто обращаются в консультацию, исследователи (Ю.Е. Алешина, В.Ю. Меновщиков) считают наиболее типичными:

§ различного рода конфликты и взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;

§ конфликты, проблемы, недовольство супругов из-за различий во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;

§ сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере и их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения;

§ сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;

§ болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи;

§ проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях;

§ отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения.

При всем внешнем различии эти проблемы схожи: трудности возникают в сфере отношений с другим человеком. Однако эти проблемы – лишь маркер неблагополучия во внутреннем мире человека (это могут быть искаженные представления о мужчине и женщине, их обязанностях и желаемом поведении, расхождение между желаемым и реальным отношением, негативное отношение к себе и партнеру, саморазрушающие чувства вины, обиды, страха, гнева и др.).

 

38. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Индивидуальная работа с одним из членов супружеской пары. В этом случае развиваются классические отношения "консультант - клиент", однако и здесь незримо присутствует контекст семейных отношений (в памяти и образах клиента, в его рисунках и проигрываемых ситуациях и тому подобное). Семья продолжает существовать "в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование и оценку пациента".

Индивидуальная консультация вполне уместна, когда кому-либо из членов семьи сложно рассказать о проблеме открыто, и человек предпочитает индивидуальную беседу, где легче поделиться наболевшим, тем, что он долго и мучительно скрывал от домочадцев. В этих случаях индивидуальные беседы приводят к тому, что чуть позже человек сможет доверить тайну, рассказать "о стыдном" в присутствии других членов семьи. В такие моменты клиент зачастую испытывает большое облегчение: обнаруживается, что чувство вины, которое долго мучило его, было преувеличено, а замалчивание лишь усиливало его.

Но есть и другие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного из членов супружеской пары вызывает сопротивление другого. Если консультируется один человек, а другой не хочет никаких изменений в семейных отношениях, то возникает опасность разбалансировки эмоциональной динамики семейной системы. Домашние начинают испытывать тревогу и могут попытаться вернуть человека к прежним ролевым стереотипам, к саморазрушительному поведению.

Есть ситуация, когда супружеская пара способна по собственной воле прийти к психологу. Уже сам такой приход свидетельствует о том, что у них имеется установка на сохранение совместной жизни, а значит, есть надежда на изменения к лучшему. Задача состоит в том, чтобы найти позитивный потенциал супружеской пары, столь необходимый для выхода из кризисной ситуации и реконструировать семейные отношения.

Работа с супружеской парой. В этом случае муж и жена приходят на консультацию вместе, их поведение делает наглядными привычные модели взаимодействия друг с другом. Консультант может непосредственно подвести их к осознанию конфликтных, непродуктивных форм взаимодействия. В ходе работы с парой можно рассмотреть сложную жизненную ситуацию с разных точек зрения, помочь супругам обрести новый взгляд на жизненные трудности и свою роль в их преодолении, а затем найти новые, более продуктивные способы взаимодействия и решения трудных вопросов. Однако все не так просто: на первом этапе работы супружеская пара может доставить консультанту немало беспокойств и поставить под угрозу саму возможность консультирования.

Вести прием, в котором участвуют двое клиентов (да еще конфликтующих между собой), гораздо труднее, чем консультировать одного. Хотя работа с двумя супругами и является более эффективной, ее результаты не носят столь глубокого характера, какой возможен при индивидуальном консультировании: здесь реже затрагиваются те глубинные проблемы, которые лежат в основе супружеских разногласий. Для того чтобы настроить супругов на совместную работу, организовать и направить конструктивный диалог, от консультанта требуются особые навыки и умения.

Конструктивный диалог по праву считается наиболее эффективным методом работы с супружеской парой или семьей в целом на начальных стадиях консультирования. Организация конструктивного диалога включает три этапа: подготовительный, переговоры и компромиссных решений.

Возможны, по крайней мере, два варианта прихода в консультацию: обоих супругов вместе или одного из них с жалобами на себя или партнера. Наиболее частый вариант - последний.

При формулировании жалоб субъектный локус (то есть на кого жалуется клиент) может приобрести следующие варианты:

· первый жалуется на второго;

· первый и второй жалуется на третьего;

· первый и второй совместно хотят в чем-то разобраться;

· первый жалуется на себя, второй хочет ему помочь.11 Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. - Москва. 1998 г.

Основная задача консультанта на первом этапе - установить контакт с клиентом (-ами) и разобраться в том, что именно привело его или их на прием. На втором этапе консультант выступает как психологический посредник. Он следит за диалогом и при необходимости вмешивается, направляя его.

 

39. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ПОВОДУ СЛОЖНОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМ Причины нарушения детско-родительских отношений – это прежде всего неумение понять ребенка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей.

В целом в психологическом консультировании по поводу сложности отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления.

1.Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.

2.Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению.

3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.
Главным объектом воздействия становится сфера сознания родителей, система сложившихся стереотипов, формы взаимодействия в семье (А.С.Спиваковская). Именно поэтому для многих родителей чрезвычайно важно сочетание первого и второго направления работы. Прежде всего – работа по преодолению педагогических, воспитательных стереотипов.

Первый шаг, который может (и должен) сделать навстречу ребенку взрослый, – это «принять его и присоединиться к нему», предположить (не более того!), что ребенок прав в своей установке по отношению к окружающим людям, какой бы она, эта установка, ни была

Второй – создать опыт подлинно человечных отношений с ребенком. Ведь движущая сила развития ребенка - это аффективные отношения его с теми людьми, которые о нем заботятся; условие осмысленности его личного существования - это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. В основе же нарушения развития личности, агрессивности, жестокости, в равной степени свойственных и детям и взрослым, лежат не только конфликты, но и нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте. Необходимо глубоко понять внутренний мир ребенка и создать опыт «корригирующей заботы», восполнить недоданное ребенку тепло, отогреть его душу.

Еще один важный момент консультирования по проблеме детско-родительских отношений: при анализе каждой конфликтной ситуации помогать родителю проходить по обеим сторонам улицы воспитывающего взаимодействия, смотреть на случившееся глазами и взрослого, и ребенка. При этом важно задавать себе вопросы: что в истории развития моего ребенка могло привести к агрессивному поведению? Могла ли спровоцировать вспышку гнева создавшаяся ситуация? Каков «вклад взрослого» в возникновение конфликта? Только так мы научимся понимать хотя бы что-то из того, на что мы хотим повлиять. Если заглянуть в «душевное подполье» детей и родителей, мы увидим «ад» взаимных обид и психических травм, любви и ненависти, которые «одинаково метят жизненный путь человека».

Исследования природы агрессивного поведения (К. Бютнер, В. А. Горянина, Е.В.Ольшанская и др). показали: в основе любого конфликта, немотивированного, на первый взгляд, взрыва агрессии ребенка лежит страх. Все многочисленные страхи (перед смертью, обществом и отдельными его представителями, лицами противоположного пола, перед своими запретными, с точки зрения морали, чувствами) свойственны и ребенку, и воспитывающему его взрослому. Возникают же они на основе пережитого негативного опыта: память о нем актуализируется в боязнь быть травмированным, обиженным. Страх подвергнуться нападению в ситуации, в чем-то напоминающей прошлый опыт, трансформируется в гнев, ярость, архаическое чувство злобы.

Первый шаг к подлинно гуманному воспитанию – в понимании взрослым субъективного образа мира ребенка, его чувств и эмоций, в том числе и тех, которые в нашей культуре привыкли считать негативными; второй - в стремлении изжить страх, создать отношения, свободные от страха, «корригирующий опыт заботы». Для этого необходимо отказаться от манипулирования поведением и репрессивных мер (отметки, замечания, наказания и пр.) и обратиться к сфере чувств и переживаний ребенка, научиться понимать ребенка и взаимодействовать с ним.

 

40. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ. Однако для того, чтобы в семье произошли конструктивные изменения, в дополнение к отношениям помощи (на фоне помогающих отношений) необходимо использовать определенный репертуар воздействий. Репертуар воздействий, используемый консультантом, отражает его теоретическую ориентацию. Впрочем, сегодня большинство консультантов – эклектиками и пользуются приемами и методами, которые разработаны в самых различных теоретических подходах.

Традиционно основным методом психологического консультирования считается интервью, т.е. беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей. Традиции – это, конечно, хорошо, но будем жить «здесь и сейчас». В современной практике консультирования (в том числе и семейного) преобладает эклектизм. Консультанты используют все богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: от диалогического общения Роджерса, и психодрамы Якоба Морено до структурированных технологий НЛП (нейро-лингвистического программирования) и, конечно, системной семейной терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» (они представляют собой нечто подобное «живым картинкам», когда члены семьи, выбирая позы и расположения в пространстве, пытаются изобразить свои взаимоотношения в статике или динамике).

Если вы зададите вопрос: «Что же использовать?», я отвечу так: выбирая средства, необходимо помните известное методологическое положение, которое Дж. Пол сформулировал как вопрос: «Какая помощь, кем осуществляемая и в каких условиях наиболее эффективна для этого клиента с этими конкретными проблемами?». И еще одно стоит помнить при выборе методов и конкретных техник консультирования семьи. Выбор во многом определяется тем уровнем, на котором вы осуществляете консультационный процесс. Принято выделять внешний и внутренний (глубинный) уровень консультирования.

Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Она часто применяется на первой встрече. Здесь широко используются психотехники создания помогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии (К. Роджерс, Ф. Василюк и др.). Хорошо «работают» на внешнем уровне консультирования семьи возратное психологическое консультирование и психотехники, разработанные в поведенческой психологии (Не знаю лучшего изложение бихевиоральных техник, пропущенных через фильтр гуманистического подхода и ориентированных на родителей, чем в книге супругов Байярд «Ваш беспокойный подросток.)

Доверительные отношения, создаваемые при этом, порождают открытость, которая помогает каждому члену семьи высказать все, что у него на уме и выразить свои подлинные чувства. Это – первый шаг к прояснению проблемы, шаг к себе-подлинному и к другому человеку.

На более глубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределения власти и т.п.), когда необходимо оказать воздействие на менее осознанные процессы, используются методы, разработанные в психоанализе, гештальттерапии и, конечно, различных направлениях семейной психотерапии.

Однако не стремитесь на глубинный уровень. Войти-то в него можно, но вот выйти (да еще и семью вывести из этого подземелья) под силу далеко не каждому. Сразу договоримся: уровень, на котором работает школьный психолог, конечно же, «внещний». Однако, не спешите расстраиваться: на этом уровне консультирования многого можно достичь. Лучше чуть подробнее поговорим о тех тактиках, методах и приемах, которые возможно использовать здесь.

Тактики: возможны две тактики работы:

Первая предполагает усиление когнитивного аспекта; вторая по преимуществу направлена - на работу с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, с поиском неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях.

Усилению когнитивного аспекта способствует, прежде всего, возрастное психологическое консультирование. Что это такое? Если говорить совсем попросту – беседа, помогающая родителю понять особенности поведения ребенка, которые связаны с изменением его «социальной ситуации развития». Здесь психолог, в основном, раскрывает наиболее важные вопросы психологического развития детей и их воспитания, особенности родительских отношений с ними. Соответственно, эту беседу (ни в коем случае не лекцию!) можно завершить совместной выработкой программы изменения действия родителей в соответствии с изменившейся ситуацией (Как лучше разговаривать? За что хвалить? Как распределять обязанности? и т.д. и т.п.). Само собой разумеется, говорить с родителем надо на ясном понятном языке, без обилия мудреных терминов и схем. Все остальное, что вам надо знать об этом виде работы, вы найдете в библиотеке. Назову наиболее удачную книгу, которая рассказывает об этом виде консультирования – Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс «Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей» (1990).

Хорошо работают психотехники, разработанные в поведенческой психологии. Вспоминаю забавный случай, который произошел у меня во время консультирования одной мамы, обратившейся с тем, что на нашем профессиональном языке именуется «проблемой детско-родительских отношений. А если попроще, – в течение сорока минут она вываливала поток жалоб на свою единственную восьмилетнюю дочь. Если поверить хотя бы одной десятой из того, что сказала мама, то в ее семье явно подрастал какой-то монстр. Ну, послушала я маму по всем правилам.

Посочувствовала ей. А потом дала домашнее задание по «сбору информации к размышлению и дальнейшей работе». Я попросила ее разделить лист бумаги пополам и самым дотошным образом отмечать в нем, когда, за что и как она «погладила» или «отругала» (сделала замечание) девочке. Именно так: на одной стороне – «+», на другой «–». Неделю мама не выдержала, - позвонила на третий день. Ее первыми словами были: «Господи, у меня отличная дочь! Если бы со мной так, – я бы взбунтовалась! Как она только все это терпит?!». Оказалось, что за день она сделала девочке 47 замечаний (по всяким поводам и без повода) и лишь три раза похвалила ее. Дальнейшего консультирования не понадобилось. А вот тренинг детско-родительских отношений мама посетила. И с большой пользой.

А вот при консультировании, направленном на реконструкцию отношений в семье, – очень помогают игра, психодрама и ролевое моделирование. Особенно, если работать приходится с родителями, которые «любят поговорить» и буквально «тонут в потоке слов». Эти приемы, с одной стороны, включают взрослых в реальные действия, позволяют побывать в разных ролях: не только в своей собственной), но и своего ребенка. А с другой – дает возможность мысленно выйти из ситуации и посмотреть на нее со стороны, более адекватно оценить свое поведение, увидеть наряду со своими собственными переживаниями и переживания другого человека, и ситуацию в целом, а значит – учатся управлять своим поведением.

Можно использовать некоторые системные технологии, которые во-первых, предполагают работу с семьей в целом, а во-вторых применяемая здесь техника преобразования семейной ситуации основана на эффектах непрямого, опосредованного воздействия. Об одной из первых таких (не «заемных», а собственно российских!) методик мне рассказала ее автор - самарский психолог Ольга Шапатина (В прошлом году О.В. Шапатина защитила кандидатскую диссертацию «Согласование родительских позиций как условие развития ребенка».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных