Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модель психической патологии в рамках поведенческого подхода




Поведенческое направление. Это направление в психотерапии основано на психологии бихевиоризма и использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур. Развитие методических подходов в рамках этого направления во многом связано с усложнением традиционной бихевиористской схемы «стимул—реакция» за счет введения промежуточных переменных – процессов, опосредующих влияние внешних раздражителей на поведение человека, и отражает эволюцию целей поведенческой психотерапии от внешнего к внутреннему научению:

- от методов, направленных на изменение открытых форм поведения

- до методов, направленных на изменение более глубоких, закрытых психологических образований

Оценка поведенческой модели.

Сильные стороны:

1) ее можно проверить в лаборатории

2) базовые понятия бихевиористов - стимул, реакцию и вознаграждение - можно наблюдать и измерять.

3) результаты исследований в значительной мере подтверждают поведенческую модель

4) поведенческие методы лечения оказываются эффективными в клинической практике в случае конкретных страхов, слабых социальных навыков, умственной отсталости и других проблем.

Слабые стороны этой модели.

1. нет веских доказательств, что большинство людей с психическими расстройствами - жертвы неадекватного обусловливания.

2. некоторые критики считают, что поведенческий подход является слишком упрощенным, что его концептуальные понятия неспособны объяснить сложное человеческое поведение.

 

17. Социально-когнитивная терапия (Дж.Роттер, А.Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность

Научение по моделям основано на том, что люди, наблюдая за поведением других людей (и за последствиями этого поведения), усваивают это поведение или меняют паттерн собственного поведения в направлении поведения модели (ср. Bandura, 1969). В отличие от других форм научения при научении по моделям наблюдатель может довольно быстро научиться подражать и перенять даже очень сложные способы поведения и действия.

Процессы являющиеся предметом теории когнитивно-социального научения (ср. Bandura, 1977; Bauer, 1979).

A) Процессы внимания. Прием информации наблюдателем — это активный избирательный процесс, при котором внимание подвергается влиянию различных факторов.

B) Процессы запоминания. Наблюдаемым действиям обыкновенно не подражают тотчас же — сначала необходим процесс накопления в форме образной или вербальной системы репрезентации. Когнитивное накопление есть активный процесс: отдельные признаки модели при этом изменяются и активно кодируются наблюдателем.

C) Процессы репродукции. Наблюдаемое поведение невозможно репродуцировать, если отсутствует психическая и физическая платформа к этому; именно комплексная активность обусловливает подготовку деталей требуемых процессов репродукции.

D) Процессы мотивации. Мотивационные процессы являются своего рода общим условием научения по моделям, без них научение по моделям происходить не может.

Путем научения по моделям наиболее экономично преодолеваются социальные фобии и формируется соответствующее интеракционное поведение. Научение по моделям как одна из форм лечения применяется также при лечении фобий общего типа — часто будучи компонентом какой-нибудь комплексной терапевтической программы (ср. Bauer, 1979).

ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Исследование локуса контроля впервые было описано в монографии Джулиана Роттера (Rotter, 1966).

Согласно теории субъективной локализации контроля, всех людей можно разделить на два типа, имеющих интернальный или экстернальный локус контроля. Приведенные виды локусов теория рассматривает как характеристики личности, формирующие ее поведение.

К. Уоллстон дополнил теорию, предложив разделить эктернальный локус контроля на две шкалы: «Приписывание контроля другим людям» и «Приписывание контроля судьбе».

В практической психодиагностике по атрибутивному стилю судят о когнитивных возможностях, характеризующих личность в обучении и профессиональной деятельности, а также формируют представления о намерениях индивидуума, его возможностях в преодолении жизненных трудностей.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ-тенденция испытуемого связывать причины жизненных событий с внутренними факторами или внешними обстоятельствами.

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам.

Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п.

Для определения локуса контроля используется опросник Роттера. Также о нём можно узнать из методики Розенцвейга.

В своем концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности и ожидание результатов. Самоэффективность —уверенность человека в том, что он может осуществить некоторые конкретные действия, тогда как предположения о результате относятся к тому, что он думает о возможных последствиях своей деятельности.

[Поведенческая]Самоэффективность — оценка собственной способности справиться с определенными конкретными задачами в той или иной конкретной ситуации. Влияет на выбор той или иной стратегии действий.

Подвиды. Социальная самоэффективность — тоже самое касательно построения межличностных отношений. Академическая самоэффективность — тоже самое касательно способности построения теоретических концептов.

Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях.

Низкая самоэффективности — недостаток доверия собственным поведенческим способностям. Высокая самоэффективность способствует тому, что возникающие проблемы воспринимаются человеком не как непреодолимые препятствия, а как вызов, дающий возможность проверить и подтвердить свои способности. Такая оценка ситуации вызывает мобилизацию ресурсов организма, поток.

Самоэффективность является ожиданием личного мастерства в решении будущих задач, поэтому измеряется до того, как человек начнет выполнять какую-нибудь деятельность.

Самоэффективность не относится к способности реализовать основные двигательные функции, такие как ходьба, способность дотягиваться или хватать. Все действия любой стратегии должны находиться в пределах физических возможностей индивида.

Высокая воспринимаемая самоэффективность изменяет мышление, способствуя увеличению количества самоодобряющих суждений. Она также определяет силу и устойчивость мотивации к деятельности, особенно в том случае, если индивид сталкивается с препятствиями на пути к цели. В аффективной сфере связана с уменьшением уровня тревоги и других негативных эмоций, возникающих при неудачах.

Люди с высокой самоэффективностью в общем считают, что они контролируют свою собственную жизнь — от их решений и действий многое зависит. Люди с низкой самоэффективностью объясняют своё положение судьбой и другими мистическим мемами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных