Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предыстория: Русские в Советской Литве и накануне дезинтеграции СССР




В большинстве, русские в современной Литве – это потомки мигрантов, переселившихся после вхождения Литвы в состав СССР. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к описанию современной русской диаспоры в Литве, рассмотрим предысторию её формирования.

Вхождение Литвы в состав СССР сопровождалось огромными потерями среди населения. От переписи 1923г. до следующей переписи 1959г. промежуток выходит в 36 лет. За такой срок произошли такие значимые события для этнического состава населения, как первая(1939 – 1940 г.) и вторая (1955 – 1959г.) репатриации немцев, две репатриации поляков(1944 – 1947 и 1955 – 1959), и холокост, уничтоживший до 90% коренного еврейского населения. На численность литовского населения повлияли репрессии и депортация в Сибирь в 1940 – 1950 г. Однако к переписи 1959 г. часть заключённых и депортированных вернулась в родные места. Поэтому эта перепись не отражает ситуации, сложившийся в период репрессий и депортаций. Кроме того, на территории Литвы продолжалась борьба с Советским режимом до середины 1950-х годов.

На протяжении советского периода в истории Литвы, русские стали второй этнической группой, после литовцев. Кроме того, русские стали преимущественно городским населением(77,0%). Таких показателей русское население в Литве не достигало ещё никогда. Хотя по данным переписи 1897г. достаточное число русских в Сувалкской, Виленской и Ковенской губерниях, это было в основном служилое население в виде чиновников и военных. Все они отхлынули с началом Первой Мировой войны и уже больше не вернулись в Литву.

Перед началом Второй Мировой войны, как уже было указано предыдущей главе[10], представители образованного русского населения(члены русских Белых организаций, бывшие белогвардейские офицеры) начали эмигрировать на Запад. Все ясно осознавали, что их ждёт в случае ареста. Некоторые русские, имевшие немецкие корни, пытались воспользоваться репатриацией немцев, и через Германию, попасть в другие страны. Вместе с ними уезжала и часть старообрядцев. После того, как в 1944 году стало очевидно возвращение Красной армии, часть старожильческого населения вновь бежала из Литвы, бросив всё своё имущество. Но большая часть старожильческого контингента осталась в Литве в советское время. Старообрядцы работали в колхозах. В отличие от литовцев они не оказывали вооружённого сопротивления Советской власти. Из – за этого они нередко становились жертвами и объектами для насилия со стороны литовских националистов. А это в свою очередь побуждало последних пополнять ряды истребительных отрядов. Это сильно осложнило и испортило отношения между литовцами и русскими.

Всесоюзная перепись исключала все социальные категории, которые могли бы отличить приезжих от старообрядцев, и вообще, от старожильческого населения. Таким образом русское население в переписях представлено теперь одним этнонимом – «русские».

Вот почему историкам трудно ответить на такие вопросы, как сложилась судьба старожильческого русского населения после присоединения Литвы к Советскому союзу, а также в годы Второй Мировой войны и после неё? Что произошло с русской идиентичностью? И как складывались отношения между старожилами и прибывшими в Литву? К сожалению, на эти вопросы ответить крайне сложно из – за недостатка информации. Но одно можно сказать точно. В результате всего выше перечисленного, частично из – за объединения, частично из – за расправ литовских партизан, а также из – за эмиграции перестали существовать некоторые сельские очаги старообрядцев, основанных ещё в Царской России или Речи Посполитой.

Другим очевидным фактором увеличения числа русских стала внутрисоюзная миграция. В течение, первого послевоенного десятилетия, Литва оставалась не привлекательной для постоянного места жительства из – за вооружённого литовского сопротивления. В это время приток русского населения, не считая естественного прироста среди старообрядцев, происходил за счёт притока партийных и репрессивных органов. Перелом наступил в «Хрущёвскую оттепель». По данным литовских историков, в этот период с 1960 по 1989г. в страну прибыло 733 тыс. русских и русскоязычных (в среднем 24,5 тыс. за год). Из них 207 568 (около 30 %) остались на постоянное место жительства. Следующими периодами интенсивной миграции стали 1970 – 1974 г.(40 тыс.) и 1975 – 1979г. (31 тыс.).

Вскоре численность русских в 1959 г. составила в Вильнюсе – 29,4%, в Клайпеде – 35,7%, в Каунасе – 11,7%, Шауляе – 13,1%, Паневежисе – 11,5%. Притоку населения в Вильнюс способствовали статус столицы союзной республики, выработанные планы развития и значительное снижение численности населения. Клайпеда, помимо того, что почти осталась без населения, стала важным морским портом СССР. Для работы в порту требовались политически лояльные работники, в качестве которых литовцы зачастую не рассматривались. Поэтому в городе наблюдалось значительное присутствие людей нелитовской национальности. В 1970 – 1980 –х по инициативе и указанию правительства СССР в Литве, как и в других республиках, развивались разные отрасли промышленности. В связи с тем возрастал контингент работников из других союзных республик, а некоторые отрасли стали полностью «русскоязычными». Однако в Литве, по сравнению с другими советскими республиками Прибалтики, не было городов и регионов с преобладающим русским населением. Исключение составлял лишь город Снечкус (Висагинас), в котором с середины 1970 –х годов началось строительство атомной электростанции. В 1979г. русские составляли 66,2% населения города.

 

Таблица 1

Национальный состав Литвы по данным переписей,%

Национальный состав Год переписи
           
1.Литовцы   2.Русские   3.Белоруссы   4.Украинцы   5.Поляки   6.Евреи   7.Немцы   8.Другие 79,3   8,5   1,1   0,7   8,5   0,9   0,4   0,6 80,1   8,6   1,5   0,8   7,7   0,8   0,4   0,4 80,0   8,9   1,7   0,9   7,3   0,4   0,7   0,7 79,6   9,4   1,7   1,2   7,0   0,3   0,7   0,7     83,5   6,3   1,2   0,7   6,7   0,1   0,1   1,4 84,2   5,8   1,2   0,5   6,6   0,1   0,1   1,5

 

Надо сказать, что в советское время на основе внутрисоюзной миграции создавался новый тип русских. Во многом культура и быт русских мигрантов, коммунистическая пропаганда оказывали воздействие на всё население Литвы. Центральная власть, конечно, дозволяла сохранять некоторые черты идентичности для титульных наций союзных республик, но это мало касалось самих русских. Кроме этого, русские впервые за свою историю стали преимущественно городским населением (77,0% от общей численности).

 

Таблица 2.

Доля русского населения в крупнейших городах Литвы

по данным переписей, %

Город   Год переписи
           
Вильнюс   Каунас   Клайпеда   Шауляй   Паневежис 29,4   11,7   35,7   13,1   11,5 24,5   10,5   30,8   11,4   8,3 22,2   8,3   29,6   11,0   6,7 20,2   8,3   28,2   10,5   5,9 14,0   4,4   21,3   4,8   2,9 12,0   3,8   19,6   4,1   2,4

 

 

Такая политика СССР не была безрезультатной, она разрушила культурную идентичность не только других «нетитульных» групп, но и русского старожильческого населения. Последнее не исключает адаптации, и некоторые представители старого русского населения Литвы адаптировались, хотя и не пользовались доверием со стороны советских органов. Советизация всех форм жизни отождествлялась не только с политическим режимом, но и с конкретной этнической группой, то есть с русскими. Их повышенный статут вызвал открытое и скрытое неудовольствие в литовском обществе на протяжении всего советского периода. Неслучайно, некоторые русские старожилы в переписях указывали себя, как литовцев, видя в действиях новых мигрантов девальвацию привычного образа русских. Повышенный статус русских сыграл свою роль во всплеске литовского национализма в начале 1990-х годов.

Однако вышеизложенное не означает, что образ русских связывался только с номенклатурой, пролетариатом и офицерством. Очевидным фактом является то, что некоторых русских и литовцев объединяли не только общие интересы в рабочей или творческой сферах, но деятельности, которая вызывала подозрение со стороны советских органов безопасности(интерес к запретной литературе, западной рок – музыке, движению хиппи и др.) В таких случаях этнический фактор был неважен и отходил на второй план. Например, известный поэт Георгий Ефремов вспоминал: «По приезде в Вильнюс, я – в первые же дни моего студенческого ученичества- познакомился с Марцелиюсом Мартинатийсом и Йонасом Стрелкунасом, тогда же узнал их стихи, редко и мало печатаемые. Ощущал ли я какой – то барьер, отстранённость от литовцев (не каких – то усреднённых литовцев, а тех, к кому меня тянуло). Нет, нет и нет. Выражусь определённее. Культурная,творческая и духовная атмосфера Вильнюса представлялась мне более плодотворной и здоровой, чем в тогдашней Москве».

Но в большинстве своём русские были заняты на производстве (53%), а в культурной сфере их процент был невысок – они занимали последнее место. Русские выделялись среди этнических групп самой высокой долей инженерно – технических специалистов, а также рабочих в сфере машиностроения и обработки металлов. Прочно занимая данную рабочую нишу, русские чувствовали себя комфортно и оценивали своё положение, как достаточно стабильное. Вызовом этой стабильности стало начало движения за восстановление независимости Литвы в конце 1980-х годов, а её крахом – дезинтеграция СССР в 1991 г.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных