Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение становления высшего образования в России.




Женщины в России не имели равных прав с мужчинами не только в политической и экономической жизни, но и не обладали одинаковыми правами с мужчинами в области образования. Женских школ – как начальных, так и средних – было значительно меньше, чем мужских (хотя женщин в России было несколько больше, чем мужчин), программы женских училищ по своему объему, были также уже. В высшие учебные заведения женщин не допускали. Царизм считал, что уделом женщин является церковь, кухня и дети.

В России, как и в других странах, писал В. И. Ленин, на женщин обрушивались «неслыханно-подлыми, отвратительно-грязными, зверски-грубыми законами о неравенстве женщины».

Однако капиталистическое развитие страны, особенно революционно-демократическое движение, вынудило самодержавие пойти на ряд уступок во многих областях жизни, в том числе и в развитии просвещения.

Лучшие, наиболее прогрессивные слои общества не могли мириться с неравноправием в образовании для женщин. Борьба за равноправие женщин с мужчинами, за возможность поступления в университеты, за получение высшего образования являлась одним из важных направлений демократического движения. Это была борьба с крепостническими устоями российской жизни, вековыми предрассудками дворянства и буржуазии. И в ней, как отмечала известный историк женского образования К. Р. Шохоль, «русская женщина обнаружила весьма много энергии и постоянства».

Вопрос о высшем образовании для женщин был поднят российской общественностью еще в 50-х годах 19 в. Передовые женщины в обстановке революционного подъема начала 60-х годов, проведения некоторых буржуазных преобразований в стране, усилили борьбу за право доступа в университеты, ибо даже принятый новый университетский устав 1863 г. не дал женщинам права поступления в высшие учебные заведения.

Женщин из средних слоев влекли к высшему образованию их практические соображения: оно предоставляло некоторые гарантии на самостоятельный труд и лучший заработок, помогало обеспечить себя от всяких жизненных случайностей. Необходимо иметь в виду, что к 60-м годам 19 в. ни в одной стране Западной Европы женщины также не имели полных прав на получение высшего образования (исключение составляла Швейцария, где женщины широко допускались в высшие учебные заведения).

Несмотря на то, что в 60-е годы 19 в. «стремление женщины к университетскому образованию было в то время еще совсем ново», значительное число русских женщин, не имея возможности получить высшее образование в России, уезжали в те страны, где была возможность поступить в высшие учебные заведения. Особенно привлекала русских женщин Швейцария, являющаяся тогда главным центром русской политической иммиграции.

Правительство было вынуждено считаться с тем, что значительное число женщин уезжает за границу для получения высшего образования и многие из них, возвращаясь в Россию, вступают на путь революционной борьбы.

Царское правительство, находясь под натиском с двух сторон – требованием передовых людей расширения женского образования и возрастающим числом отъезжающих за границу женщин, - сочло необходимым пойти на ряд уступок в области женского образования.

Создание МВЖК было крупной победой демократических сил России. МВЖК являлись по существу филиалом Московского университета, так как большинство преподавателей женских курсов были одновременно и преподавателями университета. Существование и развитие МВЖК находилось в тесной связи с прогрессом науки, сосредоточением на курсах передовой демократической профессуры. Значительная часть курсисток была выходцами из демократических слоев населения. Они живо реагировали на все социальные стороны жизни, горячо сочувствовали народу. [1, С. 9-10]

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных