Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Новая венская школа.




Творчество Арнольда Шѐнберга (1874–1951)

А. Шѐнберг – глава Австрийской школы, виднейший представитель музыкального экспрессионизма. Автор музыкально–теоретических работ и критических статей. Творческий путь –пример непрестанных поисков в области музыкального языка и новых средств выразительности. Творчество сформировалось под воздействием эстетики символизма, позднего австро–немецкого романтизма и экспрессионизма, ярко выразило противоречивость современной эпохи.

Ранний «тональный» период (1897 – 1906). Неоромантические тенденции, влияние Р. Вагнера, начало педагогической деятельности (1903). Первые ученики А. Шѐнберга – А. Берг и А. Веберн. Симфоническая поэма «Пелеас и Мелизанда» (1903), «Камерная симфония» (1906) – последнее сочинение «тонального» периода, стоящее на пороге атонализма.

Атональный период (1907–1912). Атональность и атематизм – характерные приемы композиторской техники. Теория «эмансипации диссонанса» («Учение о гармонии», 1909–1911). Создание экспрессионистской оперы – монодрамы «Ожидание» (1909), драмы с музыкой «Счастливая рука» (1913). Вокальный цикл «Лунный Пьеро» (1912), отражение принципа «говорящего пения».

Додекафонный период (1924–1944). Путь от свободной атональности («расширенной тональности») к серийной технике. Произвольная комбинация из 12 ступеней хроматической гаммы. Прямое проведение (версия), обращение интервалов (инверсия), ракоходное обращение и инверсия рако–ходного обращения. Принципы додекафонной техники в Квинтете для духовых инструментов (1924) и Пяти пьесах для фортепиано, ор.23 (1923).

Поздний период (1944–1951). Кантата «Свидетель из Варшавы» (1947). Отражение в музыке не только натуралистических эффектов, мотивов безнадежности и отчаяния, пассивного восприятия смерти, но и обобщенного

образа величия, силы и страдания, утверждающегося в финале. Сочетание принципов додекафонной техники и других, тональных приемов развития. «Свидетель из Варшавы» – одно из первых сочинений зарубежного композитора, посвященное ужасам военного времени. Предвосхищение некоторых принципов развития музыки 50–60–х годов («Военный реквием» Б. Бриттена, «Dies irae» К. Пендерецкого).

Значение творчество Шѐнберга в австрийской и мировой музыке. Другие представители австрийской (ново венской) музыкальной школы – А. Берг, А. Веберн.

Творчество Альбина Берга (1885–1935)

Ученик А. Шѐнберга. Создатель серийной техники. Видный представитель музыкального экспрессионизма, испытавший значительную стилистическую эволюцию, но сохранивший при этом, целостность собственного стиля.

Раннее творчество. Влияние Р. Вагнера, Р. Штрауса, Г. Малера, продолжение песенной традиции Й. Брамса, X. Вольфа. Занятия у А. Шѐнберга (1904—1910). Пьесы для кларнета, ор.5 (1913), Три пьесы для оркестра, ор. 6 (1914) –образцы атональной музыки. Продолжал песенную традицию И. Брамса и X. Вольфа, достигнув вершины в этом жанре (5 песен на слова П. Альтенберга, 1912).

Опера «Воццек» (1915–1921) – одна из вершин оперной драматургии XX века Сюжет одноименной драмы Г. Бюхнера. Воплощение в музыке стихии кошмара, ужаса, насилия, жестокости. Сгущенно–экспрессионистский характер оперной драматургии. Сочетание принципов атонализма с системой лейтмотивов и традиционных музыкальных форм.

Поздние сочинения. Одним из первых использовал современный музыкальный прием – коллаж (Лирическая сюита для струнного квартета, 1926). Неоконченная опера «Лулу» (1935). Принципы атонального стиля и техника додекафонии. Программный концерт для скрипки с оркестром (1935).

Более 20 литературных работ о композиторах новой венской школы. Значение творчества А. Берга.

Творчество Антона Веберна (1883–1945)

А. Веберн – композитор, дирижер, педагог, один из наиболее видных представителей серийной и создатель серийно–пуантилистской техники композиции в зарубежной музыке XX века. Музыкальные сочинения А. Веберна. Творчество сформировалось под влиянием эстетики экспрессионизма. Своеобразие и индивидуальность облика музыки. (Кантовский рационалистический идеализм, учение И.В. Гѐте о развитии в природе, религиозно–христианская этика, всеобщая гармония, понимаемая абстрактно.) 6 багателей для струнного квартета (1913), 5 пьес для оркестра (1913), концерт для девяти инструментов соло (1934), кантаты: «Свет глаз» (1935), «Зажигающий луч жизни» (1939), «И Вселенная молчит» (1943). Ряд хоровых и сольных вокальных произведений.

Теоретические работы — «Путь композиции на основе двенадцати тонов» (1932), «Путь к новой музыке» (1934). Последователи А. Веберна («вебернисты») в разных странах (К. Штокхаузен в Германии, И. Булез во Франции, Л. Берио и Л. Ноно в Италии, Я. Ксенакис в Греции, Э. Кршенек в Америке).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных