ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие совладающего поведения (копинга) и виды копинг-стратегийКопинг-поведение (совладающее поведение) — осознанное поведение субъекта, направленное на психологическое преодоление стресса. Автор термина — амер. пс. А. Маслоу. Понятие "coping" - от англ. справиться, выдержать, совладать. Копинг поведение хар-ся осознанной конструктивной актив-ю лич-ти, вкл. произвольный выбор; цель — пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Оценка ситуации: а) способность заметить критические изменения, с которыми нужно справиться; б) способность оценить внеш. и внутр. ресурсы для решения проблемы. Лазарус и Фолкман - дихотическая классифик-я копинг-стратегий: • проблемно-фокусированные (противоборство, поиск соц. поддержки и планомерное разрешение проблем); • эмоц-фокусированные (самоконтроль, дистанцирование, позитив. переоценку, принятие ответственности и избегание). Моос и Шеффер: – сфокусир. на оценке (установление для себя значения ситуации); – сфокусир. на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса); – сфокусир. на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоц. равновесия). Перлин и Шулер 1)стратегия изменения способа видения проблемы, 2)изменения проблемы и 3)управления эмоцион. дистрессом. Коплик предлагает дихотическую классифик-ю: стратегия поиска инф-ции и стратегия закрытости для инф-ции. Виталиано три способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование. Фрайденберг 18 стратегий сгруппир. в три категории: обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители и др), непродуктивный копинг (стратегии избегания, кот. связаны с неспособностью справиться с ситуацией) и продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, соц. связь с др. и тонус). Хобфолл шесть осей: просоциальная / антисоциальная направленность, прямое / непрямое поведение и пассивное / активное поведение. И.А.Бубнова выделяет 3 стратегии: 1) проблемно-фокусирующ. (чел-к активно действует и более оптимистично оценивает возникшую проблему); 2) эмоц-фокусирующ. (поиск соц. поддержки); 3) потенциально-деструктивные (отрицание проблемной ситуации, прекращение деят-ти).
5. Социальные факторы повышающие устойчивость к психическим расстройствам: социальная поддержка, профессиональная деятельность, религиозные и моральные убеждения и пр.
Социальная поддержка может рассматриваться в рамках государственной поддержки также в рамках поддержки со стороны близких людей. Государственно-социальная поддержка обеспечивается за счёт того, что смягчаются социальные проблемы возникающие у человека. Важнейшую роль играет профилактика (аптеки, заводы, медицинское оборудование). Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. Профессиональная деятельность (трудотерапия) – если человек работает, то он меньше разрушается. Если человек востребован, видит результаты, он меньше подвержен психическим расстройствам. Религиозные убеждения значимость рассматривается в трудах Юма. Он не выделяет отдельные конфессии, которые более или менее благоприятны, он рассматривает их с точки зрения периодов человека. Критические периоды: смерть, свадьба, рождение ребёнка. В любой религиозной конфессии существуют спецефические ритуалы. Эти ритуалы имеют психотерапевтическое значение. Они выработаны в течение столетий. Представление о болезни и здоровье в различных культурах могут отличаться. В различных культурах существуют свои отдельные болезни, которые в других культурах могут вообще не встречаться или встречаться редко. В Древней Греции и Древнем Китае считали, что здоровье – отсутствие негативного состояния, но и присутствие позитивного начала. Неотъемлемой частью здоровья является составление гармонии с природой в течение жизни и при выполнении социальных ролей. Моральные убеждения включают различные уровни знаний. Во-первых, это знание правил поведения, норм, принципов, идеалов (ибо пред тем, как осознать, принять или не принять нравственное требование, его надо знать). Во-вторых, это знание этической ценности требования, обоснование необходимости следовать этому положению. Обоснование, в зависимости от уровня развития человека, может быть глубоким (например, основываться на принципе справедливости) и не глубоким (например, на установке «так надо»). В-третьих, знание существующего в обществе отношения к какому-либо нравственному положению.
9. Понятие о психической патологии и механизмах её развития в классическом и современном психоанализе С т.з З. Фрейда инстинкты – ид, эго, суперэго, часто не ладят между собой. Приходят в столкновение и возникают интропсихические или динамические конфликты. Число таких конфликтов и способы разрешения придают формы лич-ти и определяют способы повед-я лич-ти отражающиеся в том, как чел-к решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей. В норме адаптивное повед-е связывается с малым кол-м конфликтов или эффективным их решением. Тяжёлые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющим чертам лич-ти или к психич. расстройствам. Психоанализ помогает клиенту осознать скрытое, подавленное чувство: гнев,кот. пациент должен осознать и пережить в катарсисе. Эта работа помогает клиенту осознать как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Эгопсихология – одно из направлений психодинамической психотерапии, не считает доминирующими факторами инстинкты и влечения, а более важную роль придает Эго. Психотерапевтический метод,(А.Фрейд) с начала до конца имеет дело с Я (Эго) и его отклонениями, в то время как рассмотрение и исследование бессознательного явл средством для достижения конечной цели. А.Фрейд разработала концепцию специфических защит, дополняющих осн. механизм подавления, подчеркнула значение аффектов и показала отношение между ответными реакциями на внеш. опасность и защитными формами против внутр. инстинктивной опастности. Занималась проблемами детского психоанализа. Анализ самости Х.Кохута. Норм. психич. развитие ребенка строится на благоприятных отношениях с ближайшим окружением. Интроекция образов родителей позволяет ребенку ощущать свое совершенство, величие, состоятельность. Травматич. недостатки Я-объектов, отсутствие эмпатии может приводить к серьезным нарушениям лич-ти(люди с нарциссическим типом хар-ра). У них отсутств. внутр. мотивация, ориентирующие ценности и смысл жизни, люди с внутр. сомнениями в собственной ценности и неустойчивым самоуважением. Х. Кохут сформулир. нов. теорию собственного Я, объясняя возможные нарушения и особенности развития следствием взросления без объектов. Изменился подход к анализу лич-ти. Центральным элементом становится "Я", образы-Я (сэлф-репрезентации), самоуважение. Англ. школа объектных отношений. М.Кляйн: уже на ранних стадиях развития ребенка наблюдаются Я и Сверх-Я, кот. Фрейд относил к более поздним стадиям развития(к фаллической). Уже с самого рождения у ребенка обнаруживаются 2 противоположных инстинкта - влечение к жизни и влечение к смерти. Для совладания с собственными страхами ребенок использует 2 механизма - проекцию(выносить все неприятное вовне) и интроекцию(вбирать все приятное в себя). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|